Выдающийся азербайджанский композитор Ариф Меликов (1933-2019) — один из самых значительных и ярких композиторов в современном музыкальном искусстве. Меликов писал серьезную, так называемую «академическую» музыку и музыку, предназначенную для самых широких кругов слушателей. Для него не существовало особых жанровых ограничений.
На становление А.Меликова как композитора огромное влияние оказали корифеи азербайджанской музыки, включая легендарного маэстро Ниязи (1912-1984).
Отношения Арифа Меликова с Ниязи переросли со временем в большую дружбу, длившуюся до конца жизни маэстро.
Ниязи сыграл действительно исключительную роль в творческой биографии Арифа Меликова, который вспоминал: «В моей судьбе Ниязи сыграл огромную роль, счастье для композитора, когда звучит его произведение. Счастье вдвойне, если первое же исполнение становится эталоном для последующих исполнителей. Маэстро Ниязи играл все мои крупные сочинения. И лучшего исполнения мне не приходилось желать.»
Именно Ниязи познакомил Арифа Меликова с Общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым, который на всю жизнь горячо полюбил его и как композитора, и как человека.
Г.Алиев в своих воспоминаниях о Ниязи отмечал, что: «Ниязи сыграл исключительную роль в творческой биографии Арифа Меликова… К счастью Ниязи и Арифа Меликова, они сохранили добрые и дружеские чувства друг к другу до конца жизни Ниязи. Требовательное отношение Ниязи помогало молодым талантам, которых он одарял своей дружбой, вырастать в настоящих мастеров, способных вносить вклад в искусство его родного Азербайджана. Именно такие критерии определяли отношение к людям на всём протяжении жизни маэстро, уникального воспитателя своих питомцев».
А.Меликов написал ряд симфоний, и интересна история создания Восьмой симфонии. Г.Алиев высоко ценил А.Меликова. Их на протяжении многих лет связывали глубокое уважение и большая дружба. И надо сказать, что именно Гейдар Алиев сыграл огромную роль в рождении большого симфонического полотна — Восьмой симфонии, которую автор посвятил его памяти.
В связи с этим интересно воспоминание Арифа Меликова об одном святом паломничестве, совершенном вместе с Г.Алиевым в Саудовскую Аравию.
А.Меликов вспоминал: «Однажды Гейдар Алиев попросил поехать с ним в Саудовскую Аравию. Естественно, я там не был, потому что я еду туда, где оперный театр, симфонический оркестр. В Саудовской Аравии нет ни того, ни другого. Но это — центр мусульманской культуры и веры. Я согласился, и мы вместе со всей делегацией во главе с Алиевым поехали в Мекку…»
Он рассказывал: «Мне повезло, я даже был внутри Каабы: благодаря Алиеву, король Саудовской Аравии разрешил нам подняться туда по специальной лестнице. Кааба — это место, где можно молиться во все четыре стороны, потому что это — центр. Как и все — целовал знаменитый чёрный камень, исполнил всю процедуру между двумя горами. Потом мы приехали в Медину на могилу пророка Мухаммеда и там, в Джами, мы молились…»
А.Меликов далее рассказал про один важный эпизод из этой поездки.
«… когда мы были в Джами, вдруг раздался шорох: весь купол открылся… и мы увидели бесконечное звёздное небо. Прошли в другую сторону — там цветок, как Лотос бетонный, вдруг листья начали спадать, опять открылось небо. Там небо другое, чёрное, а звёзды — как будто более светящиеся. Я стоял на коленях и молился, Алиев стоял рядом со мной на коленях и тоже молился. Потом он мне сказал, почему привёз меня сюда: он хотел, чтобы я вдохновился и написал крупное симфоническое полотно. Предложение это меня тронуло. Я подумал: где Коран, где Мекка, где Мухаммед, а где симфоническая музыка. Вот такой человек был Гейдар Алиев. Он был совсем другим,» — вспоминал А.Меликов.
Это предложение Г.Алиева дало толчок к написанию А.Меликовым Восьмой симфонии («Вечность»). Как он вспоминал позднее, после приезда из Саудовской Аравии он много работал над симфонией.
«… Написал её ещё при жизни Алиева, но, к сожалению, он не смог услышать её,» — вспоминал А.Меликов.
По материалам книги А.Бахшиевой-Ибрагимовой «Ариф Меликов: история и современность»