Политическая и этническая история Карабаха с древности до середины XVIII в.

З.Гаджиева

За свою многовековую историю азербайджанские тюрки в различное время и на различных географических территориях создали множество государственных образований. Большая их часть находилась в границах исторического Азербайджана и сегодняшней Азербайджанской Республики. Наравне с другими государствами своего времени, выделявшимися своей военно-политической мощью, достойное место в истории Азербайджана занимают ханства.

В этот исторический отрезок времени были восстановлены древние традиции государственности. Ряд объективных и субъективных причин не позволил тогда создать единое азербайджанское государство, но для социально-экономического и культурного развития азербайджанского народа в это время были созданы благоприятные условия.

В течение нескольких десятилетий ханства успешно противостояли посягательствам многих крупных и сильных государств, результаты этой борьбы навечно вписаны в историю азербайджанского народа. По своим материальным и людским ресурсам, а также военно-экономической мощи Гарабагское ханство занимало особое положение среди азербайджанских ханств.

С древних времен эта территория являлась местом обитания различных этнических групп, находилась в сфере интересов многих рабовладельческих и феодальных государств. По этой причине Гарабагский регион превратился в объект многочисленных военных походов и нашествий. Своей богатой природой, полезными ископаемыми и благоприятными для жизни условиями он привлекал внимание многих завоевателей.

Еще в древние времена Гарабагская зона отличалась благоприятным климатом, богатой флорой и фауной. Здесь же были обнаружены древнейшие следы жизнедеятельности человека, например Азыхская пещера в Гарабаге является одной из древнейших стоянок человека.

При изучении памятников архитектуры на территории Гарабага была установлена культурная связь обитателей региона еще с каменного века с племенами и областями Передней Азии. По мнению ученых, еще в конце периода энеолита (VI — IV тысячелетие до н.э.) на равнинах Гарабага обосновались некоторые этнические группы, мигрировавшие с территории Месопотамии. Культура обитателей Гарабага формировалась в тесной связи с культурой соседних народов, в первую очередь, развитых народов Месопотамии.

Археологические раскопки доказали, что в каменный век люди обитали в основном в равнинной части Гарабага, но уже в конце эпохи ранней бронзы они обосновались в предгорной и горной зонах. Контролируя территории, богатые полезными ископаемыми, здешние племена развивали горно-рудное дело и металлообработку.

В то же время, Гарабаг вместе с Мильской степью считался одним из двух крупных центров керамического производства, сущест-вовавших в Азербайджане в бронзовом веке.

По мнению академика И.Алиева, в I тысячелетии до н.э. Гарабаг территориально, предположительно, входил в состав государства Мидия, а затем находился в XIV сатрапии государства Ахеменидов. В IV веке до н.э. албанские племена, жившие на этой территории, находились в зависимости государства Атропатена.

Территория Гарабага, до начала VIII века н.э. являвшаяся частью Албанского государства, затем была включена в состав Арабского Халифата. Жители низменных территорий Гарабага приняли ислам, однако албанское население горной части сохранило христианскую веру и подчинялось своим правителям — князьям из династии Михранидов. После арабской оккупации территория, в основном располагающаяся в низменности, называлась Ути, Аран, Агван, а термин «Гарабаг» начал использоваться примерно с ХII века.

Азыхская пещера — древнейший памятник Карабаха

Гарабагская территория с конца IX века входила в состав государства Саджидов, в X веке — в состав государства Саларидов, а в XI-XII вв. — в состав государства Шаддадидов.

В IX веке, в период ослабления Арабского Халифата, князь из Михранидского рода Григори Хамама восстановил в Гарабаге Албанское государство, а его сын Саак-Севада продолжил его дело. Тем самым на политической карте региона вновь появилось Албанское государство, которое охватывало территорию уже не всего Северного Азербайджана, а только ее Гарабагскую часть.

Известно, что азербайджанское государство Атабеков (государство Ильденизов), созданное в 1136-м году, объединило в своем составе земли всего Азербайджана. Довольствуясь вассальской зависимостью албанских князей, Атабеки сохранили их княжества в целостности.

В ХП-ХШ вв. существующее в Гарабаге Албанское государство было известно в качестве Хачинского княжества. Наиболее известным правителем этого государства был Гасан Джалал из династии Михранидов.

Албанское Хачинское княжество, достигшее процветания в период правления Гасана Джалала, располагало возможностями даже для строительства монументальных памятников. Самым известным из них является Гандзасарский монастырь.

Известно, что в VIII веке под арабским нажимом албанская церковь отвернулась от диофизитского толка вероисповедания Византии, которая была враждебна по отношению к арабам, и приняла монофизитство. Албанская церковь была подчинена монофизитской церкви. Но, несмотря на конфессиональное единство, албанская церковь всегда стремилась к самостоятельности.

С 1240-го года растет авторитет Гандзасарских патриархов и Гандзасар становится центром Албанской церкви, а албанский католикосат начинают называть Гандзасарским. Однако в 1836-м году с целью укрепления пророссийского армянского католикосата царское правительство упразднила Албанскую самостоятельную Церковь и подчинила ее Армянской.

То есть, до начала XIX века коренное христианское население Гарабага сохраняло свое албанское самосознание и значительно отличалось от армян. А после захвата Азербайджана, когда царская Россия переселила из других стран сюда, в том числе и в Гарабаг, сотни тысяч армян, процесс арменизации Нагорного Гарабага ускорился. В 1872-1873 гг. в статье, посвященной истории Шушинского уезда, К.Никитин пишет, что тюрки являются местными жителями данной территории, а армяне начали переселяться сюда в конце XVII века.

Как уже отмечалось, начиная с ХII века, в источниках широко используется термин «Гарабаг». Исследователи связываkb топоним Гарабаг с названием рода Гарабай (Гарабаг), являющимся одной из ветвей печенежско-кенгерлинских племен. Азербайджанский ученый В.Пириев отмечал, что с этим топонимом можно встретиться на Северном Кавказе, в Туркмении, Узбекистане, Афганистане и др. государствах.

Вдобавок, в разных регионах Азербайджана существовали местности с названием Гарабаг. Чтобы различить их, к известному топониму добавляли географическое название местности (в данном случае — «Гарабаг Аррана»).

В XIII-XIV вв. Гарабаг считался «центром», «душой», «столицей» Аррана. В этот период территория Гарабага ограничивалась на юге рекой Араз, на юго-западе — рекой Хакари, на северо-западе — Зегамчаем, на севере и северо-востоке — рекой Кура, на юго-востоке — Гуштасфи. В начале ХШ века расположенное здесь Хачинское княжество подверглось нападению монголов и хорезмшаха Джалаладдина. Правитель княжества Гасан Джалал смог договориться с ними и спасти Гарабаг от разрушения.

Гандзасарский монастырь (XIII век) — жемчужина албанского зодчества

Однако в 1261-м году монголы убили Гасана Джалала, и, хотя правителем стал его сын Джалал Атабек, княжество он смог сохранить ненадолго: в 1287-м году Хачинское княжестов прекратило свое существование.

Что же касается этнического состава населения Гарабага в XIII-XIV вв., то, как отмечал академик З.Буниятов, как до монгольских походов, так и после них его основу составляло тюркоязычное население. В эпоху монгольских походов в Гарабаг переселились многие новые тюркские племена, которые разместились здесь, не вступая в противостояние с местным населением албанского происхождения.

В XV веке Гарабаг входил в составы азербайджанских государств Гарагоюнлу и Аггоюнлу. В XV веке род Гасана Джалала получил от Джахан шаха Гарагоюнлу титул «мелик». Впоследствии этот род распался на пять семей, представители каждого из них стали называть себя «меликами». В XVIII веке в письме к русскому императору они именовали себя «наследниками Албанских Аршакидов».

В XVI веке Гарабаг вошел в состав азербайджанского государства Сефевидов и тогда же была заложена основа отдельной административной единицы — Гарабагского беглярбекства. Гарабагское беглярбекство с административным центром в городе Гянджа охватывало обширную территорию между реками Араз и Кура, простиравшуюся на западе от Самхетских гор и до озера Гейча.

В состав беглярбекства входили город Барда, Агстабад (Агстафа), Баргюшад, Аразбар, Джаваншир и другие магалы. На должность Гарабагского беглярбека, как правило, назначались представители рода Зиядоглу, одного из племен гызылбашей, способствовавших приходу к власти Сефевидов. Первым беглярбеком Гарабага был Шахверди султан Зиядоглу (1551-1568).

В XVII веке территория Гарабага находилась полностью во владении Гарабагского беглярбека, ему подчинялось все проживающее здесь тюркско-мусульманское население и управляемые меликами албаны-христиане.

Имена Гарабагских беглярбеков XVI-XVII веков доказывают, что указанной территорией управлял мусульманский род тюркского происхождения Зиядоглу, и армяне в управлении региона не принимали участия.

Яркое подтверждение сказанному — нижеприведенный список, составленный на основании исследования О.Эфендиева:

До начала XVII столетия власть каждого христианско-албанского мелика в нагорной части Гарабага традиционно распространялась только на одно село. Впервые звание мелика до уровня правителя возвысил сефевидский шах Аббас I (в благодарность за военную помощь против Турции). Нагорная часть Гарабага была поделена на пять частей, каждая из которых была отдана в управление одного мелика. После смерти мелика его должность переходила к сыну. Другие сыновья мелика именовались «беками».

В середине 20-х годов XVIII века территория Гарабагского беглярбекства, как и многие другие земли Азербайджана, находилась под Османским господством. В этот период данная территория называлась «Гянджинской провинцией». Гянджинская провинция по территории была гораздо меньше Гарабагского беглярбекства. Дело в том, что входивший сюда ранее Газах в 1723-м году был временно присоединен к Тифлисской провинции. По этой же причине в 1724-м году магалы Лори и Пембек Гарабагского беглярбекства — сразу же после их захвата — были присоединены к Иреванской провинции.

В результате перехода под османское управление в начале XVIII века в этническом составе Гарабага произошли определенные изменения. Если взглянуть на реестры, составленные османцами в 1727-м году, можно увидеть, что из 272 сел нагорной части Гарабага мусульманское население покинуло 112 сел.

По мнению О.Эфендиева, причиной такой миграции стали османско-сефевидские войны; автор отмечает, что в результате политики, проводимой османцами, Гарабаг в основном покидали мусульмане-шииты, а к христианскому населению власти относились терпимо. И даже после этого проживающие здесь тюрки-мусульмане составляли большинство населения.

Хотя в период правления Надир шаха Афшара этнический состав населения не изменился, зато в политике произошли определенные коррективы. Беглярбеки Гарабага из рода Зиядоглу не поддерживали Надир шаха Афшара в его стремлении укрепить центральную власть, в отместку Надир шах поднимал против них гарабагских меликов. По велению шаха мелики должны были выйти из повиновения бегляр-беков и обращаться непосредственно к самому Надиру.

В таких условиях мелики получили определенные льготы, но даже эти льготы не позволяли оценивать их как самостоятельных правителей.

Историк Мирза Джамал Джеваншир Карабаги (1773-1853), показывая границы ханства, отмечал: «как написано в древних исторических книгах, границы Гарабагской области были следующими: на юге — река Араз от Худаферинского моста до Сыныгского моста. Сейчас (Сыныгский мост) находится между селами Казах, Шамсаддин и Демирчи Гасанлы и российские официальные лица называют его по-своему, Красный мост, т.е. Золотой мост. С севера граница проходит по реке Кура, которая у села Джавад соединяется с рекой Араз и впадает в Каспийское море. С востока границей Гарабага с Елизаветполем (Гянджой) до реки Кура является река Горан. С запада его окружают высокие Гарабагские горы Кюшбек, Салварты и Арикли.»

Г.Мамедова ссылается на азербайджанского историка XIX века Мирзу Адыгезал бека, который рассматривал христианских меликов как единое целое с азербайджанским населением Гарабага, утверждая, что они (т.е. мелики) считают себя албанами. Их борьба с Гарабагскими беглярбеками, а затем и Гарабагскими ханами исходила не из-за этнических противоречий, а из сепаратистских намерений.

По материалам книги автора «Гарабагское ханство»