Нодар Шашик оглу — лучший король Лир: воспоминания о «театральной глыбе»

Нодар Шашик оглу (1927-2013)— азербайджанский драматический актёр театра и кино, Народный артист Азербайджана и России.

Шашик оглу работал во многих известных российских театрах, где сыграл немало ролей в нашумевших в прошлом спектаклях: в «Маленьких трагедиях» А. Пушкина; в «Часе пик» Е.Ставинского; в спектакле Ж.Ануйя «Антигона»; в «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана; в «Мария Тюдор» В.Гюго и во многих других спектаклях.

Бакинцам, чье детство прошло под незабываемой аурой патриотических спектаклей и фильмов о Великой Отечественной войне, этот обаятельный актер запомнился больше по роли Михайло (его прототип — партизан, Герой Советского Союза Мехти Гусейнзаде) из фильма «На дальних берегах», по одноименной повести Гасана Сеидбейли и Имрана Касумова, снятого в 1958 году.

Как вспоминал Шашик оглу, тогдашний лидер Коммунистической партии СССР Н. Хрущев всячески поощрял мероприятия, связанные с поисками героев войны. По его мнению, такой подход к теме поднимал на новую высоту военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Актер рассказывал, что в те годы он работал в Театре на Таганке и когда ему предложили сыграть главную роль, он не отказался. Он понимал: если роль ему удастся, то имидж актера несравненно вырастет.

Директор старой гостиницы «Интурист», когда Шашик вернулся в Баку, предложил пожить ему в этой гостинице, пока актер не решит свой жилищный вопрос.

Пока режиссер будущего фильма Тофик Тагизаде совместно с авторами повести был занят разработкой сценария, в Москву на поиски главного героя и персонажей второго плана вылетел второй режиссер фильма. Это было необходимо сделать, поскольку потребовались актеры с европейской внешностью. Наверное, по таким признакам и были приглашены для участия в фильме Юрий Боголюбов и Андрей Файт, Григорий Шпигель, Леонид Брондуков и Агния Еликоева.

Роль в этом фильме стала для Шашик оглу и неким нравственным мерилом, духовностью, которым жило тогда советское общество. В Мехти, этом отчаянном патриоте своей страны, Шашик оглу увидел человека, который заранее предвидел свою судьбу.

По рассказам Нодара Шашик оглу в съемочной группе директором фильма был Тимур Гусейнов, который очень доброжелательно относился к актерам. Как вспоминаел актер, «это был человек небольшого роста, но с большой творческой душой. Ко всему прочему, он также заботился о зарплате артистов, искал все легальные способы ее прибавки«.

В театре Шашик оглу тогда получал 550 рублей, но у него было много и концертных выступлений. А на съемочной площадке за день платили 5000 рублей старыми деньгами.

Съемки фильма «На дальних берегах» проходили сначала в Риге, затем — в Ялте, в Баку и продолжались два года. В Риге отношение населения к бакинцам было очень хорошее. Жили члены съемочной группы в новой гостинице «Рига». В Ялте, в горах, снимали эпизоды боев партизан с карателями. В этом городе построили знаменитый подземный коридор, по которому Михайло с Веселином идут по пояс в воде подкладывать мину под кинотеатр, где собрались фашисты.

Так сложилось, что все водные сцены режиссеры почему-то умудрялись снимать в зимнее время. В павильоне Ялтинской киностудии построили такой коридор, в декабре наполнили его водой, слегка подогрели и запустили туда Нодара Шашик оглу с Юрой Боголюбовым. Пробираться по туннелю приходилось в резиновых сапогах.

Актеры тешили себя надеждой, что их отснимут всего в одном дубле. Но не тут-то было, из-за неправильной постановки света сняли целых пять дублей. Правда, после каждого дубля актерам выдавали для того, чтобы согреться, по сто граммов водки. К концу пятого дубля их так развезло, что они уже были готовы отправиться к кинотеатру вплавь. Никто тогда не заболел, даже насморк не подхватили.

Немало интересного актер рассказывал и о режиссере фильма Тофике Тагизаде: «Это был замечательный режиссер и человек. Но почему-то у себя на родине чиновники, занимающиеся вопросами кинопроизводства, к нему относились с прохладцей. Полагаю, что это происходило из зависти к его таланту. Посмотрите его фильмы:» «Встреча», «На дальних берегах», «Семеро сыновей моих», «Деде Горгуд». Все эти картины всегда смотрелись, у них был высокий рейтинг, и они приносили доходы государству. Конечно, большую роль сыграли писатели Гасан Сеидбейди и Имран Касумов, написавшие и книгу, и литературный сценарий, но без фильма книга не получила бы такую популярность».

В Русском драматическом театре им.Самеда Вургуна в Баку Нодар Шашик оглу работал с 2003 года, последние 10 лет жизни. За это время он сыграл массу ролей, но зрителям казалось, что артист играл в нем всегда, настолько любили они этого замечательного, невероятно талантливого человека, артиста с большой буквы.

Одна из любимых зрителями ролей в исполнении Шашик оглу — Лира в «Короле Лир» Шекспира. Как писал в своей книге «Город моей молодости» Бахрам Багирзаде, сам Гейдар Алиев хотел, чтобы Шашик оглу сыграл короля Лира.

«Когда же ты сыграешь «Короля Лира»? Ты все уже переиграл, кроме этой роли», — сказал мне Гейдар Алиевич. Я пообещал, что когда-нибудь обязательно возьмусь за эту роль. Через несколько лет мы начали репетировать спектакль с Александром Шаровским в Русском драмтеатре», — вспоминал актер.

«Мы работали над спектаклем, как никогда… Месяца три… И, честно говоря, я доволен результатом. Мне очень тяжело играть эту роль, я бываю измотан до предела и все же получаю колоссальное удовольствие от этого спектакля. Роль шекспировского короля Лира считается одной из самых сложных в драматургии, это своего рода вершина драматического искусства. Я начал ее играть, когда мне было семьдесят девять лет. А когда мне стукнуло восемьдесят два, театр подал заявку в Книгу рекордов Гиннесса с просьбой зафиксировать «достижение азербайджанского актера, как самого пожилого исполнителя роли». И мне особенно приятно, что я стал не только самым «взрослым» Лиром, меня назвали самым лучшим исполнителем этой роли. Так что обещание, данное Гейдару Алиевичу, я выполнил!» рассказывал Нодар Шашик оглу.

Актер прожил яркую жизнь, оставил незабываемые образы в кино и на сцене. Артисты, которые имели счастье непосредственно работать с ним, вспоминали о нем с теплотой.

Мария Дубовицкая-Алиева: «Нодар Изетович — это была театральная глыба! Его голос, игра, юмор навсегда останутся в моей памяти. Когда меня только взяли в труппу, он был для меня некой горой и атлантом театра. Мне посчастливилось быть частью его спектакля «Король Лир». Это было незабываемо! Каждый спектакль был буквально прожит им, мурашки не раз пробегали по моей коже. В постановке «Мечты сбываются» он читал монолог Арбенина из «Маскарада», он читал его мне прямо в глаза, проникая в самую глубь души… По истечении 8 лет я сыграла Нину из «Маскарада». Он остался в моей памяти как неповторимый корифей и добрейший человек».

Теймур Рагимов: «Мне довелось работать с Нодаром Шашик оглу на одной сцене в спектакле «Король Лир». Это был 2005 год. С профессиональной точки зрения, поражало то, что, будучи уже в преклонном возрасте, он ни разу не запнулся, не забыл текста и прекрасно чувствовал партнера. А что касается Нодара Шашик оглу вне сцены, то это был абсолютно другой человек: непосредственный, прямолинейный и очень остроумный. Своим поведением он одновременно и подкупал, и держал дистанцию. Делал это очень корректно и достойно. Многие его высказывания стали афоризмами…».

Мурад Мамедов: «Это был талантливейший актер, человек с большой буквы! Нодар Шашик оглу — это тот человек, который на сцене партнера сделал зрителем! Он очень любил жизнь и умел заряжать своим жизнелюбием других. К огромному сожалению, мне не довелось играть с ним на одной сцене. Когда я пришел в театр, он уже болел и не выходил на сцену. Но я счаслив и рад тому, что хотя бы просто знал его, и иногда пересекался с ним в театре».

Из архивов газеты ЭХО