С высот Талыша в Москву: путешествие 147-летнего азербайджанца (1955 г.)

Задолго до того, как азербайджанский долгожитель Махмуд Эйвазов (1808-1960) летом 1955 г. впервые спустился с высот Талыша и приехал в Москву на всесоюзную выставку, его имя уже пользовалось известностью по всей стране.

После пребывания в Москве, известность азербайджанца-долгожителя стала всенародной. Однако, сначала он даже не хотел туда ехать. Когда Эйвазову сказали, что его приглашают на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву, он поначалу растерялся. Старику не приходилось за свою жизнь покидать родной Талыш. Он ни разу не ездил в поезде. Теперь же ему предстояло совершить многодневное путешествие, оказаться в незнакомой обстановке.

Сначала Эйвазов не хотел ехать, говоря, что надо послать кого-то помоложе. Уговаривать старика стали его дети, внуки, родичи, земляки. Все в один голос заявили, что Москва знает, кого зовет к себе в гости. Уговоры сработали. Провожать его пришло все село, родичи и знакомые из окрестных сел. Горцы советовали Эйвазову обязательно побывать в Кремле, на Красной площади, осмотреть метро…

Наступило время отъезда. Привели несколько коней. На них предстояло совершить путешествие до районного центра. Кто-то хотел помочь Эйвазову взобраться на седло. Но он отказался от помощи, и сам ловко сел на коня. В райцентре собралась большая группа участков и экскурсантов ВСХВ. Из Ленкорани поезд быстро довез горцев в Баку и 14 августа 1955 года они продолжили свой путь в Москву.

В пути неутомимый старик живо воспринимал все интересное. Множество вопросов он задавал попутчикам. Обычно, он просыпался по утрам раньше всех в вагоне и смотрел в окно. Перед ним проносились обширные колхозные поля и сады, рабочие поселки, железнодорожные станции. На больших станциях Эйвазов выходил на прогулку, стараясь как можно больше запечатлеть видимое, чтобы потом, как он говорил, рассказывать землякам.

Весть о том, что в шестом вагоне едет 147-летний колхозник, быстро разнеслась по всему составу. Появление на станциях довольно подвижного, коренастого и крепкого старика вызывало всеобщее любопытство и восхищение. Люди заговаривали с ним; завязывались оживленные беседы. Одни интересовались его возрастом, другие пытались узнать «секрет» его долголетия, поражались его бодростью, расспрашивали об особенностях климата села, где он прожил долгие годы. Эйвазов не успевал отвечать на поток вопросов. Много гостей собиралось в купе, где ехал старик. Людей поражала его память, умение быстро и метко отвечать на вопросы, знание множества пословиц и притч.

На станции «Минеральные воды» Махмуду Эйвазову рассказали о том, что на этом знаменитом курорте десятки тысяч трудящихся со всех уголков страны проводят свой отпуск, лечатся, «ремонтируют» свое здоровье целебными водами. Старик заинтересовался и пожелал попробовать «чудотворную» воду. Он выпил стакан «Нарзана» и сказал, что эта вода должна быть полезна человеку.

Эйвазов сказал: «У нас в горах тоже имеются источники горячей и холодной воды. Они не так известны, как «Нарзан», но обладают интересным свойством: как бы плотно ни поел человек, но стоит выпить стакан нашей воды… и опять можно съесть столько же.»

Наконец поезд из Баку подошел к перрону Казанского вокзала в Москве. Пассажиры шестого вагона знали, что им надо зарегистрироваться на вокзале о прибытии на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Белокурая молодая москвичка брала у участников и экскурсантов ВСХВ паспорта и быстро делала отметки о прибытии гостей. Но на одном из паспортов девушка дольше обычного задержала свое внимание. Она переводила взгляд с паспорта на его владельца и обратно. На ее лице можно было прочесть удивление и растерянность.

— 1808-й год? — неуверенно спросила девушка и когда на ее вопрос последовал утвердительный ответ, она быстро покинула комнату и скрылась за дверью кабинета.

Вскоре из кабинета вышел сам представитель ВСХВ и тоже с удивлением переводил взгляд с паспорта на его владельца: «О! Так вы и есть тот самый знаменитый Эйвазов. Вот это гость! Кто только не приезжает в Москву, а чтобы в таком возрасте… Сто.. Да какой там сто! Сто сорок семь! Нет, такого не бывало!»

Когда группа колхозников, приехавшая на выставку из Азербайджана, вышла на привокзальную площадь, то из мощных репродукторов девичий голос оповещал: «Внимание, внимание! Сегодня поездом № 19 Баку — Москва в столицу нашей родины приехал старейший житель и колхозник страны, 147-летний азербайджанец Махмуд Эйвазов!»

**********

Москва радушно встретила старейшего жителя страны. От перрона Казанского вокзала до гостиницы для участников ВСХВ Махмуд Эйвазов все время чувствовал теплую, дружескую заботу. В день приезда на ВСХВ «Вечерняя Москва» сообщила о приезде 147-летнего Эйвазова из высокогорного Лерика.

Эйвазов позднее рассказывал, что в ночь перед посещением выставки ему не спалось. Рано утром он вышел из гостиницы и побрел по еще пустынным улицам Москвы. Как в мире чудес смотрел этот древний человек на машины, которые подметали и собирали мусор, поливали улицы. Он все шел и шел, будто открывал новый мир.

Когда после завтрака в гостинице Эйвазов вместе со своими земляками и экскурсоводом вступил на территорию выставки, ему предложили объехать территорию на специальном троллейбусе. Но старик категорически отказался, сказав, что «они очень быстры и я ничего из них не увижу

В Главном павильоне ВСХВ старейшему колхознику сказали, что здесь собрано все, чем богата страна. Старик подолгу задерживался у стендов союзных республик.

У стенда Азербайджана он сказал: «Думал я, что нет ничего лучше, как смотреть с высот Талыша на мой Азербайджан. Но в Москве мой край предстал перед моим взором еще краше.»

На «Площади колхозов» он с восхищением смотрел на фонтан «Дружба народов». Старик медленно обошел вокруг фонтана, не обращая внимания на падающие брызги. Экскурсовод сказал, что на выставке есть еще 14 больших фонтанов и что надо идти дальше. Но все было тщетно. Он продолжал смотреть на фонтан, присев на стоявшую вблизи скамью, и не заметил, как к нему подошла группа украинских колхозников. Незнакомые люди узнали в старике удивительного горца. Украинцы были обрадованы тем, что им первым удалось встретиться с человеком, которому на тот момент было 147 лет.

От фонтана к другим павильонам Махмуд Эйвазов шел в сопровождении большой толпы, в которой мелькали пестрые халаты среднеазиатов, черкески кавказцев, широкополые соломенные шляпы молдаван, вышитые сорочки белорусов. В этот день в павильоне Азербайджана было особенно многолюдно. Он не мог вместить всех желающих встретиться с азербайджанским долгожителем.

Посетители выставки собирались у здания павильона, чтобы встретить Махмуда Эйвазова. Еще никогда ему не приходилось столько говорить, как в первый день пребывания на выставке. Ему задавали сотни вопросов, но и он забросал вопросами экскурсоводов, новых знакомых.

Эйвазов немало времени провел у павильона Узбекистана. Старика очень заинтересовал зал овцеводства. Молодая узбечка увлекательно рассказала о достижении республики по развитию этой важнейшей отрасли животноводства. Эйвазов узнал, что более одной трети каракуля страны дает Узбекистан. Образцы разноцветных каракулевых смушек, а также готовые изделия из них — шубы, папахи и воротники приковывали внимание старого чобана. Он попросил подробно рассказать об узбекских чобанах. Экскурсия в павильон Узбекистана закончилась обедом и чаепитием в чайхане.

С особым волнением подходил Эйвазов к месту, где были представлены богатства его родного Азербайджана. На фоне розового мрамора стояли две скульптурные фигуры хлопкоробки и чобана.

Посетители павильона АзССР на ВСХВ. Стенд посвященный М.Эйвазову

Пройти в павильон Азербайджана было невозможно. Эйвазов оказался в кольце посетителей выставки. Он еле успевал отвечать на рукопожатия и вопросы. Старик к тому моменту уже заметно устал, но виду не подавал. Он много шутил, рассказывал различные истории.

После долгих усилий, Эйвазов наконец пробился к павильону Азербайджана. Его провели по залам, где каждый стенд рассказывал о расцвете и достижениях сельского хозяйства Азербайджана.

Эйвазов попросил экскурсовода поговорить о достижениях Азербайджана. На огромной электрифицированной карте Азербайджана загорелись сотни лампочек, каждая из которых обозначала нефть, руду, гидроэлектростанции, массивы садов, хлопковые поля — все, чем богат Азербайджан.

Много встреч было у Эйвазова на выставке, но одна из них особенно растрогала старика. Он очутился «в плену» самых молодых участников выставки — детей. Они окружили его и повели в свой павильон. У входа в высокое, белое здание Эйвазова ждали сотни детей с букетами цветов. Огромное впечатление произвела на Эйвазова оранжерея, где руками детей было высажено большое количество деревьев и кустов — представителей всех уголков страны.

Ему долго пришлось отвечать на вопросы любознательной детворы, но делал он это охотно, ибо в окружении «цветов жизни», как называл он детей, он будто молодел.

Дети проводили дорогого гостя до машины, которую выделила администрация ВСХВ. В гостинице, после кратковременного отдыха, Эйвазов изъявил желание еще что-нибудь посмотреть. Его пригласили посмотреть кинофильм. Эйвазов сказал, что любит смотреть в своем селе фильмы, но ему никогда не приходилось это делать, не выходя из дома.

На следующее утро в комнату обладателя феноменального возраста пришла врач. Она справилась о здоровье Эйвазова и попросила разрешение осмотреть его. Внимательно выслушав, она не нашла никаких отклонений, но все же спросила, не жалуется ли он на что. Эйвазов, улыбнувшись, ответил, что чувствует себя хорошо и что за время нахождения в Москве стал даже бодрее. Врач сказала, где находится ее кабинет в гостинице и попросила не стесняться, если потребуется ее вызвать.

В комнате Эйвазова беспрестанно звонил телефон. Из Выставочного комитета интересовались о планах Эйвазова на сегодняшний день и сообщили, что ряд делегаций просит организовать встречу со старейшим колхозником. Звонили из редакций газет и журналов, радио, посольств, различных общественных организаций. Тысячи москвичей и гостей Москвы желали встретиться с легендарным долгожителем. Его окружили тесным кольцом в павильоне механизации на аллеях выставки, приглашали в шашлычную и в реторан «Колос», пили с ним чай и ели плов.

Журналисты, кинооператоры следовали за ним по пятам. В павильоне механизации произошла встреча с французской делегацией. Иностранцы попросили Эйвазова сфотографироваться с ними. По своей традиции веселые французы попросили на память и автограф.

Побывал М. Эйвазов и в животноводческом городке. Светлые, просторные, оборудованные механизмами коровники вызывали удивление у старика. Эйвазов подробно интересовался всем: какой корм и в каком количестве дается коровам, как приготовляется, сохраняется силос, какие мероприятия по кормлению, уходу и содержанию способствуют повышению удоя и жирности молока.

В центре животноводческого городка Эйвазов увидел зеленую площадку с травяным ковром. Дорожка вокруг площадки служила местом демонстрации животных. Каких только коров, овец, коней не увидел здесь Эйвазов! И конечно же он был рад увидеть среди чемпионов ВСХВ овец из родного Азербайджана.

После долгих поисков, Эйвазова на выставке застали молодые китайцы. Представителей Китая Эйвазов видел впервые. Ему хотелось что-нибудь оставить китайским друзьям на память. Но молодые китайцы предупредили его желание, попросив фото старейшего жителя, чтобы показать на своей родине.

М.Эйвазов с радиоприемником «Мир», который ему подарили на выставке в Москве

Наступил день отъезда из Москвы. Как и всегда, Эйвазов встал раньше всех в гостинице. Из окна третьего этажа была хорошо видна строительная площадка, на которой воздвигался многоэтажный жилой дом. Эйвазов с интересом стал наблюдать, как мощный кран поднимал огромную стену. Несколько рабочих вначале направляли, а затем стали устанавливать стену. Прошло несколько минут и эта работа была закончена. Дом врастал буквально на глазах восхищенного горца.

Потом началась экскурсия по Москве. Сидя в «Победе», Эйвазов не успевал поворачивать голову, чтобы уследить за зданиями, площадями, новостройками.

Красная площадь… Эйвазов попросил остановить машину, затем вышел и медленно, постукивая палкой по гранитным плитам, пошел по площади. К Мавзолею тянулась длинная очередь. Но 147-летнего колхозника уже знали в Москве по снимкам в газетах и журналах. Несколько человек вышли из очереди и проводили старика до входа в Мавзолей.

И когда Эйвазов вновь вышел на площадь в строгом молчании, его заметили иностранцы. Один крепыш, видимо, китаец, взволнованно пожимал руку легендарного старика. В сопровождении любопытных иностранцев Эйвазов попал в Кремль. И опять, как на ВСХВ, неутомимый старик фотографировался с новыми друзьями около Царь-пушки и Царь-колокола, на фоне здания Президиума Верховного Совета СССР и квартиры В.Ленина.

Теперь оставалось последнее — экскурсия по столице. Эйвазов повидал МГУ, Парк культуры и отдыха им. Горького, стадион «Динамо», Набережную Москва-реки. Эйвазов не побывал лишь в метро. Когда сказали, что надо спуститься глубоко под землю, чтобы увидеть поезда, на которых можно проехать из одного конца Москвы в другой, Эйвазов лукаво улыбаясь, отказался: «Нет! Под землю… нет… Я туда не спешу. До следующего раза.»

Старый горец увозил с собой множество впечатлений. Теперь ему хотелось поскорее попасть в родную Пирассуру, чтобы поделиться своими впечатлениями с земляками.

В Лерике Эйвазова ждала теплая встреча. В районный центр съехались не только его многие родичи и односельчане, но и колхозники из соседних сел. В Лерике пришлось задержаться. Общественные организации района устроили встречу Эйвазова с пионерами и молодежью, «аксаккалами» и интеллигенцией…

12 ноября 1955 г. в районном центре Эйвазову была вручена большая золотая медаль ВСХВ и радиоприемник «Мир». Это событие вылилось в большое торжество. Сотни горцев на горячих конях съехались в райцентр.

Махмуд Эйвазов скончался в 1960 году в возрасте 152 лет согласно данным советского времени.

По материалам книги Н.Паниева, М.Мусаева