Все дороги ведут в театр: начало творческого пути Алескера Шарифова

Алескер Шарифов не помнил своего отца. Ему было шесть лет (он родился в суровую зиму 1909 года, 25 декабря), когда семья лишилась кормильца. Тяжелые материальные условия не замедлили сказаться. Межэтнические столкновения в Шемахе в марте 1918 г. заставили семью покинуть Шемаху. Перебравшись в Баку, Алескер вместе с матерью и сестрой поселились у старшего брата.

В том же 1918 году он был отдан в среднюю школу. В это же время, Алескер мечтал о сцене. Театр не давал ему покоя.

Шарифов хорошо помнит — был один из тихих летних бакинских вечеров. Как всегда, в сопровождении матери он посетил своего двоюродного брата. В гостиной было шумно, все о чем-то спорили. Увидев в дверях Алескера, двоюродный брат Аббас Мирза Шарифзаде подошел, похлопал его по плечу и сказал матери, что возьмет его в театр.

Аббас Мирза Шарифзаде был кумиром публики, особенно увлекающейся его молодыми героями — представителями современной молодежи.

Вниз по Чадровой улице проехал фаэтон с шумными пассажирами и остановился у дверей театра Маиловых. Вместе со взрослыми Алескер прошел за кулисы. Все почтительно кланялись Аббасу Мирзе. Сердце юноши наполнилось чувством гордости и счастья. Алескера и еще одного подростка одели и повели на сцену. Тут они были поручены актрисе Александре Оленской, которая дала мальчикам дополнительные разъяснения о том, что им нужно делать.

Так юному Алескеру Шарифову довелось выступить в спектакле «Гявэ», поставленном снискавшим к тому времени огромную любовь зрителей Аббасом Мирзой Шарифзаде в труппе братьев Гаджибековых.

Эта первая встреча со зрителем, происшедшая летом 1918 г., стала своеобразным театральным крещением Алескера Шарифова. С этого памятного вечера он стал неизменным участником всех спектаклей труппы Гаджибековых. Что сулила жизнь подростку в будущем?

Алескер вынашивал заветную мечту — пойти по стопам брата. Поступив в 1923 году на вечернее отделение электромеханического факультета техникума им. Н.Нариманова, он одновременно начал учиться в театральном техникуме. Увлечение театром привело его в клуб нефтяников им. Шварца, которым в разное время руководили старейший деятель сцены М.Кирманшахлы, Сулейман-бек Селимбеков и Мустафа Марданов.

После постановки оперы «Шах Исмаил». Аббас-Мирза Шарифзаде сидит слева. Сезон 1929-1930 гг.

Здесь он за короткое время выступил в ряде спектаклей. Усердие и талант дали ему возможность сыграть такие роли, как Иблис («Иблис»), Айдын («Айдын»), Октай («Октай Эль-оглы»), Балаш («Севиль»), Карл Моор («Разбойники»), Керем («Разбойник Керем»). Как видно из этого перечня, роли были сложные, требовали большой и напряженной работы.

Совмещать учебу в двух техникумах было очень трудно. Случай помог Шарифову сделать окончательный выбор и тем самым определить свое будущее. Драматический кружок клуба им. Шварца отмечал свое 5-летие (1925 г.). На юбилейном вечере присутствовали представители общественности, руководители театрального техникума и ведущего драматического театра республики: А.Ахвердиев, В.Сладкопевцев, А.Туганов, Аббас Мирза Шарифзаде, Марзия Давудова и др. Давали спектакль «Айдын», в котором Алескер выступил в заглавной роли. Увидев Алескера на сцене, Аббас Мирза был страшно удивлен и обрадован.

Шарифов был замечен и присутствовавшим на спектакле А.Тугановым и получил приглашение вступить в труппу прославленною театра. Мечта Алескера осуществилась. Он стал членом коллектива, давшего азербайджанской сцене яркое созвездие талантов, вписавшего в историю национального театра незабываемые страницы. С этого дня для Шарифова началась новая жизнь. В театре царила подлинно творческая атмосфера. Здесь были ведущие мастера сцены во главе с Мирзой Ага Алиевым, Сидги Рухуллой, Аббасом Мирзой Шарифзаде. Имея за плечами огромный опыт артистической деятельности, они с любовью растили молодое поколение.

По совету Аббаса Мирзы Алескер все свое внимание сосредоточил на учебе. В 1926 году, досрочно сдав выпускные экзамены в театральном техникуме, Алескер выехал в Москву для поступления в Государственную театральную экспериментальную мастерскую В.Мейерхольда.

Годы, проведенные в экспериментальной мастерской, дали Шарифову многое. Он формировался как художник в атмосфере богатейшей и многообразной театральной жизни; он изо дня в день видел и слышал великих мастеров русской сцены, актеров знаменитого МХАТа; учась у них, приобщался к высокой сценической культуре. Все это, безусловно, впоследствии сказалось на его режиссерской деятельности.

Прошло пять лет напряженной учебы. Алескер вернулся в родной театр и окунулся в его кипучую жизнь, полную смелых замыслов и дерзаний, Ему посчастливилось работать в коллективе, где ставились замечательные произведения талантливейшего драматурга Джафара Джаббарлы, ежедневно общаться с ним, наблюдать за его режиссерской работой, принимать непосредственное участие в его постановках.

1920е-1930е годы были годами триумфального шествия героев Джаббарлы. За короткое время на азербайджанской сцене были поставлены пьесы, завоевавшие огромную популярность у зрителей, в том числе «В 1905 году». «Алмас», «Яшар».

Работа в окружении выдающихся актеров, непосредственно под руководством Джафара Джаббарлы явилась для Алескера неоценимой школой мастерства. Близкое общение с Джаббарлы помогло ему понять драматурга, его мысли, стремления, поиски.

Джафар Джаббарлы принес в театр свою пьесу «Алмас». Жгучие вопросы современности, смелость и новизна их драматургического решения превращали это произведение в событие. Весь подготовительный период прошел в атмосфере энтузиазма, приподнятости. Джаббарлы ночевал в театре. Его горячность, работоспособность передавались актерскому коллективу. Алескер увлеченно репетировал с актерами отдельные сцены. Его усердие не прошло мимо внимания Джаббарлы, оказывавшего молодому режиссеру все большее доверие.

Спектакли, в постановке которых принимал участие Джаббарлы, отличались глубиной раскрытия авторского замысла, совершенством актерских работ. Так было и в этом спектакле. Р.Тахмасиб, И.Идаятзаде, М.Алиев, С.Гаджиева, М.Велиханлы добились выдающихся результатов, создав незабываемые образы, вошедшие в золотой фонд азербайджанского театра.

Джафар Джаббарлы был доволен работой, усердием молодого режиссера Шарифова. В это время он уже писал новую пьесу, делился своими мыслями о ней с близкими ему людьми. Триумф «Алмас» окрылил Джаббарлы и он с удвоенной энергией работал над новым произведением, пился представить его театру. Алескер Шарифов, как и весь коллектив, с нетерпением ждал новой пьесы.

С первыми шагами Алескера в театре совпала организация нового театрального коллектива.

Необходимость в создании колхозного театра возникла давно. АКП(б) было вынесено специальное постановление о продвижении театральной культуры в сельскохозяйственные районы. Решению этой задачи помогло проведение Всесоюзной олимпиады. В дни олимпиады успешно выступила и была премирована агитхудожественная бригада клуба шоферов. Работа клубного кружка дала толчок к созданию нового театра. Так возникла идея на основе этого коллектива создать колхозный театр.

Вскоре Алескер Шарифов был вызван в управление театров и зрелищными предприятиями, где ему сообщили о принятом решении — назначить его художественным руководителем колхозного театра. Он дал согласие и приступил к работе. С этого момента он на долгие десятилетия связал свою судьбу с театром.

По книге А.Алиевой «Алескер Шарифов»