М.Сулейманов: Впервые поставивший «на ноги» в Баку буровую установку нового типа

Мамед Сулейманов (1912 — 1988 гг.) родился в высокогорном Карабахе, в селении Ахмедлы (между Лачином и Шушой). Выработанная с детства привычка относиться к делам со всей серьезностью и отдачей сыграла в его жизни положительную роль.

В 16 лет юноша приезжает в Баку и поступает на рабфак, по окончании которого продолжает учебу в Индустриальном институте (позднее Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия) на геологоразведочном факультете.

Следующий этап постижения профессии — годы учебы в Московском институте нефти и газа. Выступления Сулейманова на студенческих научных конференциях, его статьи, рефераты были отмечены свежими идеями, постановкой и рассмотрением актуальных вопросов по развитию современной нефтяной промышленности.

Руководитель

Назначение М.Сулейманова начальником разведочной партии дало возможность апробации его теоретических выкладок в практической сфере. Время было предвоенное, в этот сложнейший период М.Сулейманова назначают начальником группы. По негласному указу свыше, ему предписывается в случае угрозы захвата взрывать скважины, чтобы они не попали во вражеские руки.

Уже после окончания войны М.Сулейманова, с целью оказания помощи по разведке и бурению артезианских колодцев, направляют в Иран, где он занимает должность начальника участка (1945-1946 гг.).

По возвращению на родину М.Сулейманова ждало новое назначение директором геолого-поисковой конторы треста «Азнефтеразведка» на суше. Смело внедряя новаторские решения, М.Сулейманов серьезно активизирует деятельность этой важной для всей страны организации.

Веяния времени

В 1949 году руководство объединения «Азморнефть» поручает ему организацию геолого-поисковой конторы в море (ГПК в море). Задача была сложной, так как все приходилось начинать с «нуля».

В начале 1950-х годов картировочное бурение велось с помощью примитивных парусно-моторных шхун, рыбацких сейнеров, мотоботов и тральщиков, на которых были смонтированы станки типа «КАМ-300» и «АББМ-3100». Такая техническая оснащенность позволяла бурить скважины лишь глубиной 25-30 метров при толще воды до 30 метров.

За первые 13 лет под руководством М.Сулейманова «ГТРК в море» показала следующие результаты: более 400 тыс. метров структурно-поискового и более 800 тыс. метров картировочного бурения. Были осуществлены инструментальные съемки островов, надводных и подводных обнажений, картировочное бурение с судов и структурно-поисковое бурение со сплошным отбором керна на островах Бакинского и Апшеронского архипелагов, изучены грязевые вулканы.

Полученная геологическая информация способствовала дешифрованию материалов аэрофото-, геоморфологической и геофизической съемок.

Технический прогресс

В 1959 году, благодаря заботам М.Сулейманова об оснащении конторы более совершенными судами, ГРК получила первое отечественное плавучее основание понтонного типа, с которого была пробурена 51 скважина со средними глубинами 650-700 метров.

Техническое перевооружение предприятия продолжались и в 1960-е годы. В это время, по заказу ГРК, была создана первая отечественная плавучая установка «Абшерон», предназначенная для бурения структурно-поисковых скважин глубиной до 1800 метров при глубине моря до 15 метров, а уже после реконструкции, проведенной под руководством и непосредственном участии М.Сулейманова — до 20 метров морской глубины.

С целью знакомства с мировыми новациями, М.Сулейманов направляет своих сотрудников в Голландию для изучения новых методов и технологий разведки морских глубин. Это был своевременный шаг, так как именно в секторе азербайджанской акватории Каспия впервые в СССР была установлена и запущена (под руководством М.Сулейманова) присланная из Голландии первая плавучая буровая установка (ПБУ) «Хазар», которая позволяла вести бурение скважин глубиной до 6000 метров при толще воды до 60 метров.

По случаю 70-летия М.Сулейманова начальник ВПО «Каспморнефть» Курбан Абасов и заместитель начальника ВПО «Каспморнефть» Хошбахт Юсифзаде (позднее — первый вице-президент SOCAR) отмечали:

«Благодаря Вашей (М.Сулейманова) технической эрудиции, трудолюбию, высокому чувству ответственности, возглавляемая Вами на протяжении 30 лет Морская геологоразведочная контора, добилась ощутимых результатов в изучении геологии Каспийского моря: целенаправленное картирование морского дна позволило создать уникальную детальную геологическую карту обширной шельфовой полосы Азербайджана; бурение структурных скважин в сложных морских условиях в начале 50-х годов позволило начать поиск нефти и газа в море с большей геолого-эконом и ческой эффективностью.

С Вашим участием впервые в СССР была разработана методика и технология проведения картировочных и структурно-поисковых работ в морских условиях, а прогрессивное развитие процесса изучения геологии морского дна позволило Вам перейти от бурения картировочных скважин с баркаса к промышленной эксплуатации уникального бурового судна «Али Амиров» со шланго-кабельным способом бурения.

Вы, за более чем 40-летнюю трудовую деятельность, внесли весомый вклад в развитие экономической мощи нашей страны, достойна ваша роль в открытии таких известных нефтяных и газоконденсатных месторождений Каспия, как Нефтяные камни, «Бахар», Сангачалы-Дуванный-Морео. Булла, Инчхе-море».

Три десятилетия руководства столь ответственной и масштабной работой — рекордный срок, заслуживающий уважения. Но и в 70 лет М.Сулейманов оставался на руководящей работе, возглавляя Центральную научно-исследовательскую лабораторию (ЦНИЛ) объединения «Каспмор-нефтегаз» (1979 -1988 гг.).

М.Сулейманов переоборудовал лабораторию, оснастив ее современной аппаратурой, добился проведения исследовательских работ согласно существующим стандартам.

Почетный Нефтяник СССР, Заслуженный инженер Азербайджана, кавалер престижных орденов и медалей — деятельность Мамеда Сулейманова была отмечена значимыми достижениями, которые стали отправной точкой для технических новаций в области нефтедобывающей промышленности Азербайджана.

С целью увековечения памяти и признания выдающихся заслуг, имя Мамеда Сулейманова было присвоено геофизическому исследовательскому судну, выполняющему важную функцию подготовки на Каспии перспективных площадей для глубокой разведки.

По материалам журнала “SOCAR Plus»