Замматтео Паоло, архитектор (Италия)
В раннем Средневековье христианское искусство Кавказской Албании (куда входила территория современного Азербайджана) стало появляться на севере Италии. Художественные связи объединили Кавказ, Италию, а затем и весь Запад.
В то время отношения искусства с религией были самыми тесными – ощущения, создаваемые изображениями, были более действенными, чем знание Евангелия. Для Запада была жизненно важна прямая связь с традициями. Безусловно, знаковыми являются установившиеся в первые века христианства между Кавказом и северной Италией художественные отношения, от которых сейчас осталось лишь несколько предметов, редких и бесценных.
Наряду с арийским и несторианским стилем, в Кавказской Албании присутствовали образцы христианского искусства. Схожие артефакты были обнаружены в каменных карьерах к северу от озера Гарда и на паломнических маршрутах недалеко от городов Пармы и Варезе. Более того, недалеко от Аквилеи и Равенны были такие места, как Утис или Удине, названия которых имеют тот же корень, что и катойконим (именование жителей отдельной местности) «удины».
Ирландские монахи и кавказский декор
Лепные украшения в стиле сасанидской архитектуры (V-VII в.) бокового портала церкви Св. Елисея в азербайджанском селе Нидж (поселок в Габалинском районе Азербайджана, место компактного проживания удин) неожиданным образом были выявлены рядом с самым старым Дублинским собором Крайст-Черч в Ирландии, датируемым 1100 г. В Крайст-Черч внешнее убранство трансепта (поперечный зал, пересекающий основной зал, в крестообразных по плану храмах) было такое же, как и портала церкви Св. Елисея в Нидже.
Религиозное искусство Кавказской Албании также повлияло на ирландские и британские островные традиции, т.е. на кельтское и нормандское искусство в целом. Это можно заметить в заимствованных у искусства Кавказской Албании крестообразных и зооморфных фигурах и в старейших элементах декора с плетением.
Орнаментальный мотив переплетения попал, вероятно, в Ирландию через первые монастырские миссии, которые использовали его для оформления книг. Затем те же мотивы каменного декора вошли во все ирландское искусство.
На территории Азербайджана прошлое Кавказской Албании представлено многочисленными следами материальной культуры. В данном контексте особо стоит остановиться на церкви Св. Елисея в селе Киш (в 5 км к северу от Шеки), а также храм в селе Нидж.
Обе церкви были спроектированы по древним канонам. Архитектура храма Св. Елисея в Кише уходит корнями в культ Солнца: центральная часть была высокой, внутреннее пространство ограничено, имеет основное помещение и три придела, а также простой конический купол. Храм в селе Нидж имел архитектурную форму из трех частей, был строгим по стилю. Его строили с мощными колоннами и правильными арками.
Подобные архитектурные сооружения встречались и на территории Северной Италии; особенно была распространена модель храма Св. Елисея в Нидже.
Внимательно изучив храмы в Кише и Нидже, можно было увидеть элементы апостольской, раннехристианской и персидской традиций рядом с деталями, вдохновленными исламской традицией. Это подтверждение момента синкретизма, благотворного сотрудничества между арабскими рабочими и албанскими архитекторами или даже свидетельство того факта, что в XIII в. церкви были построены непосредственно исламскими мастерам, как это случилось в тот же период в Сицилийском королевстве с собором Чефалу и монастырем Монреале (Италия).
Даже сама форма религиозных зданий иногда содержит одинаковые элементы: например, тот же храм в Нидже, который имел трехсторонний план, закрывающийся тремя апсидами (полусвод алтаря). Детали уступов, поддерживающих арки вдоль стен, и архитрава (перемычка) боковой двери с остроконечной аркой в храме Ниджа явно имели исламское происхождение. Они имели вид многоугольных капель, которые украшали ниши и арки арабских дворцов.
В данном контексте интересна архитектура дворца Циза в Палермо (от арабского слова al-Aziz, означающего «благородное», «славное», «великолепное») и его роскошной мозаикой внутри декоративных стен времен Фатимидов (династия шиитских халифов и имамов, правившая в Фатимидском халифате с 909 по 1171 гг.).
Христиане Кавказской Албании в Италии
В Средние века арабское нашествие в VII в. и упадок Кавказской Албании стали причиной значительной миграции не только людей, но и идей. Признаки этого переселения не редкость, особенно в невизантийской Италии (в Большой Лангобардии).
Реку Монтоне близ Равенны латиняне называли Утис. Утис – древнее название Удине. Название города Удине впервые упоминается в Средние века, и происходит от Oudhn («маленькая гора»). Единственный итальянский городок, названный в честь Св. Елисея, находится в нескольких десятках километров от Удине возле деревни Перс (от «Перси», «Персиани») по главной дороге в направлении порта города Аквилеи.
Остготы и кавказские албаны имели одни и те же религиозные корни, характеризующиеся поклонением Одину: позднее остготы превратили фигуры Одина в христианского Бога, а Тора, сына Одина, в Христа: они приняли арийскую веру, потому что Top-Христос есть меньшее божество по сравнению с Отцом-Одином.
Арийский баптистерий отражал то же видение и вкус к минимальному внутреннему убранству. Вполне очевидно, что в поздней античности между автокефальной церковью Кавказской Албании и арианством существовала сильная связь.
Крест Кавказской Албании
Крест Кавказской Албании, который в III и VI вв. выделялся среди других, созданных соседними христианскими общинами, особенно примечателен: он берет свое начало в таинственных культах Солнца, которые на Кавказе присутствовали в маздеизме, зороастризме и митраизме. Крест Кавказской Албании считался символом богатой и живой культуры, а исследование албанских влияний в Италии основывалось на символе, который является общим для этих двух культур.
Некоторые скульптурные элементы, привезенные из каменного карьера Лундо, а также из зоны возле небольшой церкви Св.Сильвестро и Пьеве-ди-Виго-Ломазо, где они были частично повторно использованы, свидетельствуют о контактах с искусством Кавказской Албании.
В алтаре баптистерия Виго-Ломазо внутри плетеной рамы в восточном стиле два павлина обращены друг к другу в идеальной симметрии. Более того, не только в христианских символах, но и в солнечных крестах рельефы Виго-Ломазо и Азербайджана излучают то же ощущение вечности благодаря материалу (камню) и изогнутым декоративным мотивам, которые плавно переплетаются между собой.
В Северной Италии
В период Поздней Империи можно отметить в Италии множество церквей, на чью архитектуру так же повлияла архитектура Кавказской Албании. Доказательство тому – местность Св. Елисея недалеко от Удине. Местные церкви напоминали храмы Св. Елисея в Нидже и Кише. Например, базилика Св. Иоанна Богослова (V-VI вв.), обращенная на восток, была трехнефной без внешней апсиды, которая была пристроена лишь позже. Ее внутреннее пространство напоминало храм в Нидже.
Фронтальная алтарная плита VI-VII вв., предположительно принадлежащая той же церкви, а позднее выставленная в музее истории и искусства в Галларате, напоминала силуэты четырех албанских крестов. Церковь Св. Павла (XI в.) в точности повторяет конструкцию церкви Св. Елисея в азербайджанском селе Киш.
Все это позволяет шире взглянуть на кавказские средневековые элиты и экспорт моделей из мест их происхождения. Об этом свидетельствует единообразие крестов и повторяющихся зооморфных мотивов: крестообразные орнаменты в Берчето аналогичны узорам на фибулах из Монтаньяга в Трентино и тем, которые нашли в Мингячевире, в Азербайджане.
По материалам сборника «Этнокультурное наследие Кавказской Албании»