Творческие связи Дж.Мамедкулизаде и интеллигенции Карабаха

В.Кулиев

Джалил Мамедкулизаде (1869-1932) – самобытный писатель, активный общественный деятель Азербайджана, хорошо знавший историю страны, восточную, западную и русскую литературу и культуру в целом. Его просветительские идеи повлияли на становление самосознания общества.

Идеи, активно обсуждаемые литературой критического реализма, сатирической прессой под влиянием воззрений этого видного писателя и общественного деятеля, также активно повлияли на ход борьбы за национальную независимость.

Он прославился как общественный деятель, проповедник демократических идей, став основателем знаменитой Закавказской (Горийской) семинарии, одного из важнейших научных и образовательных центров региона.

Более того, Нахчыванский театр, одно из главных его созданий, сыграл особую роль в становлении и духовной эволюции нахчыванской литературной и драматургической школы.

Джалил Мамедкулизаде является основателем критического реализма в азербайджанской литературе, создателем журнала «Молла Насреддин» и одним из главных деятелей движения за национальную независимость.

Он основал новую, реалистическую, сатирическую литературу и демократическую прессу в Азербайджане. Немалую поддержку в этом оказали ему близкие и искренние друзья-единомышленники среди живших в Карабахе представителей интеллигенции (поэтов, врачей, преподавателей, музыкантов и др.).

Выдающийся литератор активно сотрудничал с ними, поддерживая дружеские отношения до конца жизни.

*****

Благодаря наследию Дж.Мамедкулизаде, широкому диапазону сотрудничества с интеллигенцией Карабаха, значительно ускорилось формирование новых течений в рамках критического реализма, а также романтизма.

Сильнейший импульс при этом получило становление прозы советского периода. Помимо этого, творчество последователей школы Мирзы Джалила сказалось и на формировании в народном сознании национальной идентичности.

Целью статьи является определение основных направлений литературно-художественного взаимодействия представителей критического реализма, основа которого заложена именно Дж.Мамедкулизаде и развита в последующем передовыми представителями творческой интеллигенции Карабаха, что привело к новым духовным достижениям в образовании, искусстве и литературе.

Карабах с центром в Шуше готовил кадры учителей и музыкантов для всего региона. Выходцы из Карабаха получали образование в самых престижных учебных центрах региона и России. Возвратившись в родные места, они трудились, прилагая большие усилия в деле культурного подъема народа, улучшения здоровья, развития градостроительства и сельского хозяйства.

Шуша, 1907 год. Джалил Мамедгулузаде и Гамида Джаваншир в центре

Взаимосвязи Мамедкулизаде с прогрессивными представителями интеллигенции Карабаха

Среди товарищей по перу Мирзы Джалила следует упомянуть заслуги поэта Мустафы бека Бехбудова (1842-1917). В своих воспоминаниях Гамида ханум Джаваншир (супруга Дж.Мамедкулизаде) часто упоминала этого поэта, который в те годы был идейным другом Мирзы Джалила.

Мустафа бек Бехбудов — сын брата видного поэта-сатирика Гасым бека Закира и внук дочери поэта Баба бека Шакира. Он был государственным чиновником, поэтом и журналистом. Учился в шушинской уездной школе, в совершенстве знал русский и персидский языки. За хорошую учебу завоевал симпатии учителей и друзей-учащихся. Впоследствии стал близким другом и товарищем ученого, поэта и живописца Мир Мохсуна Навваба.

Мир Мохсун Навваб так вспоминал о Мустафа беке в своем произведении «Тезкиреи-Навваб»: «Его (Мустафа бека Бехбудова) привели в русскую школу. В то время и я учился там. Мы подружились. Областной врач Тарханов затем стал его покровителем, оплачивал учебу. Наконец, он совершенствовался в русских и мусульманских науках. Был безукоризненной внешности, невысоким, голубоглазым, приятным человеком, обладавшим чувством юмора».

В молодости Мустафа бек служил в Государственной канцелярии села Ханкенди, а последние годы жил в Агдаме. Любил юмор, был веселым, позитивным человеком. Автор стихов на разные темы, памфлетов. Поэт дружил с представителями прогрессивной интеллигенции того периода – Абдулкерим беком Мехмандаровым, Фирудин беком Кочарли, Абдуррагим беком Ахвердиевым, участвовал в организации художественно-литературных, музыкальных вечеров, прилагал большие усилия для развития культуры в целом. Он интересовался печатью, был подписчиком многих выходивших на Кавказе азербайджанских и русских газет и журналов. Сотрудничал с такими изданиями, как «Молла Насреддин», «Тезе хаят», «Тути».

Мустафа бек Бехбудов был знаком и с супругой Дж.Мамедкулизаде Гамидой Джаваншир. В своих воспоминаниях Гамида ханум пишет: «Уважаемый человек, поэт Мустафа бек Бехбудов приехал к нам погостить из Агдама. Балагур, находчивый и любящий поговорить Мустафа бек был поклонником журнала “Молла Насреддин”. Мустафа бек передал Мирза Джалилу несколько небольших статей и попросил передать их редактору журнала “Молла Насреддин”. Под статьями стояла подпись “Супурга-саггал” (“Борода как веник”). В том же году они были опубликованы».

Приезжая в Шушу, Джалил Мамедкулизаде обязательно навещал друга, а будучи в Тифлисе, переписывался с ним. Мамедкулизаде также просил Мустафа бека присылать в «Молла Насреддин» информацию о событиях и людях в Карабахе, и публиковал их от имени автора. Иной раз Мустафа бек на письма друга отвечал стихами. Когда М.Бехбудова не стало, на похороны друга Дж.Мамедкулизаде приехал вместе с супругой из Тифлиса.

*****

Другим видным представителем карабахской интеллигенции, тесно сотрудничавшим с Дж.Мамедкулизаде, был поэт, журналист, переводчик, преподаватель Ибрагим Таир Абдул оглу Мусаев (1869-1943), который родился в Шуше в купеческой семье.

Начальное образование И.Мусаев получил в школе с религиозным уклоном «Кор халифа» Молла Али Халифи. Здесь он выучил арабский язык и фарси, в совершенстве овладел произведениями поэтов и мыслителей Востока, проявляя большой интерес к литературе и поэзии. Молодой И.Мусаев часто участвовал в проводимых в школе конкурсах поэзии и мугама, превратившихся в важнейшее событие в культурной и общественной жизни Карабаха спектаклях, религиозных церемониях, развивал свое религиозное и поэтическое мышление.

В первые годы творчества двадцатилетний поэт писал сатирические стихи, газели, памфлеты на разные темы. В его сочинениях прослеживается влияние Физули и Сабира. Он регулярно выступает в «Молла Насреддин», «Иршад», «Хагигат», «Фийюзат» и других печатных органах, являлся корреспондентом газеты «Шарги-рус» по Карабаху. Публиковался он в основном, под псевдонимами «Гарабаги» и «Нофель».

Талантливый поэт также переводил произведения Фирдоуси, Хагани, Низами, Навои, Хайяма и других классиков. Несколько легенд из «Шахнаме» Фирдоуси в его переводе были напечатаны под редакцией Рухуллы Ахундова в издательстве «Азернешр» в 1934 году. И.Мусаев занимался и педагогической деятельностью, в 1920-х годах он преподавал в шушинских школах «Наримания», «Бунедие» и «Камалия».

В 1926 году И.Мусаев переехал в Баку, где и жил до конца своих дней. Он наладил тесные связи с литературной общественностью Баку, находился в дружеских связях с прогрессивно мыслящими личностями, в том числе был близок к Дж.Мамедкулизаде.

*****

Джалил Мамедгулузаде и Гамида Джаваншир в Шуше. 1926 год.

Большую роль в жизни и деятельности Дж.Мамедкулизаде сыграл журналист, поэт, драматург, преподаватель Гасан Ализаде (1893-1972), который начальное образование получил в Шуше, где в совершенстве овладел арабским и персидским языками. В 1910-х годах он занимался художественным творчеством, написал ряд памфлетов, стихов, фельетонов, печатался в журналах «Молла Насреддин», «Калният», «Мозалан», «Тути», «Бабаи Эмир», в различных газетах, выступая под псевдонимами «Хаман-хуман», «Сахир бек», «Сахир Аяри», «Саяр», «Гошунали», «Мирза Гошунали», «Мирза-Санджирани».

Кроме этого, он ставил на сцене оперетты, поставил музыкальную комедию из 4-х актов и 8 действий на поэму Низами Гянджеви «Фархад и Ширин» (1914), а также пьесы «Вероломная жизнь или ограбление жадного» (под воздействием произведений Узеира Гаджибекова) (1916), «Мамедали шах, Султан Гамид и свержение Николая с трона» (1918), «Коварная женщина» (1918), «Плодотворность любви» (1919); сам в этих постановках выступал в качестве актера. Он также подготовил пьесы «Судаба и Сиявуш», «Балаханым» и «Алескер», но по различным причинам они не увидели свет.

В 1927 году Г.Ализаде окончил Азербайджанский педагогический институт, в том же году был обвинен в антисоветской деятельности и приговорен к пяти годам заключения. Затем долгие годы занимался педагогической деятельностью, работал учителем в разных городах и селах республики.

Стоит также отметить, что он оставил воспоминания о Фирудин беке Кочарли, Джаббаре Карягды оглу, Наримане Нариманове, Абдуррагим беке Ахвердиеве, Исламе Абдуллаеве, Узеире Гаджибекове, Муслиме Магомаеве, Сеиде Шушинском, Бюльбюле, Хане Шушинском и других деятелях. Он также является автором трудов «История города Шуши» и «Исторические памятники Шуши». После знакомства с Джалилом Мамедкулизаде, он выступал со стихами в журнале «Молла Насреддин».

*****

Чтобы интересно и содержательно проводить время, интеллигенция Шуши периодически устраивала собрания, где часто присутствовал Дж.Мамедкулизаде с супругой. На таких собраниях обсуждались вопросы литературы, искусства, затрагивалась и тема судьбы народа.

По инициативе писателя Наджаф бека Везирова и врача Абдулкерим бека Мехмандарова местная интеллигенция и молодежь организовали литературный кружок. Здесь ставились различные спектакли, организовывались художественно-литературные вечера. Полученные средства передавали неимущим студентам и учащимся школ. Занятия проводились в арендованном Гамидой Джаваншир большом салоне дома Гасым бека Мехмандарова, ставились спектакли на широкой сцене Николаевской русско-татарской школы.

После окончания одного из таких мероприятий к Дж.Мамедкулизаде подошел невысокий юноша семнадцати- восемнадцати лет и застенчиво сказал: «Гасан Алиев!». Мирза Джалил поинтересовался родом его занятий. Выяснилось, что Гасан – выходец из малоимущей семьи, занимающийся литературой, причем прозой и стихосложением, но пока он нигде не публиковался.

Литературные опыты Гасана заинтересовали Мирзу Джалила. Он пригласил его на чай, и попросил прочесть какое-нибудь стихотворение. Молодой поэт стал читать недавно написанный памфлет.

Мирза Джалил внимательно послушал, одобрительно усмехнулсяался и сказал: «– Очень хорошо, все гладко! Сынок, ты пишешь в стиле Сабира, в духе Сабира, как Сабир, разоблачаешь дармоедов. Однако в этом памфлете ты коснулся конкретных личностей. Видимо, это больше проистекает от твоего личного отношения к ним. Постарайся еще больше выявлять общественные проблемы, касайся значимых проблем. Этому народу, этому обществу нужны такие, как ты, не переставай писать. Через пару дней отправлюсь в Кахризли, оттуда в Тифлис. Если будет время и желание, приезжай в Тифлис, я познакомлю тебя с журналом “Молла Насреддин” и его сотрудниками. Не забудь захватить свои статьи…».

В Тифлисе Гасан Ализаде легко нашел редакцию «Молла Насреддина» на улице Давидова, 24. Поднялся на второй этаж здания. К счастью, Мирза Джалил находился на месте, проводил совещание с сотрудниками. Литератор познакомил молодого шушинского гостя с сотрудниками журнала. Оставшись на несколько дней в Тифлисе, Гасан вернулся в Шушу с богатыми впечатлениями, с еще большим рвением принялся за работу.

Отвечавшие духу времени свои стихи и статьи он отсылал в редакцию «Молла Насреддин». В журнале было опубликовано сатирическое стихотворение «О нашем быте» под псевдонимом «Мирза Гошунали», которое способствовало творческой карьере автора. После этого он был признан «молланасреддиновцем», и в этом журнале стали публиковаться самые лучшие его произведения.

*****

Хан Шушинский и Сеид Шушинский. Шуша. 1934 г.

Еще одним человеком, повлиявшим на формирование литературной карабахской школы посредством Дж.Мамедкулизаде, стал Исфендияр Джаванширов более известный под именем Хан Шушинский (1901 – 1979).

Хан Шушинский неизменно с удовольствием говорил о Гамиде ханум Джаваншир, искренне называл Мирза Джалила «дядя Джалил», а Гамиду ханум – «тетя Гамида». Певец рассказывал, что супружеская пара очень любила отдыхать в летние месяцы в Дашалты, Иса булагы, Туршсу, Секили булаге, на лоне природы в Шуше.

Хан Шушинский вспоминал, что в молодости неоднократно бывал с Мирза Джалилом и Гамидой ханум и их детьми в этих местах.

Певец говорил, что Джалил Мамедкулизаде дружил с известными личностями – учеными, деятелями просвещения, творческой интеллигенцией, поддерживал семейную дружбу с Ашиг Аббаскули, Джаббаром Карягды оглу, Сеидом Шушинским. Будучи в Шуше, Мирза Джалил и Гамида ханум, часто посещали могилу Мир Мохсуна Навваба.

Хан Шушинский вспоминал, что в конце 1920-х годов из нескольких мелких музыкальных групп в Агдаме был создан большой ансамбль. Одним из основных членов ансамбля был Ашуг Аббасгулу. Он как друг, а Хан – как родственник, часто приезжали в Кахризли к Мирза Джалилу и Гамиде ханум. В ходе исполнения Мирза Джалил всегда присоединялся к музыкантам со своей флейтой и каманчой.

Благодаря обширной писательской и публицистической деятельности Мирзы Джалила, стала быстро развиваться литература критического реализма, ставшая новым явлением в азербайджанской словесности в целом. Коллеги по перу Мирзы Джалила из Карабаха и других регионов страны взяли за основу те же принципы творчества. Именно благодаря широким культурно-литературным связям стал возможен этот этап критического реализма.

Несмотря на формирование и других литературных течений в Азербайджане в начале ХХ века (просветительский реализм, романтизм и сентиментализм), ведущим литературным движением стал именно критический реализм. Именно он способствовал развитию литературной и общественной мысли страны в новом, прогрессивном направлении.

По материалам журнала «Филологические науки. Вопросы теории и практики»