Герой из Газаха: о подвиге первого азербайджанского летчика Фарруха Гаибова (1916 г.)

Ш.Назирли

На фронтах Первой мировой войны сражались свыше трех тысяч рядовых, до двух сотен офицеров и высших военачальников — азербайджанцев. Среди них были и знаменитые генералы Али ага Шихлинский, Самед бек Мехмандаров, Ибрагим-ага Усубов, Гусейнхан Нахичеванский, Фейзулла Мирза Каджар, Абдулгамид бек Гайтабашы, Габиб бек Салимов, Магомед Мирза Каджар, Амир Казым Каджар, Джавад бек Шихлинский, Георгиевский кавалер, ротмистр Нижегородского драгунского полка Теймур бек Новрузов, прапорщик Лютвели бек Векилов, поручик Осман-ага Гюльмамедов, корнет Саядбек Зейналов и военный летчик поручик Фаррух ага Гаибов.

Фаррух ага Мамедкерим оглу Гаибов родился 2 октября 1891 года в селе Гыраг-Салахлы Газахского уезда.

Мамедкерим ага, отец четверых детей, и сам был военным. Он являлся юнкером четвертого мусульманского взвода лейбгвардейского конвойного эскадрона Его Императорского Величества. 27 июля 1877 года приказом государя за многолетнюю образцовую службу в регулярных войсках Мамедкерим ага был произведен в звание прапорщика. В последующие годы он работал в Газахском и Елисаветпольском уездах начальником суда, в Джеванширской и Елисаветпольской губерниях околоточным надзирателем при полицейском приставе. 30 августа 1894 года за отличную службу Мамедкерим ага был награжден орденом Святого Станислава III степени.

Очень рано потерявший отца, Фаррух ага рос под опекунством видного просветителя того времени, своего дяди по отцу — Самед ага Гаибова. Окончив в родном селе пять классов русско-азербайджанской школы, Фаррух ага по совету прославленного генерала, «бога артиллерии» Али аги Шихлинского поступил в Тифлисский кадетский корпус.

16 июля 1910 года, окончив с отличной аттестацией это военное учебное заведение, он поступил в Петербурге в Константиновское артиллерийское училище. Здесь он отличился своими способностями, точным глазомером, храбростью, умелым ведением орудийной стрельбы и удостоился первой награды на стрельбах — золотых часов швейцарской фирмы «Павел Буре».

Подпоручик Фаррух ага Гаибов с отличными оценками окончил Константиновское училище и 6 августа 1913 года начал службу в 39-й артиллерийской бригаде в городе Александрополь. Когда началась Первая мировая война, он был направлен в одиннадцатый авиационный корпус на Западный фронт.

В дальнейшем он получает чин поручика. Героический воздушный бой в сентябре 1916 года, ознаменовавший вершину его ратной судьбы и стоивший ему и его соратникам жизни, нашел отражение в российской и даже в германской печати.

Ф.Гаибов — курсант Тифлисского кадетского корпуса. 1910 г.

О последнем подвиге Гаибова рассказали командовавший авиацией на Западном фронте генерал-майор Шидловский, военный летчик штабс-капитан Лазарев: «…Офицер артиллерии шестнадцатого воздушного корабля поручик Гаибов по заданию штаба Западного фронта 12 сентября 1916 года совершил налет на Боруны, подверг бомбардировке интендантские и артиллерийские склады, аэродром, 89-ю германскую резервную дивизию. Несмотря на шквальный огонь зенитных батарей соперника, Гаибов с присущей ему большой смелостью подверг разрушению и обратил в пепел склад и штаб врага в Борунах. Во время бомбометания на аэроплан Гаибова одновременно напали четыре германских истребителя. Два из них типа «Альбатрос» и два других — «Фоккер». В ходе неравного боя, отважный поручик поджег три истребителя противника, а «Илья Муромец» из-за серьезного повреждения рухнул на землю, и весь экипаж, в том числе и Гаибов, погиб. Геройски погибший Фаррух ага Гаибов в 1916 году был представлен посмертно к награждению орденом Святого Георгия IV степени. Короткий, но славный боевой путь Гаибова был отмечен такими наградами как орден Святого Станислава III степени (с мечом и бантом, 8 ноября 1915 г.), Святой Анны IV степени (с надписью «За отвагу», в декабре того же года), Святого Станислава II степени (с мечом и бантом, в 1916 году)…»

Череда наград продолжалась и после смерти Гаибова. В 1917 году ратные свершения Гаибова отмечаются посмертными орденами: 26 января — Святой Анны II степени (с мечом), 14 марта — Святой Анны III степени, 25 марта — Святого Георгия IV степени.

Орден Святого Георгия, учрежденный в 1769 году императрицей Екатериной II, вплоть до конца существования Российской империи оставался высшей наградой государства за воинскую доблесть и героизм.

Четырехмоторный «Илья Муромец-16», на котором летал Гаибов, насчитывал экипаж из четырех бойцов. Это был первый в мире по тем временам четырехмоторный тяжелый бомбардировщик, построенный на Петербургском Русско-Балтийском заводе. В 1914 году этот аэроплан покрыл расстояние в тысячу километров за 14 часов 38 минут с одной промежуточной посадкой. Это в ту пору считалось мировым рекордом.

Самолеты класса «Илья Муромец-16» использовались в Первую мировую войну и в гражданскую войну для ударов в тылу противника.

В ходатайстве о награждении Гаибова подполковник Брант отмечал: «12-го сентября сего года, по приказанию начальника штаба Главнокомандующего армиями Западного фронта под командою Генерального штаба подполковника Бранта был совершен налет на тыл противника воздушною эскадрою в составе 2-х воздушных кораблей типа «Илья Муромец» и 13 аппаратов. Целью налета было избрано м.Борун в 12-ти верстах в тылу расположения противника и ближайший его район, где, по имеющимся сведениям, расположены: штаб 89-ой германской дивизии, узел узкоколейной железной дороги с артиллерийскими и интендантскими складами, а также аэродром. Эскадра, прорвавшись в район Крево и севернее сквозь артиллерийский заградительный огонь противника и оттеснив его авиацию, сбросила 78 бомб общим весом до 100 пудов взрывчатого вещества…»

Он продолжал: «Общий порядок эскадры представлялся в следующем виде: В голове шел 16-ый корабль с 2-мя «Моран-Парасолями» и 1 «Вуазеном», затем Киевский корабль, вместе с которым на фронте до 3-4 верст перелетело позицию до 6-ти малых аппаратов; остальные 5-ть самолетов перелетели позиции противника разновременно, на широком фронте от 10-ти до 15-ти верст к северу и югу от Крево… 16-ый корабль, под командою поручика Макшеева при поручике Рахлине, артиллерийском офицере поручике Гаибове и наблюдателе поручике Карпове, следуя в авангарде эскадры, был у Крево встречен сильным артиллерийским огнем противника и… вступил в ожесточенный и неравный бой с превосходящими силами противника, состоявшими из 4-х аппаратов, хорошо вооруженных и со значительно большей корабля скоростью; оставшись один против 4-х противников, 16-ый корабль продолжал, отбиваясь, движение в тыл противника к Борунам…»

И далее: «В последующие минуты неравного боя, под сильным артиллерийским огнем, 16-му кораблю удалось отбить атаку 3-х неприятельских самолетов, которые снизились, уклонившись от боя, не только с 16-м кораблем, а с остальными силами эскадры, следовавшими сзади. Четвертый же немецкий самолет держался над 16-м кораблем и, находясь, видимо, в мертвом пространстве, обстреливал его из пулемета. Когда корабль под огнем противника уже достиг м.Боруны, он, видимо, был поврежден артиллерийским огнем, а быть может, часть экипаже была выведена из строя ружейным огнем самолета противника, и аппарат упал, разбившись при ударе о землю у названного местечка, причем все летчики погибли. Вслед за падением корабля снизился и 4-й германский самолет.»

Ф.Гаибов — курсант Константиновской артиллерийской школы
Подвиг поручика Ф.Гаибова

В ходатайстве подполковник Брант отмечал: «Беззаветное мужество и решимость артиллерийского офицера поручика Гаибова дали возможность главным силам эскадры в составе Киевского корабля и 10 малых аппаратов прорваться в расположение противника к м.Боруны без сопротивления со стороны авиации противника, четыре аппарата коего были выведены из строя. Таким образом, 16-м кораблем в решительный момент боя было произведено сильное расстройство в неприятельской авиации, что и повлияло на успех всей операции. Кроме того, артиллерийский офицер 16-го корабля поручик Гаибов свой геройский подвиг запечатлел смертию. Поручик Гаибов неоднократно совершал удачные полеты с явной опасностью для жизни и наносил ущерб неприятельским лагерям, складам, сообщениям и станциям…»

3 ноября 1916 г. ходатайство подполковника Бранта было поддержано временно исполняющим должность генерал-квартирмейстера штаба главнокомандующего армиями Западного фронта, а затем начальником штаба и направлено в канцелярию Кавалерской Думы военного ордена Святого Георгия.

Георгиевская Дума присудила наградить посмертным орденом Георгия Победоносца командира экипажа поручика Макшеева, управлявшего самолетом, артиллерийского офицера Фарруха Гаибова, до последней минуты наносившего немцам потери своим пулеметным огнем.

Отличительными чертами Фарруха Гаибова были следующие качества: острое зрение, благодаря которому он получил первый приз за стрельбу пушки еще в бытность свою юнкером артиллерийского училища, верный глазомер, отвага, невозмутимое хладнокровие, давшее возможность производить точный расчет и направлять бомбы в намеченную точку при самых опасных для жизни положениях, крепкие нервы, необходимые для правильного наблюдения и верной оценки явлений в сложной боевой обстановке.

По материалам книги автора