И.Дамиров, Л.Прилипко, Дж. Шукюров, Ю.Керимов
Иcтория использования лекарственных средств народами населявшими территорию Азербайджана начинается с глубокой древности. Сведения о применении лекарственных растений при различных заболеваниях, как и нахождение новых лечебных средств и борьба с недугами, долгое время находились под влиянием мистических воззрений.
Несмотря на эти препятствия, продолжались поиски новых лекарственных средств в окружающей природе.
В период господства арабов культура, наука и медицина их были приняты на всей территории арабского халифата, в том числе и в Азербайджане.
В Азербайджане знаменательным событием этого периода в области медицины является создание первых, хотя и примитивных, лечебно-профилактических учреждений: больниц (даруш-шефа), аптек, медицинских учебных заведений (медресе-и-тибби). Найденные исторические материалы и рукописи того времени характеризуют образование в Азербайджане первых очагов лекарствоведения, руководимых в те времена аттарами.
Аттары — это люди, занимающиеся сбором, сушкой и заготовкой лекарственных растений, а также торговлей различными лекарственными средствами в своих примитивно организованных лавках.
Рукописи хакимов (врачей) и аттаров показывают, что в народной медицине Азербайджана широко использовались многочисленные травы, цветы, корни, ягоды, семена различных растений, а в качестве лекарственных форм применялись настои, отвары, ароматные воды, мази и др.
Представляет интерес диетический режим для сердечных больных, предложенный азербайджанским врачом Омаром Османом (конец X века); он назначал своим пациентам сладкую диету: шербет, сладкие вина, мед и бекмез (сгущенный сок из ягод белого тута, винограда и других фруктов). При почечных заболеваниях Омар Осман проводил лечение отваром из тыквы и морковью с медом и пр.
В XI и XII вв. в Азербайджане появляется целый ряд талантливых ученых, поэтов, философов, медиков, способствовавших еще большему развитию культуры и науки в этом крае. Центральной фигурой этого периода был гениальный азербайджанский поэт шейх Ильяс Ибн-Юсиф Низами Гянджеви.
Будучи энциклопедистом, Низами был хорошо знаком с вопросами естествознания, философии, астрономии, медицины, биологии. Медицинские воззрения Низами находят отражение во всех его произведениях. Многие высказывания Низами по проблемам медицинской науки для своего времени они были передовыми и прогрессивными. В труде Низами «Хамсе» можно найти много интересных сведений по лекарствоведению и рациональному питанию.
Заслуживает внимания указание Низами об обезболивающем свойстве розовой воды. В «Искендер-Намэ» Низами пишет: «Ибо для головной боли обязательна розовая вода».
Здесь следует указать, что розовая вода (гюлаб), впервые полученная из лепестков розы в городе Ширазе, с давних времен имела большое распространение среди восточных народов в качестве целебного средства. Эта ароматная вода являлась одним из излюбленных лечебных препаратов народной медицины Азербайджана.
В Азербайджане, граничащем с другими восточными странами, народная медицина имела своеобразные черты. Развитие народной медицины в Азербайджане, по-видимому, шло по двум направлениям. В городах и пограничных районах, кроме своих местных лекарственных средств, широко применялись ввозимые из соседних стран растительные лекарственные объекты. В этих районах жили специалисты — табибы, хакимы (табиб по-персидски, а хаким по-арабски и по-азербайджански — врач), изучавшие арабскую медицину, они пользовались арабскими рецептурными книгами «Карабаддини».
Аттары продавали лекарственное сырье, реже лечили — это были фармацевты, владельцы так называемых восточных аптек. Последних называли также нусхебендами (нусхе — рецепт, записка). Нусхебенды, кроме продажи готовых лекарственных средств, также приготовляли лекарства по рецептам врачей.
Из применяемых лекарственных средств того времени можно указать на ряд культивируемых растений: шафран, горчицу, анис, фенхель, гранат, миндаль, сумах, черный перец, корицу, имбирь, камфору, кардамон, померанец и много других. Известно было также приготовление опия из маковых головок.
Второе направление развивалось в горах, далеко от городских местностей, где ученых врачей почти не было и ввозимые средства употреблялись меньше. Здесь пользовались преимущественно лекарственными средствами, собранными в окружающей местности и не указанными в лечебниках.
Однако после блестящего расцвета «арабской науки» с VIII в. до XII в. наступил период постепенного снижения уровня ее, в связи с распадом халифата на отдельные государства.
В последующие века (XIII—XVIII) Азербайджан и все Закавказье являлись ареной кровопролитных и разрушительных войн, вызванных нашествием монголов (Чингизхан), хорезмийцев (Джалаладдин), тимуридов (Тамерлан), Золотой Орды, турков — османов, иранцев и т. д.
Лекарственная помощь в Азербайджане в основном продолжала находиться в руках табибов, хакимов и аттаров. Но лекарствоведение в этот период развивалось с трудом. Историк XIII в. Рашидэддин отмечал, что в этот период многие табибы и аттары утрачивали былую ученость.
Несмотря на это, в XIII—XVIII вв. народная медицина Азербайджана в благоприятные периоды продолжает расти и развиваться, благодаря чему из числа азербайджанцев выдвинулся ряд выдающихся врачей. Были созданы книги на арабском, а позднее на персидском, даже азербайджанском языках, обобщающие многовековой опыт использования народно-лекарственных средств Азербайджана.
В этой связи следует отметить, что труд Магомеда Бергюшади под названием «Тибби Нэбеви» является первой книгой той эпохи, написанной на азербайджанском языке.
Большим событием в поэтической, философской, научной и медицинской жизни азербайджанского народа в XVI веке яв-ляется появление трудов гениального мыслителя — поэта Мухамеда Физули.
В произведениях Физули охвачен большой круг научных вопросов. Он глубоко интересовался вопросами естествознания и медицины. Его «Сохбатул Эсмар» («Беседа с природой») и «Сахет ве Мерез» («Здоровье и болезнь») представляют собой медицинские и лекарствоведческие труды, научно и художественно отражающие основные направления естествознания и медицинской мысли своего времени. В «Сохбатул Эсмар» Физули описывает родной край, его поля и сады, бахчи и огороды, где он слышит разговоры плодов, цветов и ягод.
Значительный исторический интерес представляет произведение XVIII века «Тибби Намэ» («Медицинская книга») врача Магомеда Юсифа Ширвани. В этой книге автор как бы подытоживает современные ему воззрения на медицину. Кроме того, им написаны «Словарь восточных лекарств» на азербайджанском языке, «Роль окружающей среды в лечебном процессе» и «Способы удаления ядов и сведения о лечении отравлений».
Не менее важной книгой в области медицины и лекарство-ведения является «Меджмаул-Джаваме», написанная на персидском языке в 1829 году и сохранившая свое значение до конца XIX века. Автором этой книги был Магомед Али Пишавари, который пользовался большим авторитетом на Ближнем Востоке.
Заслуживает большого внимания книга-лечебник Сайда Магомеда Гусейн Хана «Карабеддин Кебир» («Большой Карабеддин»), вышедшая в 1830 году. Этот лечебник известен всему исламскому Востоку как старинная фармакопея. В нем приводятся лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения и даются соответствующие указания по их применению при различных заболеваниях.
Однако врачебное искусство того времени, ввиду низкого уровня химической, биологической, биохимической и других наук, не могло обеспечить борьбу со многими болезнями.
На дальнейшее развитие лекарствоведения в Азербайджане оказали влияние русская медицина и фармация. Сильный толчок развитию лекарствоведения дало сближение закавказских народов с Россией, начиная с начала XIX в.
Изучением лекарственных средств народной медицины Азербайджана занялся азербайджанец — житель г. Баку Абдул Ахундов под руководством профессора Тартуского университета Г. Драгендорфа. Ахундов в качестве диссертации на соискание ученой степени магистра фармации (1892 г.) сделал творческий перевод на азербайджанский язык книги Абу-Мансур Муваффака-беи-Алн-ель-Хирови. Это сочинение, составленное в IX в., было первым трудом по медицинской литературе Ближнего Востока, написанным на новоперсидском языке.
Ахундов выполнил ботаническое определение названий лекарственного сырья и составил комментарий к этой книге. Эта расшифровка старинных названий растений дала возможность дальнейшего научного изучения их.
Расшифровкой растительного сырья народной медицины Кавказа занимался русский ученый Э. Штёбер. Большой материал по народным лекарственным растениям Кавказа и, в частности, Азербайджана собрал А.X.Роллов.
Планомерное изучение и практическое использование лекарственных растительных ресурсов республики было продолжено в более расширенных масштабах после советизации Азербайджана.
Специальное изучение растительных ресурсов Азербайджана было начато с организации Института ботаники им. В.Л.Комарова Академии наук Азербайджанской ССР. Ботаниками Азербайджана была проведена огромная работа по выявлению и уточнению видового состава флоры Азербайджана и ее ареалов, выявлению наиболее ценных для народного хозяйства растений, их районированию, картированию растительности и обобщению в ряде капитальных трудов флористического богатства республики.
Фармацевтическая наука в стране также продолжала развиваться в советское время. Развитие фармацевтической науки, обследование и изучение лекарственных растений тесно связано с деятельностью Азербайджанского фармацевтического института, созданного в г. Баку в 1937 г. и преобразованного в фармацевтический факультет медицинского института им. Н. Нариманова в 1941 году.
За годы Советской власти в Азербайджане была проведена большая исследовательская работа по природным лекарственным ресурсам. Была проделана значительная работа по изучению химического состава, фармакологических свойств, клинического испытания новых лекарственных растений из дикой и культурной флоры.
Также было проведено изучение географического распространения и содержания активных химических веществ растений, применяемых в научной медицине, и их возможных заменителей. Кроме того сотрудниками фармацевтического факультета Азгосмединститута им. Н. Нариманова систематически велась определенная работа по сбору сведений, критическому анализу и изучению растений, применяемых в народной медицине, в целях использования наиболее перспективных из них в научной медицине.
В результате проведенных обследовательских экспедиций, по ландшафтным зонам республики, в Азербайджане было выявлено большое количество лекарственных растений научной и народной медицины.
По материалам книги «Лекарственные растения Азербайджана»