Образование в немецких колониях Азербайджана (1930-1935 гг.)

С.Бабаева

В 1818 г. на землю Азербайджана, в город Елисаветполь (Гянджа), въехали повозки первых немцев — переселенцев из Вюртембергского королевства. Местное население приняло их в свои дома, помогло пережить самые трудные дни, проявило сострадание и гостеприимство, не злобясь, что земля переходит к чужестранцам.

Земли, предоставленные колонистам, являли собой пустыню. С первого же дня немцам пришлось вести упорную борьбу за существование, закладывать хозяйства. В 1819 году вюртембергцы основали первую в Азербайджане немецкую колонию — Еленендорф.

Колония Еленендорф — одно из старейших немецких поселений в Закавказье. Её социально-экономическое развитие оставило глубокий след в истории Азербайджана, о чём наглядно свидетельствуют не только само существование города Гек-Гель (ранее Еленендорф, Ханлар) — материального памятника бывшей немецкой колонии, но и многочисленные документы.

В одном из архивных документов сказано: «…Грамотность у немцев стоит высоко. Не грамотных нет. Дети школьного возраста охвачены школой до 100 %. Со дня основания немецких колоний в Азербайджане в них не было неграмотных немцев-колонистов. Даже дефективные дети (глухонемые и пр.) получали со дня основания колонии доступное им образование. Начиная с 1905 г. большой процент колонистов получал среднее и многие — высшее образование.»

Согласно документам, немецкое население в экономическом отношении стояло, по сравнению с другими национальностями на высшей ступени развития. Немцы сделали большие успехи в отношении улучшения своей экономики и благосостояния. Этому содействовали, во-первых, близкое расположение немецких колоний к железной дороге, во-вторых хорошее качество земли, и в третьих, немецкое трудолюбие, которое сыграло немаловажную роль в развитии экономики немецких колоний.

И говоря об образовании, необходимо прежде всего указать, что немцы вполне достаточно были обеспечены учебными заведениями, а именно: в семи немецких школах имелось по одной немецкой школе 1 ступени, а в колонии Еленендорф имелись две школы — школа-семилетка с сельско-хозяйственным уклоном и школа 2 ступени.

1930-е годы явились новой вехой в истории народного образования колонистов. Одним из важных моментов в истории образования в этот период было то, что, когда по постановлению Азербайджанского Центрального Исполнительного Комитета от 14 августа 1930г. было проведено обследование немецких колоний, в результате которого выявилось, что преподавание и общественная работа в колониях велась на русском языке.

Надо отметить, что в 1920-х годах в немецких колониях проживали только немцы, т. е. существовала чисто немецкая среда и, соответственно, имелась только немецкая школа, где обучались только дети немцев.

После 1920-го года в немецкие колонии начинается приток армян айсоров (беженцев из Турции), тюрок (здесь и далее — азербайджанцев).

С изменением состава жителей колонии, происходит изменение состава учащихся школ колонии. Так, на 1929-30 гг. в Еленендорфской немецкой школе — семилетке из всех обучающихся было 333 учащихся, 290 учеников — немцы; 18 — русских; 16 — армян; 4 — тюрок; 4 — ассирийца; 1 — латыш.

С 1931 г. увеличивается также приток в немецкие колонии батраков и рабочих не немецкой национальности. Так, в 1932 г. в Еленендорфе проживали: немцы (2330 человек); мужчин 1150, женщин -1180, из других национальностей — ассирийцы — 680 человек; русские — 110; армяне — 450, турки — 80; прочие нации — 20.

С притоком в колонии других национальностей, здесь появляются школы — армянские, ассирийские, тюркские. И если раньше языком колонии был только немецкий, то постепенно языком общения между людьми, живущими в колонии становился русский.

В объяснительной записке к учебному плану Еленендорфской немецкой школы на 1933/34 учебный год было отмечено следующее: «…учебный план на 1933/34 учебный год составлен на основе нормального плана НКП, выработанного для школ нацменьшинств АССР. Внесенные в него изменения крайне незначительны. Они вызваны необходимостью уделить больше времени на изучение русского языка и использовать для этого все возможное…»

Хозяйственно-экономические условия жизни и трудовой деятельности немцев АССР требовали знания русского языка на каждом шагу. Сношения с правительственными учреждениями и общественными организациями велись исключительно на этом языке. Получение дальнейшего, по окончании средней школы, образования почти невозможно было без основательного знания русского языка, т.к. немецкая молодежь начинало свое образование обычно в русских учебных заведениях.

Самостоятельная трудовая деятельность немцев в зрелом возрасте проходила в обстановке сношений с людьми разных национальностей и тоже, большею частью, невозможна была без знания наиболее распространенного в СССР русского языка.

Бытовые условия местного немецкого населения в отношении усвоения детьми русского языка были крайне неблагоприятны. В домашнем обиходе язык этот почти не употреблялся. На отколу, поэтому ложилась трудная задача — овладеть им учащимися при полном почти отсутствии практики вне школы. Такое положение дела требовало отведение на указанный предмет большего времени.

Далее, в период 30-х г. г. немецкая школа, не упуская из виду общее образование детей, ставит своей целью сообщать им знания, нужные сельскому хозяйству и познакомить практически с различными навыками и приемами работ в области сельского хозяйства.

Для достижения этой цели при Елснсндорфской школе семилетки был оборудован плодовый питомник, находящийся в нескольких шагах от школы. В питомнике имелись различные древесные насаждения: персиковые, абрикосовые, сливовые, грушевые деревья, яблони, хурма, кипарисы, ореховые деревья различных пород, каштановые и т.д. кроме того, имелись отделения: цветочное, овощное, различные декоративные травы.

Под руководством преподавателя учащиеся в питомнике вели самые разнообразные наблюдения над произрастанием растений, изучали наилучшие условия выращивания различных пород растений, приучались к приемам прививки деревьев, борьбе с вредителями и прочему. Для того, чтобы работы могли производиться в течение всего года и, главным образом, в зимнее время, в питомнике была отстроена оранжерея и несколько парников.

Говоря о состоянии образования в немецких школах, стоит обратить внимание на состоянии школ в хозяйственном отношении. Почти во всех немецких колониях во все времена поднимались вопросы о постройке, ремонте, благоустройстве школьных помещений.

Ещё в докладе комиссии АзЦИКа по вопросу культурно-экономического состояния работы и правового положения немецкого крестьянства в Азербайджанской ССР от 1928 г. по этому поводу было отмечено следующее: «В селениях Грюнфельд, Алексеевка, Траубенфельд и Эйгенфельд школа, детсад и церковь помещаются в одном здании. В Траубенфельде во время богослужения убирают перегородку, снимают портреты Ленина и Рыкова и вывешивают портреты Христа и Св. Марии. После богослужения декорации меняли опять под школу».

Население немецких сел в первую очередь всегда забо¬тило состояние школьных помещений. И в этом отношении уездные отделы народного образования всегда шли навстречу немецкому населению. Траубенфельду отдел народного образования выделил 5000 рублей на постройку школьного помещения, в Елизаветинке немецкое население путем пожертвований немцев живущих в Азербайджане и Грузии собрало 4000 рублей для постройки школьного помещения, в Эйгенфельде также был поднят вопрос о постройке школьного помещения на средства самообложения населения и т.д.

Но, уже в 30-е годы картина постепенно меняется школы постепенно благоустраиваются, регулярно производится ремонт школ как снаружи, так и внутри. Классные помещения сосредотачиваются только в одном здании, отводятся большие помещения для физкультурного зала, расширяются кинозалы при школах, физические кабинеты оборудуются приборами, аппаратами, школьные библиотеки пополняются современной педагогической, политической и методической литературой и т.д.

В 30-е годы возрастает роль школьного Совета — высшего органа управления. Начиная с 1930-х годов школьный Совет расширяет поле своей деятельности. В эти годы в компетенцию школьного Совета входило рассмотрение и решение следующих вопросов: распределение учащихся по труппам и выпуск из школы, представление в местный отдел народного образования об освобождении учащихся от обучения в школе; утверждение планов и программ занятий, учреждение планов и порядка производственно-хозяйственных работ школы; составление годовых смет и отчётов о педагогической и административно-хозяйственной работе школы.

Школьный совет представлял отделу народного образования работников школы на утверждение, распределял классное воспитательство между преподавателями и т.д. В связи с последними надо отметить, что в эти годы возрастает их роль и функции в школьном обучении.

Работа классных наставников в немецких школах была поставлена на должной высоте. Классные наставники со всей ответственностью относились к своей работе.

Так, в объяснительно записке к программе по немецкому языку с зачатками языкознания преподаватель В. В. Ганефельд отмечал:

«Преподавание немецкого языка в Еленендорфском техникуме сопряжено с большими трудностями вследствие того, что учащиеся при поступлении слабо владеют немецким литературным языком, т. к. они дома говорят на швабском наречии, которое сильно отличается от литературного языка. Поэтому, наряду с работой по усвоению навыков речи, приходится пополнять запас слов и оборотов, а также проделывать ряд систематических упражнений по выработке правильного литературного произношения; эти упражнения проделываются попутно с прохождением литературного материала…»

С 1932 г. в немецких школах учреждаются Советы Содействия. В Уставе Совета Содействия при Еленендорфской немецкой школе от 2 февраля 1932 г. было сказано:

«…Совет Содействия учреждается, в частности, для изыскания средств на различные нужды школы. Совет содействия организует родителей на содействие школе в деле повышения качества учёбы; заботится о материальной помощи учащихся и о культурном и бытовом обслуживании их; оказывает помощь школе и соблюдении правил внутреннего распорядка; заслушивает педагогов о состоянии успеваемости, производственном обучении учащихся, об общественно-политическом воспитании, о материально-бытовом обслуживании и другое; оказывает содействие организации школьных вечеров, докладов и лекций на разные педагогические темы; организации лабораторий и мастерских…»

Начиная с 1933г. большое значение в школьном обучении имело физическое воспитание. Приказом Наркомпроса с 15 февраля 1933г. во всех школах, рабфаках педтехникумах и педвузах была введена обязательная ежедневная 8-ми, 10-ти минутная гимнастика перед началом занятий, ежедневная «физкультминутка» во второй половине учебного дня (на 3, 5 уроках). Воспрещалась замена или сокращение количества часов по физкультуре, указанных в учебной сетке.

В связи с этим при немецких школах оборудовались площадки для игр, а при техникуме спортивная площадка. Они использовались зимой для ведения физкультуры и других оздоровительных мероприятий в дни хорошей погоды.

С целью приближения школы к жизни устраивались часто экскурсии. Они были двух видов: близкие и дальние. Первые совершались на уроках мировоззрения, географии, математики, естествоведения в ближайшие окрестности колонии. Цель их — наглядное выяснение некоторых понятий, измерения, зарисовки и прочее. Вторые совершались на электрическую станцию, на водяную мельницу в село Зурнабад, на противочумную станцию, на постройку Зурнабадской гидроэлектрической станции в колонии Анненфельд и Георгфельд. Организовывались отделения экскурсии в г. Баку и его районы Тифлис, Батум.

Результаты экскурсий, по отзывам руководителей всегда были положительные: предварительно намеченная цель обычно достигалась в чем руководители убеждались при разработке материалов, добытого на экскурсии.

Интересным и новым в школьном образовании была также и организация школьным самоуправлением ученических курсов. Они имели целью выявить склонность детей и дать последним возможность развивать свои способность в избранном направлении. Участие в кружках не носило обязательного характера, оно было вполне добровольно. Одни из кружков собирались ежедневно, другие — в две недели раз по распределению, выработанному Учкомом и утвержденному школьным Советом.

Это были следующие кружки:
1. политический
2. физкультурный
3. юных натуралистов
4. ручного труда
5. графической грамоты
6. хорового пения

Развитию образования немецких колонистов в 30-х годах большое содействие оказала Производственное объединение «Конкордия». «Конкордия» содержал исключительно на свои средства Еленендорфский техникум, обслуживающий как единственное немецкое заведение повышенного типа просветительные нужды немцев Азербайджана.

«Конкордия» выдавала щедро стипендии бедным учащимся и абитуриентам техникума продолжающих образование в ВУЗах СССР. Благодаря материальной помощи «Конкордии», дети беднейших колонистов имели возможность получать желаемое образование, вплоть до высшего.

На средства кооператива «Конкордия» был организован в Еленендорфе опорный пункт заочного института при ЗАКХИ, в котором на 1933 год числилось 40 студентов, 33 в ВУЗе и 7 в заочном техникуме.

Многие из местных колонистов, получив образование, работали в качестве инженеров, агрономов, виноградарей-виноделов, ученых лесоведов в советских учреждениях Баку, Тифлиса, Москвы и т.д. Но, к сожалению техникум, готовящий специалистов средней квалификации одной определенной отрасли, не удовлетворял насущим запросам колонистов, которые нуждались в педагогах врачах инженерах, агрономах и прочих специалистах с высшим образованием, которые должны были получить предварительно (до поступления в ВУЗы) солидную подготовку по общеобразовательным предметам.

И в 1939 году постановлением коллегии НКП АССР Еленендорфский экономический техникум был реорганизован в 3-й концерн 10 летней политехнической школы.

О высоком уровне полученных знаний свидетельствуют те факты, что, работая в виноградных хозяйствах, колонисты использовали новейшие достижения науки. Колонисты ввели впервые в СССР в виноградниках цементные столбы и проволоку вместо деревянных мостов и столбов.

Колонисты впервые применили искусственное опыление, сельскохозяйственных культур, в широком масштабе увеличивающее урожай в 6 раз, пример, который не имел себе подобных во всем мире. И это далеко не весь перечень достижений, свидетельствующих о высоком уровне развития колонистов.

Отметим что, несмотря на высокий уровень постановки школьного обучения, немецкие школы не совсем были приспособлены к окружающей их действительности и здесь возникало очень много проблем. Учащимся окончившим немецкую школу очень трудно было поступить в ВУЗы, так как слабо знали русский язык, предмет русского языка проходил как язык, а другие предметы преподавались только на немецком языке.

После окончания школы молодежь неохотно работала в своем хозяйстве, а поступить куда-нибудь работать в своем селе было очень трудно. Поэтому молодежь из кулацких семей эмигрировала за границу (Персию, Турцию, чтобы пробраться в Германию).

Говоря об образовании в немецких школах, нельзя не отметить учителей, которые отдавали все свои знания, стлы детям колонистов, которые изо дня в день несли им знания, прививали им упорство, выносливость, усидчивость, трудолюбие и все те качества, которые принесли им успех и позволили им возвысится над другими национальными меньшинствами в Азербайджане.

Это были десятки учителей и педагогов. Получивших образование в высших учебных заведениях Германии, России, Грузии ит. д.

Среди них: Фердинант Августович Циммер (получил образование в Варшавской семинарии); Александр Яковлевич Рабинович (окончил Кишиневскую гимназию); Альдф Готлибович Циммер, получил образование в Анапском городском училище; Ганна Марковна Гансфельд (получила образование в Швейцарии); Отто Иоганнесович Вухрер (окончил Юрьевское реальное училище); Теодор Фридрихович Рейтенберг (получил образование в Митавской частной учительской семинарии); Вильгельм  Готлобович Вурер (получил образование в Горийской учительской семинарии) и многие другие.

По материалам научной конференции «По следам истории» Института Истории им. А.Бакиханова

Читайте также — Быт и духовная жизнь азербайджанских немцев Еленендорфа до СССР