Анар Рзаев родился 14 марта 1938 года в семье поэтов. Его отец Расул Рза и мать Нигяр Рафибейли были признанными в стране поэтами. В 1945 году поступил в музыкальную школу имени Бюльбюля и в 1955 году окончил её с отличием. В том же году поступил на филологический факультет Азербайджанского Государственного Университета.
Окончил АГУ в 1960 году, также окончил Высшие сценарные курсы в Москве в 1964 году, Высшие режиссёрские курсы в Москве. С 1968 года — главный редактор альманаха искусств «Гобустан».В 1991 году был избран председателем Союза писателей Азербайджана.
С 1995-2000 годы являлся действительным членом Милли Меджлиса (Парламента Азербайджана). За особые заслуги в развитии азербайджанской литературы награждён Премией Гейдара Алиева (2011).
19 февраля 2014 г. был избран первым председателем Союза писателей тюркоязычных государств, созданного по результатам VI Конгресса редакторов литературных журналов тюркского мира в г. Эскишехир (Турция).
13 марта 2018 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о награждении Анара Рзаева Почетным дипломом Президента за продолжительную плодотворную деятельность по развитию и пропаганде азербайджанской культуры.
Перу Анара принадлежит множество интересных произведений, затрагивающих в основном проблемы современности. Влияние произведений, характеризующихся актуальностью темы, индивидуальностью стиля, совершенством языка и глубокой жизненностью и прививающих высокие моральные качества, на формирование вкуса широкой читательской аудитории заслуживает самых высоких слов.
В своих книгах он раскрывает образ современного ему человека, показать, с какими трудностями ему приходится сталкиваться, как традиционные понятия и менталитет влияет на жизнь людей.
Среди самых известных произведений — «Шестой этаж пятиэтажного дома», «Комната в отеле», «Юбилей Данте», «Я, Ты, Он и телефон» и другие.
По сценариям Анара снято более десяти фильмов («День прошёл», «Тахмина», «Посол зари» и т.д.), из них три фильма снято им в качестве режиссёра. По одному из его рассказов на «Мосфильме» режиссёром Самсоном Самсоновым был снят фильм «Каждый вечер в одиннадцать», по сценарию Эдварда Радзинского.
Интересные цитаты Анара из различных интервью:
«Самые светлые воспоминая детства связаны с летом, с нашей бузовнинской дачей. Вся семья вместе, все живы, воскресные приезды гостей, друзей, знакомых, море, солнце, виноград и инжир, футбол и волейбол и вся жизнь впереди».
«Очень хорошо помню тот вечер в Шуше — мы сидим на веранде, я читаю свое творение отцу, матери и сестрам… И когда я кончил читать, никогда не забыть мне выражения лица отца – у меня тоже на всю жизнь запечатлелось в памяти выражение его глаз: это было и удивление, и радость, и сожаление – смешанность всего этого. Помню его слова: «Вот и ты стал писателем…». Он сказал именно эту фразу, хотя трудно, судя по той моей вещице, было прийти к такому именно выводу. Но, знаете, сказал со вздохом сожаления. Знал, разумеется, как непрост он, этот удел».
«Герои моих произведений сегодня являются такими, какими я изобразил их в своих произведениях, написанных в наши дни…»
«Человек 21-го века живет в совершенно другой духовной, экономической, эмоциональной атмосфере, в которой доминируют виртуальные отношения между людьми».
«Если человек талантлив, он проявит себя вне зависимости от того, каково его происхождение, если ж нет таланта, никакая семейная традиция не окажет ему помощи».
«Эмоциональные переживания вкупе с интеллектуальными усилиями необходимы для творчества, но не обязательно они создаются в пору депрессий. Творчеством занимаются в самые разные периоды духовного существования».
«Писатель пишет не ради дивидендов, не для славы или денег, а потому, что чувствует неистребимое желание поделиться с кем-то своими выстраданными мыслями, пережитым, своим душевным состоянием и духовным миром. Пишет, потому что не писать не может. Все остальное для него не главное, а сопутствующее».
«Настоящий мужчина тот, кто умеет справиться со всем негативным, что обрушивается на него в нашем далеко не справедливом мире. И борьба за добро начинается у него с самого себя, со способности побороть в себе чувство зависти по отношению к чужим успехам. Настоящий мужчина никогда не позволит себе предательство, и в первую очередь по отношению к своим друзьям по пустячному поводу.
«Почти все мои произведения — и в прозе, и в кино — вначале принимали в штыки, но по прошествии лет они занимали подобающее им место в литературе».
«Любой писатель, если он не ослеплен своими подлинными или мнимыми достижениями, должен относиться к себе в достаточной степени самокритично. Иначе он заболеет опасным недугом самовлюбленности».
«В виртуальном мире люди знакомятся, влюбляются, женятся, таким образом, возникает дефицит общения, натуральных чувств, появился какой-то эрзац. Молодое поколение буквально закабалено Интернетом, телефонным общением. Одним словом, мы вступили в виртуальную эпоху, где чтению отводятся какие-то задворки. Тем более ценны настоящие любители истинной литературы, которые все еще сохраняют интерес к чтению».
«Пусть это не выглядит кокетством, есть люди, которые хотят быть известными, а я желаю, чтобы меня никто не знал. Потому что я не могу пройтись по бульвару — как минимум человек 5 подходят с разными просьбами, иногда просто приветствуют, ну это хорошо, иногда с обидами, иногда с претензиями. Так что мне очень редко удается спокойно погулять, и это бывает поздно вечером, когда не так многолюдно. И тогда я любуюсь городом».
«Всегда молодость человеку ближе, чем старость. Так что Баку прошлого — моя молодость, мои друзья, которые тогда были живы, это общение с разными интересными людьми, которых становится все меньше и меньше».
«Если бы я критиковал молодежь, тогда я должен был начинать со своих детей и внуков, а я ими очень доволен. Если о молодежи судить по ним, то у меня нет оснований быть недовольным молодежью. Просто я не разделяю людей по принципу «молодой» или «старый», т.к. и среди молодых, и среди пожилых есть и достойные, и недостойные люди».
«В современном обществе есть опасность — вседозволенность. Некоторые люди, чтобы самоутвердиться, покушаются на культурные ценности, на выдающихся людей. Этот бесплодный нигилизм я бы назвал одним словом — герастратов комплекс».
«Для азербайджанцев честь всегда стояла превыше всего. Предательство всегда осуждалось в Азербайджане, к ренегатам и перебежчикам всегда относились с презрением».
«Патриотизм чреват одной опасностью — лжепатриотизмом. Для меня патриотизм является не декларацией, а добрым делом, освоением своей профессии. Для меня высококвалифицированный врач, который делает успешные операции и никогда не говорит о своем патриотизме, больше патриот, чем неуч, который только и говорит о патриотизме, но ничего не умеет».
«Без проблем нет писателя. Но творчество избавляет тебя от каких-то проблем. Во всяком случае, у меня так — пока не написал об этом, проблема гложет тебя, живет в тебе, съедает тебя изнутри, когда ты об этом пишешь, как будто освобождаешься».
«Я верю в одно — нельзя сдаваться в жизни.»
«Все хотят успеха, а что такое успех? Многие думают, что все эти премии и звания, заработанные в течение жизни, и есть самое главное. Но поверьте, для меня все эти звания и премии абсолютно ничего не значат. Мнение нескольких людей, которым я доверяю, — вот что для меня важно. Их оценка для меня важнее всех премий, потому что я знаю — их оценка высококвалифицированная, честная, беспристрастная. И не потому, что они ко мне хорошо относятся, а потому, что они хорошо относятся к литературе».
«Писательство исходит из духовной потребности, от желания донести до людей свое слово, потребности служить своему народу, обществу, в котором живешь, необходимости высказаться, и если для этого у тебя есть литературный талант, и ты готов заняться тяжелым трудом, тогда выбирай эту профессию».
«Иногда беспринципная критика возводит посредственного автора до таких высот и поет ему такие дифирамбы, что невольно обращаешься к Создателю с вопросом о том, остались ли еще в нашем языке другие хвалебные слова, чтоб воздать должное Физули, Вагифу, Мирза Фатали, Сабиру, Мирза Джалилу? К сожалению, это горькая правда нашей жизни».
«Поскольку сам я в литературе никогда и никому не завидовал, то меня совершенно не интересует, кто и кому завидует. К тому же, человек талантливый никогда не станет завидовать другому талантливому человеку. Проявлять зависть к успеху других – свойство неудачников».
«Писатель – это, прежде всего, особый тип зрения. Помимо умной головы у писателя есть много такого, что достойно познания, и чему трудно научиться. Здесь много компонентов должно наличествовать – это и жизненный опыт, и интеллект, но это в то же время и эмоциональная составляющая, потому что одним интеллектом можно создавать только умозрительное искусство. Если нет души, если нет каких-то сердечных порывов…»
«Литература – это не маркет, не маркетинг и не та область, которую можно было бы регулировать, исходя из законов рынка. Возможно, поколение, которое сменит нас, и станет управлять творческими структурами, основываясь на законы рынка. Может быть. Но это не для нас».
«Мало верить в Бога. Надо, чтобы и Бог поверил в тебя. Поверил бы, что твоя доброта не показная, твоя щедрость — бескорыстна. Твоя приверженность справедливости — искренна.
«В течение многих лет меня одолевали мысли: как же так, вот моя жизнь, наполненная тысячами событий, лиц, встречами, расставаниями, увлечениями, разочарованиями, чудом любви, родственными и профессиональными привязанностями, и вот все эти мои впечатления от стран, книг, фильмов, музыки, ситуации моей внешней жизни и сюжеты жизни внутренней, жизни души, перипетии общественного существования, фабулы взаимоотношений с друзьями и врагами, мои фантазии, воспоминания, переживания, «нечаянные радости», потери, откровения, сожаления, тоска одиночества, боль непонимания, «роскошь общения», близкие, дорогие мне люди, — все это в одно мгновение может исчезнуть?».
«Может, это прозвучит громко, но я всегда ощущал себя человеком миссии, это придавало мне силы. И эта миссия меня все время держит на коне. Я не боюсь смерти и знаю, что пока не исполню все задуманное, не уйду».
По материалам агентства Trend