Федор Шаляпин и другие: Музыкальная жизнь Баку в первые годы ХХ в.

Н.Исмаил-заде

В начале ХХ века среди широких слоев населения Баку наблюдался большой интерес к искусству, так как необычайно быстро развивающийся в промышленном отношении город, привлекал внимание как русских, так и зарубежных артистов.

Экономический и культурный рост Баку в конце XIX века непременно сказывался на устройстве отдыха и развлечения бакинцев.

Если в середине XIX века центром культурной жизни были буржуазные салоны, где организовывались семейные вечера с танцами и музыкой, а иногда с любительскими концертами, то в конце XIX века местом различных культурно-просветительских начинаний стал театр, построенный на средства известного мецената Г.З.Тагиева, театр-цирк бр.Никитиных и Зал Общественного собрания (зал Филармонии им.М.Магомаева).

В театре Тагиева систематически стали выступать гастрольные драматические труппы, давались также азербайджанские спектакли, зазвучала оперетта, и, наконец, впервые в мае 1889 года — опера. Увеличивалось число музыкантов-любителей и профессионалов, деятельность их принимала организованный характер; все чаще стали приезжать концертирующие музыканты из России и зарубежных стран.

В конце XIX века было положено начало Бакинским симфоническим сезонам. В 1895 году была открыта первая частная музыкальная школа А.Н.Ермолаевой, сыгравшая важную роль в становлении музыкального образования и пропаганде лучших образцов классической музыки.

Надо сказать, что среди бакинцев было много любителей театра и музыки, посещавших концерты известных гастролирующих музыкантов, выcтупавших на вышеуказанных сценах города. Особенно насыщенным в культурном отношении был период конца XIX начала XX века.

Стоит отметить, что деятельность профессиональных музыкантов, приезжавших из Москвы и Санкт-Петербурга сыграла значительную роль в создании и распространении музыкального образования, а также в подготовке азербайджанского зрителя к классическому искусству.

Для воссоздания полной картины происходящих событий в музыкальной жизни, в хронологическом порядке стоит осветить наиболее важные гастроли выдающихся музыкантов, отмеченные столичной печатью того периода.

Итак, в начале 1900 года в театре Тагиева начались гастроли известных певцов — госпожи Микуччи и господина Лонгобарди, которые привезли в Баку несколько спектаклей. Среди них были «Аида» Верди,«Гугеноты» Мейербера, с участием Гончарова, Микуччи и Лонгобарди. Особо была отмечена опера «Аида», в которой особенный успех имела госпожа Микуччи. С первых же спетых нот артистка завоевала симпатию зрителей, как обладательница богатого и сильного голоса необычайного тембра.

В рецензии на концерт сказывалось: «Красиво спела артистка свою арию из III акта, вызвав шумные аплодисменты публики. После IV акта публика устроила артистам шумные овации. Лонгобарди был недурным Радамесом, повидимому, артист волновался, что отражалось на незаконченности им взятых высоких нот».

Далее ставился спектакль «Гугеноты» Мейербера, с участием Гончарова, Микуччи, Лонгобарди, в котором отмечалось отсутствие ансамбля среди артистов.

В конце марта 1900 года должны были начаться, ожидавшиеся с большим нетерпением бакинской публикой, первые гастроли знаменитого русского певца Фёдора Шаляпина. Газета «Каспий» писала, что молодой певец в сравнительно короткое время успел прославить себя на всю Россию, как первоклассный художник, с одинаковым успехом поднимающийся как на оперной сцене, так и на концертной эстраде.

«Голос Шаляпина — настоящий basso cantante необыкновенно красивого, мягкого бархатного тембра. Красота звука не теряется ни при каких оттенках: красиво и мощно звучит у Шаляпина forte, мягко и нежно, а где требуется мрачно и таинственно piano и pianissimo. Дикция у него превосходная», — отмечал рецензент.

Ф.Шаляпин должен был выступить в пяти спектаклях.Первым спектаклем с участием Шаляпина была опера «Русалка» А.Даргомыжского (27 марта), в которой такого совершенного раскрытия образа Мельника бакинцы еще не видели. Мастерство и талант артиста захватили и слушателей, и всех партнёров по сцене, поэтому спектакль прошёл с большим художественным подъёмом.

Следующими важными событиями были спектакли с участием Ф.Шаляпина — «Моцарт и Сальери» Н.Римского-Корсакова и «Борис Годунов» М.Мусоргского.

И как отмечает в своей книге М.Дильбази: «Обе эти оперы, новаторские каждая в своем роде, не просто вносили нечто новое в привычный оперный репертуар, но и противоречили устоявшимся представлениям об оперном жанре, музыкальным вкусам, формировавшимся в основном под влиянием итальянского классического искусства. И если бы не талантливое исполнение главных ролей Ф.Шаляпиным, оперы эти остались бы тогда в Баку непонятыми».

Как известно, музыкальная драма М.Мусоргского «Борис Годунов» была сложной для слушателя и на протяжении долгих лет жизни Ф.Шаляпин не знал себе равных в исполнении роли Бориса. Все спектакли прошли с огромным успехом. По окончании каждого спектакля публика устраивала Шаляпину настоящую овацию.

Как видно из рецензий, бакинская публика,благодаря сценическому мастерству и таланту гастролирующих музыкантов, за короткий период, сделав большие успехи, довольно разборчиво относилась к сценическим постановкам. И в этом, безусловно, была немалая заслуга выдающихся русских музыкантов.

Подводя итог минувшему оперному сезону, музыкальный критик отмечал обилие гастролёров в составе оперной труппы: «Действительно, такие гастролёры как госпожа Микуччи, господа Звихерь, Шаляпин, Яковлев, Гончаров, Лонгобарди и Клементьев могут встретиться в течении одного и того же короткого сезона не на всякой провинциальной оперной сцене».

Эти отзывы, с одной стороны, еще раз доказывали насколько был велик интерес к превращаемуся в культурный центр Баку, а с другой стороны, оперные сезоны несомненно оказывали влияние на дальнейшее создание азербайджанского оперного искусства.

Театр Г.З.Тагиева. 1900-е годы

Наряду с оперными сезонами в культурной жизни города большое место занимали симфонические сезоны, начало которым было положено еще в 1887 году. Концерты симфонической музыки устраивались регулярно. Причём каждый концерт в печати освещался музыкальными критиками под порядковым номером, например, «Седьмой исторический концерт», «Девятый» и т.д.

Надо сказать, что концерты делились на вечерние «симфонические» и дневные «исторические», а программа концертов была совершенно разнообразная.

Так, например, программа девятого исторического концерта состояла из произведений новой русской школы. Здесь прозвучали — симфоническая поэма А.Глазунова «Стенька Разин», музыкальная картина «Бородино», «В Средней Азии»,«Половецкие танцы» из «Князя Игоря» А.Бородина,«Ночь на лысой горе» М.Мусоргского.

В рецензии на концерт оценивалась деятельность молодого дирижера А.Асланова за текущий сезон, которому за короткое время удалось познакомить публику с большим количеством выдающихся произведений.

Другой «Одиннадцатый исторический концерт» был посвящён произведениям выдающегося русского композитора П.И.Чайковского. Концерт открылся увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта», исполненной с достаточно выразительной нюансировкой. Музыка П.Чайковского всегда прекрасно воспринималась широкой публикой, даже не подготовленной к восприятию симфонической музыки. Поэтому прозвучавшие здесь «Итальянское каприччио» и номера из балета «Щелкунчик» не стали исключением.

Как отмечалось: «…остроумием и изобретательностью отличаются номера из балета «Щелкунчик», из которых вычурный «китайский танец» дал возможность флейтисту оркестра блеснуть недурной техникой. Сыгранный в заключении концерта «Славянский марш», произведение с патриотической подкладкой, поражает оркестровой техникой, с которой А.Асланов и его оркестр справились весьма похвально».

Не менее интересной была программа последующих концертов симфонической музыки. Учитывая сложность восприятия публикой произведений сугубо симфонического жанра, устроители концертов стали приглашать известных вокалистов, а оркестру приходилось ограничиваться исполнением отдельных пьес в начале концерта.

Однако эти усилия были оправданны, так как были направлены на наибольшее привлечение населения к ознакомлению с мировой классикой, что в конечном итоге приводило воспитанию хорошего эстетического вкуса у слушателей. В течение года, наряду с симфоническими, устраивались также концерты с участием гастролирующих исполнителей-пианистов И.Гофмана, Р.Чернецкой, вокалистов – Яковлева, Дюка, Славянского и др.

По уровню концертной жизни Баку к началу ХХ века уже не уступал Тифлису и ряду других крупных центров Российской Империи.

Начало ХХ века ознаменовало новый исторический этап в развитии города, очевидцы наблюдали здесь самый настоящий строительный бум. На средства бакинских миллионеров-нефтепромышленников Г.З.Тагиева, М.Нагиева, И.б.Гаджинского, Ш.Асадуллаева, М.Мухтарова, Ю.Дадашева, А.Кулиева, бр.Садыховых и др., сооружались великолепные жилые дома, помещения для общественного пользования, разбивались скверы, прокладывались улицы.

Перспективное развитие города, интернациональный состав населения, бурная музыкально-культурная жизнь привлекали сюда музыкантов-профессионалов из Москвы и Санкт-Петербурга, европейских городов, которые, ознакомившись с обстановкой, изъявляли желание остаться здесь на постоянное жительство.

В Баку в тот период действовало несколько довольно-таки крупных по тем временам учебных заведений. Это были Реальное училище, Женская гимназия, Заведение св .Нины, Бакинская Императора Александра III мужская гимназия, Коммерческое училище, лицеи, в которых учебный процесс был поставлен на очень высоком уровне, хотя по-прежнему с очень малым процентом учащихся-азербайджанцев.

Параллельно возникала необходимость в получении музыкального образования. Действующие здесь Артистическое общество, частная музыкальная школа А.Ермолаевой, частные уроки музыкантов-профессионалов не могли удовлетворить растущих запросов населения в получении музыкального образования. Нужен был орган, координирующий и концентрирующий эту разрозненную деятельность.

Тогда директор музыкальной школы, выпускница Московской консерватории (лауреат) Антонина Николаевна Ермолаева обратилась в Императорское Российское Музыкальное Общество в Санкт-Петербурге с инициативой открыть отделение И.Р.М.О. в Баку. Обращение было принято и, вопреки устоявшимся правилам (обычно женщин не назначали директором музыкального учреждения), А.Ермолаева была приглашена на пост директора музыкальных классов, председателем же отделения И.Р.М.О. стал М.Шумахер.

Достаточно посмотреть на список приглашённых в Баку музыкантов-педагогов, чтобы представить какую важную роль сыграли эти музыкальные классы: в подготовке местных кадров музыкантов в поднятии культурного уровня населения. В преподавательский состав классов в основном вошли педагоги школы А.Ермолаевой и приглашенные музыканты из Москвы и Санкт-Петербурга.

В бакинской печати сообщалось об открытии музыкальных классов и был опубликован устав отделения, а также преподавательский состав, в который пригласили: «По классу фортепиано: свободного художника и лауреата Московской консерватории Ел.Ермолаеву, лауреата той же консерватории Р.Николаеву, выпускницу Московской консерватории О.Зайцеву. По классу скрипки: свободного художника Санкт-Петербургской консерватории С.Кронгольда. По классу виолончели: лауреата Московской консерватории В.Дубинского. По классу пения: артиста русской оперы А.Вишневского. По классу прочих инструментов: г.г. Н.Романовского, И.Макеева, С.Десятова и Р.Паризень».

Преподаватели музыкальных классов обязаны были не только подготавливать учеников для открытых концертов, но и должны были давать благотворительные концерты с целью сбора средств для материальной базы музыкальных классов. Таким образом, в Баку постепенно формировалась достаточно подготовленная аудитория, способная воспринять и оценить произведения мирового классического искусства.

Таким образом в организации концертной жизни Баку большая роль принадлежала известным дирижёрам, приехавшим из Москвы и Санкт-Петербурга, возглавлявшим симфонический оркестр в разные годы. Среди них следует отметить А.Асланова (сезоны 1900-1902 г.), М.Черняховского (1903-1908 г.), А.Павлова-Арбенина и др., в деятельности которых присутствовала тенденция к просветительству.

По материалам газеты «Каспий», журнала «Мир Музыки»