Из истории гончарства: Специальные сосуды для молочных продуктов из Азербайджана

В XVI в. в ремесленном производстве Азербайджана наблюдалось некоторое оживление. В городах и селах работало много ткачей, кузнецов, медников, гончаров. Центрами ремесла и торговли стали такие города как Тебриз, Шемаха, Баку, Ардебиль, Джульфа.

В XVII в. гончарство оставалось одним из основных ремесел в Тебризе, Ардебиле, Шемахе, Гяндже, Баку.

К XIX в. гончарство, продолжая традиции, среди других ремесел занимало в селах и ряде городов Азербайджана ведущее место. Основные центры его были в Губинском, Шемахинском, Гейчайском, Ленкоранском, Нухинском (Шекинском), Нахичеванском, Елисаветпольском уездах.

Традиционные керамические изделия созданные азербайджанскими мастерами, в основном, отличались многообразием. Особый интерес представляют сосуды, которые делали для молочного хозяйства.

Большое значение гончарных сосудов в молочном хозяйстве определялось удельным весом развитого с древности скотоводства на территории Азербайджана. Необходима была специальная гончарная посуда для обработки молока и молочных изделий. Разнообразие форм и назначений этих сосудов, а также их размеры являются показателем для характеристики молочного хозяйства. Широко распространенными сосудами были различные керамические подойники.

Керамические подойники

Как правило, это были сосуды с двумя ручками. Наиболее распространенными были 4-х и 5-ти литровые подойники. Подойники использовались не только для дойки, но и для других хозяйственных целей. В некоторых селах их использовали как сосуды для слива содержимого маслобойки.

Подойники различались по форме и по размерам. Более современные были в основном неполивными. Но например в Губинской зоне их покрывали глазурью с внутренней и внешней сторон. А подойники обнаруженные в Оренкале (ХII-ХIII вв.) были ангобированы только с внутренней стороны.

Керамические подойники часто использовались для заквашивания молока, предназначенного для сбивания масла. Для заквашивания молока в небольшом количестве использовался специальный сосуд («баджа») с высокими бортами. О широком их применении в древности говорят археологические находки, в частности в различных слоях в Мингячевире, в слоях IX—X вв. Оренкалы.

Что касается маслобойки, то этот сосуд являлся очень распространенным во всех этнографических зонах Азербайджана. По сведениям гончаров особенно большая потребность в них была в период перекочевок на летние пастбища. В зависимости от количества молока в одном и том же хозяйстве употреблялись маслобойки различных размеров.

Гончары разных зон Азербайджана в советское время производили много маслобоек, что свидетельствовало об объеме производства молочных продуктов.

Маслобойки

Азербайджанские маслобойки представляли собой кувшин с невысокой горловиной. На передней части, на плечике имелась ручка. Под ручкой или слева от нее делалось небольшое отверстие диаметром около 2 сантиметров для выхода газов, возникающих в процессе сбивания. Камышовая трубочка, вставляемая в это отверстие, в процессе сбивания периодически извлекалась и по следам на ней судили о готовности масла. При изготовлении маслобоек к внутренним стенкам их и ко дну после предварительной сушки (обычно через день) прилепляли глиняные комочки. Такие комочки в основном были характерны для гончарства Ленкоранско-Астаринской зоны.

В других гончарных центрах вместо комков специальным гребнем («дараг») по внутренним стенкам сосуда в процессе формовки гончар делал глубокие желобки, образуя тем самым шероховатость. Как объясняли мастера — эти комочки и желобки ускоряли отделение масла oт пахтанья.

Гончарные маслобойки были выявлены на различных археологических культурах Азербайджана. Так, к эпохе ранней бронзы относятся маслобойки, обнаруженные на поселении Кюльтепе I в Нахчыване (1960-е гг.), на поселении Гяфле-тепелери (1970-е гг.).

Гончарные маслобойки были найдены также на поселении куро-аракской культуры Бабадервиш близ города Газаха, на Агстафачайском поселении (начало 1960-х гг.), на поселениях поздней бронзы в Мингячевире (конец 1950-х гг.), и Сарытепе (1956 г.).

На Каратепе в Мильской степи (I тысячелетие до н. э.) были выявлены маслобойки с остроко-нечными выступами на внутренней стороне днищ. Все эти данные свидетельствуют о том, что Закавказье было одним из древнейших районов производства керамических маслобоек.

В эпоху поздней бронзы стали появляться маслобойки с горизонтально наклонными ручками. Археологические находки маслобоек, традиционное сохранение их до нашего времени характеризуют древнее хозяйство, способы обработки молока в прошлом. Возникновение маслобоек в III тысячелетии до н. э. было обусловлено развитием скотоводства. Археологические материалы и этнографические наблюдения позволяют сделать вывод, что керамические маслобойки издревле характерны для тех зон, где было развито оседлое земледелие.

В зонах с полукочевым хозяйством пользовались деревянными маслобойками или выделанными из бурдюка. Довольно распространены были маленькие гончарные сосуды, обычно без ручек, типа современных стекляных банок. Во многих зонах Азербайджане их называли «допу». Они употреблялись для заквашивания молока, а поменьше — для хранения закваски. По рассказам некоторых сельских старожилов, керамические допу впитывали горечь закваски.

Допу

Допу находили и при археологических раскопках. Например в Габале среди изделий VIII—IX вв. был найден шаровидный допу с полуовальной ручкой. Также «допу» XII—XIII вв. были выявлены при раскопках в Бейлагане. Они имели шаровидный корпус, широкое горло с утолщенным венчиком. Эти допу были выделаны как вручную, так и на гончарном круге.

Гончарные сосуды для хранения запасов топленого масла, а также сыра во многих зонах Азербайджана были подобны «кюпам», но несколько меньше по объему. Например в Губинской зоне они имели три ручки и назывались «химчя».

Сыр и масло в этой зоне хранили также в сосудах «багга» — кувшине с двумя ручками или без ручек с широким горлом. Для отстаивания сливок использовались глубокие керамические чаши — «хейря».

Багга

Археологические раскопки в Мингячевире выявили такие чаши «хейря» I в. до н.э. — I в.н.э. — как доказательство того, что эти элементы материальной культуры традиционно донесли свои формы, до наших дней.

По материалам книги С.Агамалиевой “Гончарство Азербайджана”