Приписывание камням сверхъестественных свойств, наделение их магической силой и использование в магических обрядах хорошо известно у многих народов мира. Не является исключением и территория Азербайджана — те же самые традиции и верования практиковались и в Гобустане.
Образованный в 1966 году, Гобустан — один из самых известных в мире историко-археологических заповедников, впоследствии стал музеем под открытым небом с огромной коллекцией бесценных исторических экспонатов.
Гобустан каждый год посещали туристы из самых разных стран мира, и в 2012 году в Гобустан приехали коренные жители далекой Америки — индейцы из штата Нью-Мексико. Как выяснилось, приехали не просто как обычные туристы…
Все началось в 2004 году, когда директор Гобустанского Национального историко-художественного заповедника Малахат Фараджева посетила США.
«Тогда нас повезли на индейские резервации, и меня они очень заинтересовали. Когда я вернулась в Баку, зародилась идея — наладить связь между двумя автохтонностями…,» — рассказывала AzerHistory М.Фараджева.
Упорство и целенаправленность азербайджанского ученого принесли свои плоды — в 2012 году, она подала заявку на грант (проект «Написанное в камне» — Written in Rock) от Госдепартамента США. Из 55 проектов были выбраны 11, в числе которых оказался и «Гобустанский проект». Начало было положено.
Как рассказывала М.Фараджева, по программе “Museum Сonnect 2012”, проект по Гобустану под названием “Written in Rock” был объявлен уникальным и выграл грант. Согласно проекту, 6 участников из Азербайджана и 6 участников с индейских резерваций США — пуэбло («народ»,«селение» — группа индейских народов Юго-запада США, проживают в штатах Аризона и Нью-Мексико) посетив обе страны (в частности, Гобустан и индейские резервации) ознакомились с наскальными изображениями, обычаями и традициями обеих стран.
Для знакомства с Гобустаном, в Баку прибыли индейцы из пуэбло Лагуна и Акома. Азербайджанская делегация, в составе которой была и М.Фараджева, ознакомила приезжих с городом и конечно же отвезли их в Гобустан. Посетив Гобустан, приезжие остались под незабываемым впечатлением и выразили свое мнение об идентичности смысла петроглифов и сюжетов на камнях с индейскими наскальными изображениями.
«Наш визит в Азербайджан состоялся в рамках культурного обмена между Смитсоновским институтом США и Музеем Гобустана. Это была незабываемая поездка. Из США в делегацию вошли несколько представителей института, несколько экспертов по петроглифам и антропологии, а также шесть человек из пуэбло, где в свою очередь, были ученые, артисты, а также один журналист,» — рассказывал AzerHistory Джонатан Симс, тот самый журналист, коренной житель из пуэбло Акома.
«Я там познакомился с азербайджанским режиссером Новрузом Хикметом… мы не понимали друг друга, но нашли «общий язык» через аппаратуру для съемок,» — с улыбкой вспоминал Симс.
Симс, чье поселение, по его словам, часто называют одним из старейших населенных пунктов в Северной Америке, рассказывал, что в Нью-Мексико всего 19 пуэбло, и они очень отличаются от других коренных народов США. По словам Симса, эти пуэбло поселились на территории США раньше чем племена Апачи и Навахо.
«Наши наскальные рисунки в Нью-Мексико и те, что мы видели в Гобустане похожи, но не столько визуально, сколько по смыслу. В Нью-Мексико наскальные рисунки отражают быт и жизнь древних людей, когда-то живших на этих территориях. Сюда относятся как изображения животных и охоты, так и астрономические символы. У нас с большим уважением относятся к этим символам. Я должен добавить, что только в последние 30 лет такого рода наскальные рисунки как в Гобустане, у нас в Нью-Мексико стали оберегать на госудаственном уровне,» — отмечал он.
Как отмечал журналист, из наскальных изображений Гобустана складывается примерно похожая картина.
«В Гобустане также видны сюжеты из жизни древних людей, включая их верования и обычаи. Например, там были изображения вереницы верблюдов (караван — прим.), также как и у нас в Нью-Мексико. А разница, как я думаю, в том, что наши люди стараются больше видеть в своих петроглифах связь прошлого с настоящим. То есть, мы смотрим на свои наскальные изображения и видим «своих». С Гобустаном несколько иначе — там изображены древние люди, когда-то жившие на этой территории, то есть больше предпочтение отдается месту, земле. И тем не менее, связь есть, просто разные люди ее по разному воспринимают. Мы обсуждали эту тему с нашими азербайджанскими коллегами, и показывали им наши наскальные изображения в Нью-Мексико,» — рассказывал Симс.
В свою очередь, ученый, доктор Ли Френсис, из пуэбло Лагуна, который также входил в состав делегации, также с интересом рассказывал о поездке.
«Хотя прошло много времени, я часто рассказываю об этой поездке. Ведь американцы не часто ездят в Азербайджан. В моем случае это было вообще удивительно — Баку меня поразил. У нас было много времени все обследовать и я должен отметить, что нас всех поразило, насколько окрестности Баку похожи на наши пуэбло — земля, горы, и пейзажи, все это как-то сближало нас,» — рассказывал он AzerHistory.
Что касается петроглифов Гобустана и Нью-Мексико, Френсис считает, что сходство есть, особенно в плане изображения животных: «Особенно я могу отметить изображении матери-богини (изображение «беременной женщины» — прим.). Я хорошо помню это изображение, и мы даже задержались там, чтобы выразить свое почтение.»
Ученый также был очень приятно удивлен местными ремесленниками Азербайджана. Он вспоминал о знакомстве с двумя братьями, у которых он даже приобрел на память «специальные чайные кружки» ручной работы.
«Я также помню несколько раз были слышны призывы к молитве (азан — прим.), и как это сочеталось с современным обликом города,» — рассказывал он.
Во время своего прибывания в Азербайджане, делегацию из США познакомили с достопримечательностями Баку, они посетили заповедник Гала, ознакомились с национальными праздниками, кухней, обычаями, коврами.
Кстати о коврах… как оказалось, наскальные рисунки не единственное общее у индейских пуэбло Нью-Мехико и Гобустана. Сюда же можно отнести и ковроткачество.
Как отмечал Джонатан Симс, «Я сам был поражен, насколько похожи изображения на ваших коврах с нашими»:
На фотографии выше — женщина племени Навахо плетет традиционный ковер (половик) Навахо, который действительно чем-то напоминает азербайджанский ковер.
Как рассказывал Симс, Навахо научились плести ковры, заимствуя опыт племён Пуэбло, и это в дальнейшем принесло свои плоды. Основной функцией ткачей у навахо, было производство одежды; производство именно одеял и красивых ковров расцвело после середины 1800-х годов, оно было нужно для торговли.
Фотографии из личных архивов М.Фараджевой, Дж.Симса
Древние святилища в скалах или что делали индейцы из США в Гобустане |