Г.Джабиев, Ф.Халилли
Город Ахсу занимал своеобразное место и играл специфическую роль среди азербайджанских городов XVIII в. Ахсу был эпицентром непрерывных военно-политических интриг и конфликтов в Ширване во второй половине XVIII в., а также одним из самых крупных торговых центров региона.
Ахсу также считался одним из пунктов остановки купцов из Европы и Восточных стран, потому что находился на транзитной дороге. Находки множества товаров из России, Ирана, Китая и Европы, монеты чекана Ахсу, монеты, отчеканенные в других городах Азербайджана, а также монеты Китая, Германии и России очередной раз свидетельствуют об этом.
Величина территории города; плотность застройки, находка более 500 медных и серебряных монет, многочисленных предметов материальной культуры, разнообразных по форме и декору, указывают на интенсивность городской жизни.
Артефакты, найденные в Ахсу, относятся к короткому хронологическому периоду, так как город является однослойным памятником. В этом смысле предметы материальной культуры, найденные в городе, имеют важное научное значение с точки зрения исследования специфических особенностей культуры конкретного исторического периода, динамики прогресса или деградации отдельных отраслей ремесла.
Известный в письменных источниках как Ахсу, Джалалабад или Новая Шемаха, средневековый город Ахсу, среди местного населения именовался как Ахсуинская крепость или Разрушенный город.
Руины Ахсу были обнаружены на территории нынешнего Ахсуинского района, в 4-х километрах к юго-востоку от города Ахсу между селений Улгудж, Арабушагы, Агарх и Джуруглу. В связи с рядом военно-политических факторов город Ахсу неоднократно разрушался врагами, вследствие чего статус официальной столицы Ширвана часто менялся.
Территория города была прямоугольная в плане и занимала 40 гектаров. Границы были укреплены глубокими рвами и крепостными стенами в форме вала. Вокруг памятника были обнаружены 3 кладбища. Великолепие памятных надгробных камней и надписи на них дают основание считать, что на кладбище были погребены известные люди из потомков Ширванских правителей.
Когда был подготовлен топографический план, было установлено, что между севером и югом города, построенного с ориентировкой на киблу, есть перепад высот в 10 метров. Во время археологических исследований стало ясно, что эта разница имеет важную роль в водоснабжении домов и кварталов города.
Первые исследования разведывательного характера на месте позднесредневекового города Ахсу проводились в 1983 году. Значительные археологические исследования были проведены в 2010–2013 годах Институтом Археологии и Этнографии НАНА.
Место позднесредневекового города Ахсу является одним из редких археологических памятников в Азербайджане, где после падения города на его территории не проводились строительные, буровые и хозяйственные работы.
По сравнению с другими памятниками, обнаруженные там строения — производственные печи, улицы и площади города, оказались в хорошей сохранности. Все это имеет чрезвычайно важное научное значение в изучении указанного периода с точки зрения исследования структуры внутреннего планирования азербайджанских городов, их архитектурных особенностей, благоустройства, вопросов санитарии и водоснабжения, уровня развития городского ремесла, тенденций развития и спада.
Во время археологических исследований привлекает внимание то, что на верхнем горизонте культурного слоя один за другим были найдены многочисленные строительные остатки. В частности, это остатки зданий, построенных из булыжника.
Во время исследований в 2010 году, в III раскопе, на территории 600 кв. м были обнаружены многочисленные следы прокала, металлические слитки и образцы шлаков, очаги, расположенные на очень близком расстоянии друг от друга, и остатки вспомогательных строений. На этом участке также были зафиксированы многочисленные орудия труда и остатки производства, связанные с такими ремесленниками, как пекарь, кузнец, медник, красильщик и косторез.
Все это дает основание говорить о том, что участок закладки III раскопа находился на территории квартала ремесленников. Находки указывали на производство и торговлю этими изделиями в пределах одной и той же ремесленной мастерской. Об этом наглядно свидетельствуют многочисленные находки монет среди камней вокруг большого тендира (печи для выпечки хлеба).
IV раскоп площадью 3500 кв. м изучался в 2010–2011 годах. По числу и разнообразию находок он превосходил раскоп III. Были исследованы останки уличных мостовых, ориентированных с севера на юг и с запада на восток, с перекрестками, большие и маленькие площади, линии водоснабжения и канализационные системы, часть северных крепостных стен города, остатки служебного здания, предназначенного для гарнизона, остатки здания с богато украшенными стенами с бассейном во дворе, выделяющегося своим величием, банный комплекс и многочисленные остатки других вспомогательных зданий.
Как видно из картин, относящихся к концу XVIII века, один из основных входов в город был на западной стороне крепости. На картине художника Г.С. Сергеева, отражена встреча Гасым хана с графом Валерианом Зубовым в октябре 1796 года. На этой картине виден мост на въезде в город. Это означает, что тогда река Ахсу текла к западу от города.
Во время исследований наряду с городскими домами и лавками были обнаружены крупные общественные здания с весьма интересными архитектурными решениями. Среди них особенно можно отметить Джума мечеть и «Бузхана» (разнопрофильное складское помещение). Общая площадь Джума мечети города, обнаруженной в V раскопе, составляет 576 кв. м (36×16 м). Фундамент стен мечети был построен из булыжника, а стены – из кирпича-сырца.
В строительстве мечети также были использованы многочисленные детали из дерева. Во время раскопок были зафиксированы остатки деревянных изделий, среди которых – деревянные колонны, двери, остатки табуретов. Деревянные детали соединены друг с другом при помощи больших железных гвоздей и крючков. В здании мечети наряду с грандиозными стенами возвышались деревянные колонны, расстояние между которыми 2,5 м. Это подтверждается каменными базами колонн, обнаруженными в мечети. Вдоль южной стены мечети было обнаружено место михраба. Окна мечети имели арочную форму и были сделаны из обожженного кирпича и ганча.
Во время раскопок вдоль внешней стены строения были обнаружены останки черепиц. Черепицы имели желобообразную форму. Во время разрушения мечети черепицы рассыпались вокруг. По примерным подсчетам, для покрытия крыши Джума мечети Ахсу было использовано примерно более 60 тысяч штук черепиц. А это значит примерно около 50 тонны груза.
Как видно, сооружение такого, с инженерно-технической точки зрения грандиозного, строения было не очень-то легко. Конечно же, наличие такой постройки говорит о высочайшем уровне инженерно-технической строительной культуры в Ахсу в XVIII в.
Во время продолжения работ на V раскопе был обнаружен широкий двор мечети, открывающийся на север. Интересно, что двор во многих местах был устлан крупными известняковыми плитами. Двор мечети был окружен забором, построенным из известняка и обожженного кирпича с западной, и булыжником – с северной стороны. По середине двора был обнаружен специальный водяной колодец для омовения пришедших в мечеть людей. Недалеко от мечети в северном направлении был найден надгробный камень похороненного здесь муллы мечети. Вокруг камня зафиксированы несколько детских могил.
На VII раскопе было обнаружено одно из самых грандиозных строений города – склад под названием «Бузхана». Склад «Бузхана» был построен на глубине 8 метров от поверхности земли (длина 30 метров, ширина – 8 метров, а площадь – 240 кв. м.).
Стены склада- «Бузхана» были построены из тесаного булыжника, пол и арочной формы потолок – из обожженного кирпича. Во время очистки внутри здания были обнаружены два клада, внутри которых были 37 штук золотых голландских дукатов и серебряных монет, относящихся к 1781–1801 гг.
Во время исследований были также обнаружены многочисленные материальные свидетельства, подтверждающие связи города Ахсу с важными торговыми центрами Европы и Азии.
В их числе: фарфоровые и селадоновые сосуды, производимые в Китае, стеклянные сосуды для напитков разного ассортимента с производственными знаками мануфактур Лондона и Лидса, фаянсовые бытовые изделия, монеты монетных дворов Нюрнберга, Санкт-Петербурга и Тбилиси. Найденный на IV раскопе глазурованный изразец с сюжетной композицией также можно оценить как показатель того, что элита Ахсу старалась идти в ногу с европейской модой.
По материалам сборника «Донские древности» Азовского музея-заповедника