Волжско-Каспийский торговый маршрут в жизни государства Сефевидов

Х.Гасымов, Д.Азимли

Торгово-экономические, культурные взаимосвязи империй средневекового Востока, охвативших территории Азербайджана и сопредельных стран, в том числе государства Сефевидов (1501-1736 гг.), со странами Европы и Азии представляют собой одну из важных проблем исторической науки.

Актуальность всестороннего и глубокого изучения торгово-экономических и культурных отношений государства Сефевидов со странами Европы и Азии объясняется прежде всего с тем, что с историей этого государства непосредственно связана история азербайджанского и соседних с ним народов огромного региона.

Международные торговые пути, связывавшие Центральную (Среднюю) Азию, Китай, Индию и побережье Персидского залива с бассейном Черного и Средиземного морей, а страны Ближнего и Среднего Востока через Дербентский проход и по Волжско-Каспийскому водному пути с Россией, проходили через территории государства Сефевидов, что оказывало положительное влияние на их внешнеэкономические и культурные связи.

В то время здесь были сосредоточены знаменитые культурные, ремесленные, торговые центры и сырьевые ресурсы Азербайджана и всего Южного Кавказа, а также Ирана, что создавало благоприятные условия для поддержания тесных торгового-экономических, культурных связей со странами огромного региона.

Таким образом, взаимные торгово-экономические, культурные связи государства Сефевидов со странами региона были, фактически, продолжением и одним из этапов многосторонних взаимоотношений, установившихся между цивилизациями Востока и Запада в глубокой древности.

Страны Европы, оставшиеся в стороне от океанской торговли, с конца XV-начала XVI века старались удовлетворить свои экономические интересы благодаря связам с территорией Азербайджана, найти альтернативные пути в Индию. А европейские страны (Испания, Португалия, Венеция, Генуя и др.), которые уже к этому моменту захватили монопольные позиции в океанской торговле, старались наладить и развить политические, торгово-экономические связи с государством Сефевидов, куда входил и Азербайджан.

Страны Европы, оставшиеся в стороне от океанской торговли, к началу XVI века начали искать новые пути в Индию. Одним из таких путей был нижеследующий: Восточная Европа-Белое море-Северная Двина-Волга-Каспийское море-территория Сефевидского государства-Индия. В этот период Сефевидская империя имел особое значение в производстве шёлка.

Шёлк превратился в важный объект международной торговли. Купцы, прибывшие с разных мира, обосновались в больших городах Сефевидской империи. Шемахинская область имела особый роль в международной торговле. В Баку и Шемахе жило большое количество индийских купцов. Это один из ярких показателей значения Азербайджана в торгово-экономических, культурных связах Индии со странами Европы.

Индийские купцы имели свои караван-сараи в Баку и Шемахе. В этот период Дербент потерял свое значение как морской порт, Баку превратился в главный порт на Каспийском море. В международной транзитной торговле возросла роль города Ареш (вблизи Евлаха Азербайджанской Республики). По сведениям источников, в этом городе было до 800 объектов торговли и много караван-сараев. В торговых отношениях XVI столетия этот город обогнал Шемаху.

Ареш посещало огромное количество зарубежных купцов. Среди этих купцов большинство составляли османские тюрки, сирийцы и индусы. Индийские товары загружались в Баку на корабли и отправлялись в порт Астрахань. Шёлк-сырец, нефть и соль были основными товарами, которые вывозились из Баку в Северный Ирак, Центральную Азию, Индию, Астрахань, Казань, Московское княжество, в страны Европы.

В начальный период правления Сефевидов (1501-1555 гг.) Тебриз превратился в один из торгово-экономических и культурных центров Ближнего и Среднего Востока. Европейцы, побывавшие в Тебризе с целью торговли и путешествия, называли его «городом торговли», были очарованы красотой, многофункциональностью столицы огромной империи.

Анонимный историк шаха Исмаила I (1501-1524 гг.) определяет население Тебриза ко времени завоевения его Сефевидами (1501 г.) в 300 тыс. человек. Историк Хондемир считал Тебриз «самым благоустроенным из городов обитаемой четвертой части мира» Орудж-бек Баят называл Тебриз «столицей Востока», а население города до османского завоевания (до 1585 г.) исчисляется им более 80 тыс. душ по подсчетам Г.Ле-Стренджа.

Значительная доля продукции ремесла этого города шла на внешний международный рынок. С образованием Сефевидского государства ещё более возросла культурная роль Тебриза. Ко двору Сефевидских шахов (Исмаила I, Тахмасиба I) потянулись наиболее талантливые и образованные люди того времени, деятели науки и культуры многих стран и народов. Большим спросом у зарубежных купцов пользовались ковры, которые производились в Тебризе и в других городах Сефевидской империи. Азербайджанские ковры славились далеко за пределами этого огромного государства.

В этот период Московское княжество постепенно превращалось в страну международной транзитной торговли между странами Европы и Азии. Огромную роль в этой торговле играл Волжско-Каспийский маршрут. Торгово-экономические связи между странами Запада и Востока по этому маршруту способствовали одновременно взаимовлиянию культур разных народов. Значительную роль в торговле Азербайджана, других стран региона со странами Европы играли московские купцы. Торговая деятельность московских купцов сосредоточивалось в основном в городах Шемаха, Тебриз, Газвин, Кашан.

Османская империя стремилась утвердиться на Кавказе, завоевать Астрахань и тем самым лишить Сефевидское государство и Московское княжество жизненно важных позиций на Волжско-Каспийском торговом пути. Османские султаны никак не могли согласиться с тем, что «шёлковый путь» всё ещё остается под контролем сефевидских шахов, восточные товары в страны Европы не по «традиционному», а по новому (Волжско-Каспийскому) маршруту и основным посредником в этой торговле является Московское княжество. Именно эти обстоятельства обострили османо-сефевидские противоречия в XVI-XVIII вв.

Под воздействием этих обстоятельств с начала XVI века геополитическая обстановка в регионе резко изменилась и основным направлением внешней политики Османской империи стало азиатское. Османские султаны стремились закрыть Волжско-Каспийский торговый маршрут с помощью военно-политических мер, войн и занять монопольную, контрольную позицию в торгово-экономических связах Востока и Запада. Османо-Сефевидские войны, которые начались сразу же после выхода на политическую арену региона Сефевидского государства, продолжались с перерывами даже после падения Сефевидской династии (эти войны прекратились в 1746-ом году, в период правления Надир-шаха Афшара), нанесли огромный урон экономическому, культурному потенциалу азербайджанского народа и других народов, живших в пределах огромной Сефевидской империи.

Правящие круги Османской империи лихорадочно искали пути выхода из сложивщегося сложного положения. Султан Сулейман (1550-1566 гг.) был намерен претворять в жизни грандиозный план: Он собирался прорыть канал на месте, где реки Дон, Волга, Итиль приближались друг к другу до 50 километров. Таким путем Султан Сулейман хотел объединить Черное, Азовское и Каспийское моря и обеспечить главенствующую роль Османской империи в торговле Востока и Запада. Этот план был направлен в первую очередь против Сефевидского государства. Но при жизни Султана Сулеймана этот проект не удалось реализовать.

Новый султан — Селим II в 1569 году попытался реализовать этот план, но флот, отправленный Селимом II, потерпел неудачу.

Во второй половине XVI столетия Азербайджан не имел выхода к морям (имея ввиду, что Каспий является озером) и поэтому Волжско-Каспийский торговый маршрут имел для страны исключительное, жизненно важное значение. Этот маршрут был для Азербайджана и для всей Сефевидской империи «дорогой жизни», «окном в Европу».

Завоевание Казани (1552 г.) и Астрахани (1556 г.) Московским княжеством противоречило интересам Османской империи. Но это обстоятельство дало мощный стимул прямым торгово-экономическим и культурным связям между Московским княжеством и Сефевидским государством.

Политические торговые круги Англии начали серьёзно интересоваться перспективой развития торговых операций по Волжско-Каспийскому маршруту. Естественно, что здесь уже сталкивались интересы русских и англичан. Обе стороны старались взять этот маршрут под свой контроль. Но взяло верх Московское княжество. Из дипломатических переписок между Москвой и Сефевидами становится ясным, что Московское княжество выделило в окрестностях Астрахани две особые гостиницу для восточных купцов — Гилянскую и Бухарскую. В этих гостиницах хранились восточные и западные товары, купцы вели бойкую торговлю.

Во второй половине XVIвека Астрахань играла роль перевалочного пункта в товарообмене Московского княжества с Центральной Азией, Османской империей, Сефевидским государством. Другим центром восточной торговли являлась Казань. Из дипломатических переписок становится ясным, что во второй половине XVI столетия в Казани регулярную торговлю вели бухарцы, хивинцы, гилянцы, шемахинцы.

Бурное развитие международной торговли по Волжско-Каспийскому маршруту противоречило текущим и перспективным планам Османской империи. Султан не был намерен отступать. Он и его преемники стремились претворить в жизнь свои стратегические планы на Кавказе.

Во второй половине XVI века Казань и Астрахань играли незаменимую роль в экономической жизни Сефевидской империи. Торговые караваны, вышедшие из Казани и Астрахани, следовали по маршруту Газвин-Шираз-Ормуз (Караваны, вышедшие из Москвы, доходили до Ормуза через три месяца). Военнно-Морские силы Московского княжества, созданные в Астрахани, активно действовали на Каспийском море и обеспечивали безопасность торговых судов. Из Азербайджана в Москву, Европу и в Османскую империю вывозился в основном шёлк. Центральные рынки торговли шёлком действовали в городах Тебриз, Ардебиль, Шемаха и Ареш.

«Московская» компания англичан старалась расширить свою деятельность. В течение 1561-1581 гг. эта компания отправила шесть экспедиций в Сефевидскую империю. Преследуя разведывательные цели, английские «путешественники» обошли всю империю Сефевидов. Они даже добились встречи с шахом Тахмасибом I (1524-1576 гг.).

Англичане добились от шаха и беглярбека Ширвана Абдулла-хана значительных льгот, но ликование английских купцов длилось недолго. Произошедшие геополитические изменения помешали реализации желаний англичан. Московское княжество оказывало активное сопротивление английской торговой экспансии. Особенно преуспел в этом Иван IV (1533-1584 гг.). Он ликвидировал торговые льготы, данные ранее англичанам. У Московского княжества были свои, перспективные планы насчет международной торговли, внешней политики…

Таким образом, в XVII столетии в торгово-экономических, культурных связах империи Сефевидов со странами Европы сыграли исключительную роль территории, позднее вошедшие в состав Российской Федерации.

Известный исследователь сефевидско-московских отношений Н.И.Костомаров отмечал, что большие торговые караваны в юго-восточном направлении вышли из Москвы только с начала XVI столетия.

Исследователь писал, что в течение XVI века эти связи были на очень высоком уровне. Оживление этих торгово-экономических, культурных взаимосвязей наблюдалось в 80-х годах этого века. Именно в этот период Сефевидский шах Султан Мухаммед Худабенде (1578-1587 гг.) отправил своего посла Анди-бека в Москву. В 1586-1596 гг. произошли обмены послами этими государствами.

Султан Мухаммед Худабенде, потерпевший неудачу в новой войне против Османской империи, хотел привлечь на свою сторону Московского князя. Он считал, что завоевание Баку и Дербента османскими войсками задевает также перспективные интересы Московского государства. Поэтому, что Волжско-Каспийский маршрут попадал под контроль османских властей.

Но Московское княжество, потерпевшее поражение в Ливонской войне (1558-1583 гг.), его экономическая и политическая слабость помешали ему выступить вместе с Сефевидами против Османской империи.

Вскоре внутренние реформы и внешнеполитические успехи нового Сефевидского шаха Аббаса I Великого (1587-1629 гг.) привлекли внимание московских князей и они решили заключить с ним антитурецкий военный союз. В мае 1597-го года с этой целью в Газвин были отправлены В.В.Тюфикин и С.Емельянов. В составе московской делегации, возглавляемой В,В.Тюфикиным, было 75 человек. Взамен военного союза с Сефевидами Московская делегация должна была обеспечить сдачу городов Дербент и Баку Московскому княжеству. Москва претендовала и на Шемаху. В предпологаемом договоре также нашел свое отражение принцип неприкосновенности границ, между двумя государствами.

Посланникам Москвы казалось, что трудное положение заставит Сефевидов принять предложения русских. И.П.Петрушевский отмечал, что воистине чувствительными и самым решающим из военно-стратегических планов, стоявщими перед турками, был захват прикаспийских областей после овладения Южным Кавказом. Этим путем османские турки овладели бы главной торговой артерией региона.

Несмотря на создавщуюся тяжелую ситуацию, дальновидный политик Аббас I отклонил «взаимовыгодные» предложения московской делегации. В Персидском заливе Сефевиды добились знаменательной победы над португальцами. В результате этой победы была восстановлена океанская торговля Сефевидского государства со странами Европы.

Таким образом, начался новый этап в истории торгово-экономических, культурных отношений народов Ближнего и Средного Востока, Кавказа.