Абузар Багиров
Выдающийся мастер слова, основоположник азербайджанской реалистической поэзии нового периода Молла Панах Мехтиага оглы, вошедший в историю классической литературы под поэтическим псевдонимом Вагиф, принадлежит к числу ярких творческих личностей не только азербайджанского народа, но и занимает достойное место на мировом поэтическом небосклоне.
Вагиф родился в 1717 году в селе Гыраг-Салахлы (Газахский район). Первоначальное образование получил в медресе, изучал персидский и арабский языки, живо интересовался философией, математикой, архитектурой и астрономией. Еще в молодости открыл в родном селении школу и обучал детей грамоте, за что в народе его и прозвали «молла» (этим словом называли людей образованных).
Молодой учитель неустанно занимался самообразованием, начал слагать стихи на простом, доступном языке и с удовольствием читал их односельчанам.
В то время Азербайджан был разделён на множество крупных и мелких ханств. Постоянные раздоры и вооружённые столкновения между ханами, а также произвол местных властей, вынуждали многие семьи, а иногда целые деревни покидать насиженные места и искать убежища в более спокойном месте.
Не смогла избежать такой участи и семья известного уже поэта. В 1760 году они поселились в деревне Тертербасар Карабахского ханства, где Вагиф также открыл школу и занялся учительством.
Через некоторое время Вагиф переселился в центр ханства – совсем ещё новый тогда город-крепость Шушу, основанный в 1750 году Панахали ханом в высокогорной местности. Здесь Вагиф быстро обрёл славу, его стихи распевались певцами на народных праздниках и распространялись среди горожан.
Жители столицы почитали Вагифа не только как поэта, но и как человека учёного и просвещенного. Про него даже сложилась поговорка – «не каждый грамотей может стать Молла Панахом». Слава о его учёности и поэтическом даре достигла и стен ханского дворца. В 1769 году Вагиф при содействии своего близкого друга, известного поэта Моллы Вели Видади был приглашён на должность руководителя двора карабахского хана.
Большой ценитель поэзии Ибрагим Халил хан Джаваншир приблизил поэта к себе, между ними сложились очень доверительные, дружеские отношения. В скором времени Вагиф был назначен главным визирем Карабаха, и на этом посту проявил себя как дальновидный политик и умелый дипломат. При его участии был заключён союз между Карабахским ханством и Грузией, такие же союзы были заключены с Иреванским, Талышским, Гянджинским и другими азербайджанскими ханствами.
Во многом благодаря этим военно-оборонительным союзам окончился крахом первый поход грозного завоевателя Ага Мухаммеда Гаджара на Карабах в 1795 году. Долгие годы Молла Панах преданно служил карабахскому ханскому двору, всемерно способствуя налаживанию добрососедских отношений не только с другими азербайджанскими ханствами и Грузией, но и с Россией.
В 1797 году шах Персии Ага Мухаммед предпринял второй поход на Шушу уже в отсутствие Ибрагим хана в Карабахе. Оборона города была слабо организована, и воины персидской империи со всех сторон легко вошли в крепость. По личному указанию шаха Гаджара, в тот же вечер был схвачен и брошен в темницу главный визирь, великий поэт Вагиф.
Наутро его ожидала неминуемая казнь, однако судьба распорядилась иначе – ночью сам шах был убит своими приближёнными, и поэт неожиданно оказался на свободе. Но ненадолго. Воспользовавшись неразберихой, племянник Ибрагим хана Мухаммед бек Джаваншир захватил власть. Опасаясь сопротивления сторонников своего дяди, он бросил в темницу знать и вельмож, и в их числе главного визиря Вагифа вместе с сыном, талантливым поэтом Алиагой, которых по приказу Мухаммед бека под покровом ночи сбросили в пропасть.
Почитатели таланта великого поэта, рискуя жизнью, тайком похоронили Вагифа и его сына как неизвестных. После этого убийства дом поэта был разгромлен, многие рукописи сожжены.
Спустя некоторое время Ибрагим Халил хан вернулся в Шушу и вновь возглавил ханство. Останки Вагифа были с почестями перезахоронены на живописном склоне горы. Со временем могила выдающегося поэта стала местом паломничества, народ пронёс через годы свою искреннюю любовь к поэту-жизнелюбу, поэту-мудрецу.
К великому сожалению, уже в наше время после оккупации Карабаха и территорий, прилегающих к нему 7-ми районов вооружёнными силами Армении, захоронение-святилище великого Вагифа, как и множество других памятников азербайджанской культуры, было разрушено.
Молла Панах Вагиф снискал всемирную известность и славу, прежде всего как певец земной любви, красоты и родной природы. Тема любви в восточной поэзии на протяжении веков разрабатывалась, исходя из принципов «идеальной эстетики», и чутко реагировала на религиозно-философские течения.
Поэты придавали любви некий сакраментальный смысл и облекали её в абстрактно-мистический ореол. Любовь воспринималась в философском контексте, и даже в литературных произведениях, повествующих о реальной земной любви, движение авторской мысли непременно приводило к традиционному обожествлению этого чувства.
Но Вагиф как художник-мыслитель отделил любовь от реквизита философских мудрствований и сверхъестественных атрибутов, подошёл к этому явлению как к живому движению и состоянию человеческой души. Образно говоря, Вагиф спустил любовь с небес на грешную землю, материализовал её и сделал доступной для понимания каждого. Его лирика, посвящённая земной любви, отличается от классических любовных медитаций, как по осмыслению, так и по образному ряду и средствам изображения.
В его гимнах любви отчётливо предстают реальные естественные краски и детали, большое место уделяется живописанию образа возлюбленной, воспеванию её красоты. Его поэтические портреты зримы, конкретны, наглядны; красавицы, вдохновлявшие его лиру – это дочери родной земли, которые встречаются повседневно.
Другая отличительная черта лиры Вагифа – показать первозданную красоту родной карабахской земли и свою безмерную любовь к ней, не жалея ярких поэтических красок. Поэтическая ткань стихотворений, посвященных этой теме, поражает богатством и выразительностью художественных средств. Внутренние рифмы, усиливающие повторы, смелые метафоры своими многогранными, отточенными, разнообразными природными красками и оттенками создают впечатление некоего музыкально-словесного фейерверка.
Одна из основных заслуг Вагифа в истории азербайджанской литературы состоит не в привнесении реалистического подхода, а именно в коренном обновлении художественного языка на уровне мышления. Несомненно, он поднял азербайджано-тюркский литературный язык на новую высоту, обогатив его яркими красками народной разговорной речи. Его открытиями в области поэтического языка по сей день пользуются все талантливые азербайджанские поэты.
Большинство стихов Вагифа отличаются простотой изложения, но сколь завораживающая, сколь магически притягательна эта «непростая простота»! В этом таинство таланта, мощь искусства поэта, чутко улавливающего всю музыку, гармонию и смысловые оттенки родной речи. Иногда самые привычные, обиходные слова и обороты в стихах Вагифа обретают особую эмоциональную энергию, выстраиваясь в художественный образ, изумляя чарами волшебной, прозрачной простоты.
Такая кристальная ясность отличает и стихи поэта, написанные в классическом жанре: газели, мустазады, мухаммасы, мушаире и др. Тем не менее, Вагиф именно в силлабическом стихосложении достиг непревзойдённых высот языкового искусства, ибо силлабика («хеджа») предоставляет больше возможностей для создания новых поэтических образов, питающихся стихией народной разговорной речи.
В азербайджанской классической поэзии Вагиф является одним из бесспорно могучих художников, он открыл и использовал всю многоцветную палитру народного языка, заменил веками истёртые шаблонные фигуры и метафоры на эквивалентные краски и образы, проистекающие из родника народной лексики. Мастер придал поэтическому слову живую свежесть и прелесть, тем самым обогатив азербайджанский поэтический словарь новыми образными словами и лексическими оборотами.
Среди исследователей жизненного пути и творчества Моллы Панаха Вагифа необходимо упомянуть такие имена, как писатель-просветитель, философ, основоположник азербайджанской драматургии Мирза Фатали Ахундов (1812–1878), критик-литературовед Фирудин бек Кочарли (1863–1920), академик Гамид Араслы (1909–1983), академик Аббас Заманов (1911–1993), профессор Азиз Шариф (1895–1988), профессор Араз Дадашзаде (1936–1990).
В конце XVIII столетия поэзия Вагифа ознаменовала начало нового этапа в азербайджанской литературе. В творчестве великого поэта азербайджанский литературный язык нашёл свою совершенную изобразительную форму и сыграл в дальнейшем неоценимую роль в развитии национального поэтического языка в творчестве поэтов последующих поколений.
По материалам журнала IRS Наследие