Являясь выпускником Горийской Учительской Семинарии, интеллигентом, просветителем, педагогом, публицистом своего времени, Теймурбек Байрамалибеков (1862-1937) был также выдающимся историком, этнографом и краеведом.
По окончании учебного года он обходил свой край, деревню за деревней, собирая услышанные в народе рассказы. Байрамалибеков очень ответственно относился к вопросам сбора, издания и распространения образцов фольклора. Автор скрупулезно указывает источник собранного материала – из какой деревни, кем рассказан, когда записан.
Значительный интерес для культурологов, фольклористов, краеведов и этнографов могут представлять записанные Т.Байрамалибековым народные поверья и легенды.
Священное место под названием «Сеид Халфа оджагы», находящееся в селении Джиль Ленкоранского уезда
В восьми верстах от Приморского перевала, по направлению к западу в талышинском селении Джиль, расположенном на берегу речки Джиль, находится священное место под названием «Сеид Халфа оджагы», куда стекаются жители прибрежных селений молиться. Туда можно ехать из Ленкорани и Перевала только на лодках или на киржимах по Гемушеванскому озеру. На этом «Оджаге» имеются две медные чашки с арабскими изречениями, взятыми из Корана.
Здесь лечатся от укуса змей, бешеных собак, комаров и от рожи, для избавления от коих староста берет горсть земли с поверхности могилы, смешивает ее с водою, и, превратив ее в жидкую грязь, намазывает ею укушенные места и опухоль, читая при этом какую-либо молитву. Что же касается больных лихорадкою, то они пьют из упомянутых чашек воду, отрезают кусочки от платья и привязывают их к веткам дерева, растущего возле могилы в бозе почившего старца.
Все больные остаются здесь до выздоровления, причем молла, при смазывании грязью и напоивания водою из чашек, всегда внушает им, что они непременно поправятся от своих одержимых болезней, говоря: «Вы глубоко должны верить в мое лечение без сомнения, уповая на святость старца; в противном же случае исцеления не получите!»
Не только малярийные больные пьют воду из вышеупомянутых чашек, но и все, повторяя перед питьем воды читаемый моллой стих из Корана — аят «Ул-кюрс». Утренние полуденные и вечерние намазы совершаются моллою, который стоя впереди всех больных, громко произносит установленные высшим духовенством молитвы, и те повторяют их за ним.
Больные постятся во все время своего пребывания на «Оджаге», воздерживаясь днем от всякой пищи, а кушают только вечером, после заката солнца, живя и содержа на свои средства моллу и его семью до избавления от своих недугов.
Это священное место «Сеид Халфа оджагы» осмотрено мною во время охоты 21-го сентября 1912 года вместе с моим товарищем — охотником Мир-Гасаном Сеид-Ага-заде и лодочником-перевозчиком Гулам-Ризою, жителем города Ленкорани.
Теймурбек Байрам-Алибеков
Селение Джиль, Ленкоранского уезда»
По материалам книги “Теймур бек Байрамалибеков. Избранные произведения”