Влияние Тура Хейердала: как родилась «Албанская оратория» Намика Мамедова

Имя Намика Мамедова, Заслуженного художника Азербайджанской Республики, Лауреата премии «Нитау», заведующего кафедрой академической живописи и композиции Азербайджанской Государственной Академии художеств хорошо известно в Азербайджане, как в художественных кругах, так и за их пределами.

Работы Мамедова выставлялись в таких странах как Россия, Грузия, Турция, Германия, Франция, Норвегия, Дания.

Если окинуть взглядом произведения художника разных лет, то сталкиваешься с тем, что на протяжении всей своей активной творческой деятельности он периодически меняет свою манеру письма, так что весь творческий багаж Намика Мамедова сегодня представляет собой некую совокупность больших циклов, соответствующих тому или иному десятилетию. При этом циклы, создававшиеся на разных этапах творческого пути этого художника, совершенно равнозначны с точки зрения мастерства живописного исполнения, независимо от того, принадлежат ли работы раннему или более позднему периоду его творчества.

Какие-то образы и темы, подобно «нитям памяти», тянулись из прошлого, из далеких 1990-х гг. Это темы семьи, любви, красоты (женской и окружающего мира) и тайны, живущей в них. Но появлялись и новые, на первый взгляд, неожиданные персонажи, которые достаточно прочно внедрились в сознание художника, определяя тематику многих его последующих картин.

Как-то к Н.Мамедову в мастерскую приехали гости из гости из Норвегии. Среди этих гостей, по достоинству оценивших его работы, был знаменитый норвежский путешественник, исследователь, этнограф Тур Хейердал, который, посетив храм Св.Елисея в селе Киш (Азербайджан), инициировал проект реставрации этого памятника албанской архитектуры с участием норвежского правительства.

Тур Хейердал с супругой в мастерской Н.Мамедова (Баку, сентябрь 2000 г.)

Это стало знаменательным событием в политической и духовной жизни Азербайджана. Совместный проект между Азербайджаном и Норвегией по проведению археологических раскопок и реставрации храма был запущен в 2000 г. при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. С азербайджанской стороны организацией, ответственной за реализацию проекта, выступал Азербайджанский университет архитектуры и строительства под руководством ректора Университета, профессора Гюльчохры Мамедовой, с норвежской стороны основным фигурантом было Норвежское Гуманитарное общество по археологическим исследованиям и реставрации.

Руководителем раскопок являлся доктор архитектуры известный археолог, старший научный сотрудник Института Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана, профессор Вилаят Керимов.

Свидетелем реставрационных работ стал талантливый азербайджанский композитор Галиб Мамедов, в результате чего им был создан целый ряд произведений, посвященных албанской тематике. В рамках программы азербайджано-норвежского сотрудничества он сблизился с норвежским писателем Эйвиндом Скейе, который стал автором либретто «албанских» сочинений Г.Мамедова. Наиболее ярким, монументальным среди них была кантата «Ораториум Албанум», вдохновившая, в свою очередь, Намика Мамедова на создание серии «Албанская оратория».

Н.Мамедов. Снятие с креста
Н.Мамедов. Мать
Н.Мамедов. Вода жизни

В качестве текста оратории Э.Скейе использовал подлинные тексты Ветхого и Нового Заветов. Однако, учитывая, что культура Кавказской Албании представляет собой конгломерат традиций и языков многих народов, сплав которых, в конечном счете, и составил генофонд традиционной азербайджанской культуры, композитор насытил величественную ткань хоралов интонациями ряда азербайджанских мугамов — Шур, Чахаргях, Баяты-Шираз, Хумаюн, а в качестве одного из солирующих инструментов ввел в партитуру кяманчу.

Как писали музыкальные критики, в основе идеи «Ораториум Албанум» лежало осмысление важнейшего этапа истории Азербайджана — периода Кавказской Албании, явившейся одним из ранних очагов христианства на Кавказе.

Примечательно, что в цикле «Албанская оратория», состоящем из 30 работ — произведений живописи и графики, Намик Мамедов, как и композитор, попытался воссоздать исключительно авторскую интерпретацию общепринятой христианской иконографии.

25 сентября 2003 г. в Баку, с большим успехом состоялась выставка «Албанская оратория».

Н.Мамедов. Весна
Н.Мамедов. Синий натюрморт

Своеобразным продолжением выставки в Баку стала аналогичная выставка художника в Норвегии, проходившая там с 5 по 14 ноября 2004 г. Цикл «Албанская оратория» имел большой успех. Выставка была организована в городах Ослом Фредрикстад (во Фредр и кета деком соборе). Сам факт демонстрации работ в храме существенно подчеркивал духовную значимость выставлявшихся произведений и особенно-сакральную сущность сюжетов, которым они были посвящены.

О том, насколько большое значение этому показу придавала норвежская сторона, свидетельствует факт, что до открытия выставки Премьер-министр Норвегии Кьелль Магне Бондевик принял художника вместе с супругой Нигяр. Выставку посетили многие норвежские художники, писатели, журналисты. В их числе был и один из наиболее авторитетных а Норвегии мастеров живописи Тарио Гростад.

Выставка в соборе получила широкое освещение в печати. Автор музыки «Албанской оратории» Г.Мамедов так же приехал в Норвегию. В рамках этого события был организован культурный вечер, на котором не только обсуждались произведения Намика Мамедова, но и звучала фортепианная музыка в исполнении автора (Г.Мамедова). В целом, вечер был посвящен обсуждению древнего и средневекового периодов истории Азербайджана, и прежде всего — страницам, связанным с Кавказской Албанией.

Н.Мамедов. Побег
Н.Мамедов. Грааль

По материалам Д.Вагабовой (сб. «Этнокультурное наследие Кавказской Албании»)