Заслуженный журналист Азербайджана Азад Шарифов (1930-2009) за свою карьеру успел поработать в газете «Молодежь Азербайджана», «Физкультурник Азербайджана». Шарифов также работал в Москве в ЦК ВЛКСМ в секторе печати, затем заместителем главного редактора журнала «Вокруг света». Был корреспондентом газеты «Известия» по Турции, Ирану и Афганистану.
В 1969 году А.Шарифов стал заведующим отделом культуры ЦК КП Азербайджана. Он также занимал должность директора «Азеринформ».
В 1965 г. Шарифов в числе группы из 26-ти советских журналистов, полетел в США, где посетил несколько американских городов. Позднее он опубликовал свои впечатления о поездке в книге.
В США он провел три недели, по его словам «слишком маленький срок, чтобы понять эту огромную, противоречивую страну, тем более, если едешь не затем, чтобы почтительно выворачивать шею у стен небоскребов или замирать перед блестящими витринами автомобильных магазинов…»
Будучи в Нью-Йорке, советских журналистов интересовала постановка обучения в США и работа печати. Они посетили школу журналистики Колумбийского университета а также редакцию журнала «Лайф».
Конечно, помимо этого, в программу входило и знакомство с местными достопримечательностями. Например с Бродвеем, куда вечером группа гостей из СССР и отправилась.
«Есть там угол, откуда начинается «Великий Белый путь». Со всех сторон нас обтекали яркие потоки слепящего света. Бродвей, даже тем, кто не бывал в Америке, известен как царство реклам. Она здесь движется, струится, кружится, вспыхивает, подмигивает, танцует, даже пускает дым кольцами и только не вопит человеческим голосом. По-моему, рекламы Бродвея скорее рассчитаны на физиологическое воздействие, тут не до воспитания вкусов. Все равно, изображен ли автомобиль, девица, рекламирующая новейший купальный костюм, или чашка кофе, задача одна, — вызвать у зрителей слюнотечение. Толпа здесь ко всему привычна, ее ничем не удивишь,» — пишет Шарифов.
Пару строк бакинский журналист посвящает и особому типа городского оркестра: «Днем я часто видел на улицах города оркестр девушек в военизированной форме «Армии спасения», играющий веселый марш. Перед ними огромный медный чан для пожертвований. Чан такой большой, что в него легко мог поместиться весь оркестр. Несколько человек стоят, слушают с улыбкой музыку. Но вот появляется проповедник, тоже в военной форме, едва он успевает сказать: «Братья и сестры, во имя Христа..,», как прохожих словно ветром сдувает.»
И все-таки по Бродвею долго гулять трудно, заключает Шарифов.
«Эта красивая, нарядная, во все цвета расцвеченная улица оглушает и ослепляет. Бывают минуты, когда удивительно тянет свернуть куда-нибудь за угол и очутиться на другой, обсаженной тенистыми деревьями улице, по которой медленно бредут влюбленные, услышать детские голоса,» — рассказывает он.
Делегация также как-то раз решила посмотреть самое высокое 102-этажное здание в Нью-Йорке на тот момент — «Эмпайрстейт Билдинг», которое возвышалось над городом на 448 метров.
Слово Шарифову: «Скоростные лифты доставили нас на самую верхотуру, откуда открывается замечательный вид на город. Услужливые гиды сообщили, что в год здесь бывает полтора миллиона туристов. Помимо высокого барьера, смотровую площадку окружают громадные стальные зубья.»
Стальная изгородь оказалась мерой предосторожности против самоубийц.
«За годы существования этого «билдинга» 27 американцев, преимущественно молодые, покончили свою жизнь самоубийством, выбросившись со смотровой площадки. Но до земли долетела только одна девушка, ее называют здесь чемпионкой. Остальные разбивались на уступах. Вся прелесть «билдинга» как-то потускнела для нас, вдобавок туман с Гудзона все закрыл, и мы без сожаления спустились вниз,» — рассказывал журналист.
Приезжие также решили пойти в театр, посещение которого как пишет Шарифов, для американца было роскошью.
«Как-то вечером нам предложили пойти на спектакль музыкального театра с участием популярного в США актера Тонни Стилла. Несмотря на то, что наши места были на «галерке», за каждый билет пришлось заплатить 8 долларов. Видимо, поэтому театр был наполовину пуст. Выступающие актеры были все молодыми, и спектакль нам понравился. После окончания, мы всей группой пошли за кулисы поблагодарить артистов. Встреча состоялась прямо на сцене. Как всегда были вопросы: «А кого вы знаете из американских драматургов?», «Ваше отношение к авангардизму?», «Кто вам нравится из русских композиторов?» и т. д. Беседа перешла в спор…,» — рассказывал журналист.
К счастью, спор быстро разрешился, когда одна из актрис предложила поехать к ней домой на чашку кофе. Так и сделали.
«Через полчаса маленькая двухкомнатная квартирка молодой актрисы превратилась в международный клуб; в одном углу спорили, в другом рассказывали анекдоты, в третьем пели песни, танцевали и так до самого утра,» — рассказывал Шарифов.
В один из воскресных дней, Шарифова и членов его группы пригласили посетить музей «Метрополитен».
Журналист поделился, что его удивило больше всего: «Здесь собрана богатейшая коллекция уникальных картин, статуй и других художественных произведений. Поразило нас другое: рядом с бессмертными творениями Родена, Гойи и Ван-Гога экспонируется абстракционистская работа современных американских художников, возле которых спорят, охают и ахают потрясенные почитатели…»
По материалам книги «Чайки над Босфором»