Как застраивался Ордубад: из истории планировки города

Ордубад является не только одним из древних городов Азербайджана, но ему принадлежит также важная роль в экономическом и культурном развитии страны, и он занимает также определенное место в истории архитектуры.

Ордубад входит в число немногих городов Азербайджана, где долгое время удавалось сохранять памятники старины, старую планировку города и значительную часть старой застройки. Речь идет о характерных главных элементах средневекового градостроительства — кварталы (махалле), площади (мейдан), сеть улиц (кюче). К сохраненным памятника можно отнести Гейсериййе, Бузхану, Медресе, Джуму-мечеть.

Рациональное использование для застройки рельефа местности, творческое применение традиционных строительных материалов были присущи архитектуре Ордубада.

Расположение Ордубада, бывшего одним из крупных средневековых ремесленно-торговых центров на важной караванной дороге, соединявшей Закавказье с Ближним Востоком, наряду с увеличением его роли в восточной торговле, в немалой степени способствовало развитию его архитектуры. С этим обстоятельством связано мнение некоторых исследователей, полагающих, что жилые сооружения появились в Ордубаде уже в V-VI вв.

Во второй половине XII в. строительные шедевры, созданные получившим всемирное признание азербайджанцев Аджеми Нахичевани — усыпальницы Юсифа ибн Кусейира (1162 г.) и Моминэ-хатун (1186 г.), положили начало Нахичеванской архитектурной школы. Эти памятники оказали большое влияние на последующее развитие архитектуры Азербайджана и других стран Востока, а также на эволюцию строительного искусства Ордубада, находившегося с Нахичеваном в одной историко-этнографической зоне. Вот почему сооружения эуого города содержали в себе весьма заметные элементы, присущие архитектурному творчеству и стилю Аджеми.

Исследование особенностей архитектуры Ордубада показывает, что в XVI-XVII вв. строительное искусство достигло здесь высокого уровня. Это заключение подтверждается сохранившимся до наших дней совершенными образцами жилых сооружений и общественных зданий, возведенных в указанные столетия.

К наиболее важным элементам техники градостроительства в Ордубаде принадлежит оптимальное решение, с архитектурной точки зрения, кварталов и площадей. Можно констатировать, что кварталы, сложившиеся на основе родственных связей горожан, в течение многих столетий оставались неизменными как в административно-территориальном отношении, так и с точки зрения их топонимии. Вместе с тем, подобная консервация кварталов являлась также результатом того, что в кажлом из них селились однородные в социальном отношении группы.

В дальнейшем городские кварталы официально стали именоваться по-новому, но местное население десятилетиями пользовалось прежними названиями.

Бузхана в Ордубаде

Интересные сведения о кварталах Ордубада содержатся в «Дефтери-и муфессел санджак Нахичеван» («Пространное описание Нахичеванского края»), составленном в 1727 г.

В этом документе говорится, что город был разделен на пять кварталов: Амбарас, Кюрдутал, Мингиз, Сершехер, Учтеренке. Те же наименования кварталов, без существенных изменений, сохранились и в материалах XIX в.

В дальнейшем Ордубад был поделен в основном на семь кварталов: Йухары (Верхний) Амбарас, Ашагы (Нижний) Амбарас, Кюрдетал, Мингис, Сершехер, Хюштюрленг, Энгеч. Таким образом, количество кварталов, по сравнению с предшествующими периодами, увеличилось, что было связано с территориальным ростом застройки города жилыми домами.

В общегородском ансамбле каждая площадь несла свои определенные общественные функции. Так, каждый квартал завершался площадью, которая считалась его центром и где находились торговые и религиозные (мечеть) сооружения. Здесь росли многовековые чинары (восточный платан), обычно имевшие свою историю.

Особое внимание уделялось устройству на квартальных площадях хейрат чешме (поминальных фонтанов), котрые брали начало от кяхризов, находившихся в общем пользовании.

Площади играли роль базаров, ибо именно здесь жители продавали произведенную ими продукцию. Население определенного квартала обсуждало и решало общие для него проблемы на своей квартальной площади; здесь же люди делились новостями.

Ордубад известен в Закавказье оригинальностью архитектурного решения не только своих жилых домов, но и некоторых общественных сооружений. Например, среди исторических памятников стоит отметить здание медресе (средневекового учебного заведения). В прошлом сооружения такого типа занимали довольно значительное место в архитектуре Азербайджана.

Надпись над входом в медресе относится к началу 1714 г. По мнению специалистов, эта дата связана с ремонтными работами в медресе. По архитектурному облику сооружение можно отнести к XVII в. Вплоть до Октябрьской революции в одной части двухэтажного здания медресе находилась мечеть, а в помещениях другой части располагались кельи слушателей. Ввиду того, что здание медресе предназначалось обычно для религиозно-учебных целей, оно, как и в других городах, было возведено в Ордубаде в центре, в комплексе с Джума-мечетью (пятничной, соборной, главной мечетью).

Джума-мечеть в Ордубаде

Ордубад сообразно числу своих жителей выделялся в Азербайджане по количеству культурных сооружений и занимал одно из первых мест в этом отношении. Так, в середине XIX в. здесь имелось, наряду с Джума-мечетью, 63 действующих квартальных мечети.

Джума-мечеть считалась центром города как с религиозной, так и административных позиций. Согласно фирману шаха Аббаса I Сефевида (1587-1629) от 1604 г. выбитому над восточным входом в Джума-мечеть, ее сооружение относят к началу XVII в. Возведенная на естественном скальном основании, она являет собой выдающийся образец архитектурного памятника.

Квартальные мечети, как правило, возводили на квартальных же площадях, считавшихся их центрами. Сооруженные в качестве культовых объектов эти мечети одновременно выполняли функции общественных центров, куда собирались, в случае надобности, горожане. Как правило, около мечети высаживали чинары и устраивали фонтаны.

Квартальные мечети обычно синтезировали в себе свойственные жилым сооружениям компоненты, чем во многом сближались с ними. Одновременно мечети и отличались от них в силу присущих им общественных функцийю Эти отличия были хорошо заметны в их архитектурной композиции: большие по размерам окна и шебеке (деревянные решетки на окнах), характерные для всего уличного фасада мечети.

По материалам книги А.Пашаева