Несмотря на то, что в конце XVIII – нач. XIX вв. междоусобные войны и превращение территории Иреванского ханства в арену столкновения интересов великих держав, наносили серьезный удар по экономике края, выгодное географическое расположение города Иреван и его природные ресурсы создавали условия для его развития.
Одной из экономических основ города Иревана в конце XVIII – нач. XIX вв. было ремесло. Как и в других городах, большинство населения Иревана составляли ремесленники. Во многих сферах ремесленного производства производитель и продавец были объединены в одном лице. Ремесленники обосновались в ремесленных мастерских, в домах на рынке и в других коммерческих помещениях. Ремесленники, работавшие в мастерских на базаре и других торговых площадях, продавали свои изделия ручной работы в той же мастерской.
Относительно большие и богатые ремесленные мастерские иногда состояли из нескольких помещений. В одном помещении производили товары, в другом – продавали. Многие ремесленные мастерские выполняли заказы купцов. В целом население Иревана было занято в свыше 60 видов ремесел. Наличие сырья для развития ткачества создавало благоприятные условия для сохранения лидирующих позиций в этой отрасли. Ткачество практиковалось в основном в семьях. В каждом доме был ткацкий станок.
Широкое распространение получило использование женского труда в текстильной промышленности: «Женщины, у которых нет другого занятия, кроме работы по дому, все свободное время прядут из шерсти, хлопка и шелка, а затем ткут ткани. Помимо прядения и ткачества, женщины занимаются более тонким искусством – вышиванием по шелку и другой тонкой и трудоемкой работой».
Иреванские ханы имели хорошие доходы от ткачества: каждый ткацкий станок облагался одним тюком бязи.
В ткачестве в основном использовались хлопок, шелк и шерсть. Хлопок играл важную роль в качестве источника сырья. Не только внутри ханства, но и на внешних рынках хлопчатобумажные ткани стали одним из самых востребованных товаров, что привело к увеличению производства хлопка. Поскольку на полях выращивался высококачественный хлопок, основным занятием местного населения было ткачество сукна. Здесь производились на станках такие ткани, как шелковый зарбафт, дараи, мов, джеджим, келагаи. Так называемый зарбафт (золотая или серебряная ткань с сердечками и золотыми узорами) стоил дорого и украшал окна, двери и стены дворцов ханов и знати. Эту ткань предпочитали ханы и вельможи при пошиве одежды.
Различные виды дараи широко использовались при производстве мужской и женской одежды. Летняя одежда изготавливалась из шелковой ткани. Особой прочностью отличались ткани «джеджим», используемые для матрасов, подушек, пледов, скатертей, рубашек, брюк, архалуков и т. д. На ткань калагаи наносились прекрасные узоры. Помимо хлопчатобумажных и шелковых тканей производилась смесь хлопчатобумажных и шелковых тканей. Из таких тканей более всего были распространены аладжа и кутни.
По сравнению с другими отраслями ткачества, процесс вовлечения производства шерстяных тканей в товарно-денежные отношения шел очень медленно. Производство шерстяных тканей, с одной стороны, было преимущественно домашним, а с другой стороны, низкое качество изделий привело к тому, что эти ткани, в отличие от шелковых и хлопчатобумажных тканей, завоевавших большую популярность на мировом рынке, были нацелены только на местный спрос.
Спрос на качественные шерстяные ткани в основном удовлетворялся за счет импорта из европейских стран. Британские купцы использовали Персидский залив и маршрут Эрзурум-Иреван-Тебриз для снабжения азербайджанских ханств, в том числе Иревана, дешевыми и качественными европейскими товарами.
Одной из наиболее распространенных отраслей производства являлось ковроткачество, которое постепенно из домашнего кустарного производства превращалось в производство на заказ. Как и прежде, в период ханств, на территории Азербайджана не было села, где бы не ткали ковры. Азербайджанские ханы собирали с населения много податей коврами и палазами.
В одном из источников, составленном в начале XIX века, говорится, что ковроткачество, несмотря на очень сложную и трудоемкую работу, приносило значительный доход тем, кто этим занимался. Основное население ханства — азербайджанские тюрки — традиционно ткали красивые шерстяные ковры, мешки, палазы, вязали теплую зимнюю одежду, перчатки, носки и т.д.
Искусство крашения текстильных и кожаных изделий находилось на высоком для того времени уровне и использовалось для художественного окрашивания изделий. Территория Азербайджана была богата различными видами растений и веществ, из которых получали превосходные красители. В красильном производстве также использовались насекомые, называемые кошенилью.
Ткани, в основном, производились в белом цвете, а затем окрашивались в разные цвета. Работника, красившего ткань в синий цвет, называли «бояхчи», а того, кто красил ткань в красный цвет, называли «щилячи». Им необходимо было иметь разрешение откупщика на использование этих цветов. В остальные цвета изделия могли быть окрашены без разрешения. В этом смысле ткань, окрашенная в красный цвет, называлась «шила», а ткань, окрашенная в синий цвет, называлась «кадак»; черная ткань, окрашенная в синий цвет, называлась «чадрой».
Красильщики окрашивали пряжу, из которой ткали ковры, паласы и другие шерстяные изделия, а также окрашивали хлопчатобумажные ткани. В красильнях, принадлежавших казне, ткань окрашивалась только в синий цвет. В мастерской красильщика обычно стояла глиняная чаша и две палочки, которыми закручивали окрашиваемые изделия. Такие мастерские действовали не только в Иреване, но и в других магалах.
Процесс окрашивания был практически одинаков во всех ханствах Азербайджана. Обычно текстильное изделие замачивали в квасцовом растворе, очищали через некоторое время от примесей и кипятили в предварительно подготовленной воде с добавленной краской. Красильни эксплуатировались по правилам, установленным казной, и сдавались в аренду.
Красильный цех можно было открыть лишь без ущерба для доходов уже существовавших красильных цехов, а объем крашения заранее оговаривался. Красильщик или откупщик не мог брать за окрашивание изделий более той платы, которая была установлена условиями; за окрашивание пряденой шерсти со стиля (139 гр.) и шерстяной материи с аршина (0,7м.) – по 4 шахи (8 к. сер.), а со стиля пряденой бумаги и с аршина бумажной материи – по 2 шахи (4 к. сер.).
Развитие скотоводства в Иреване положительно повлияло на создание удобной и недорогой сырьевой базы для обработки кожи. 32 кожевенных завода располагались в Даракандской части реки Занги в Иреване. Здесь производилась выделка добротной кожи. Одни мастера посредством семян особого растения переделывали кожу в шагрень, другие окрашивали кожу в черный, красный и желтый цвет.
В Иреване клеймение выделанных кож составляло оброчную статью: за клеймение 3-х бараньих и козлиных кож откупщик брал по одному шахи (2 к. сереб.), буйволиной или бычьей – по два шахи (4 к. сер.), кожу без клейма было запрещено продавать. Развитие кожевенного производства способствовало также распространению и развитию смежных ремесел. Большой спрос на кожу исходил от сапожников, папахчи, сарраджи, шорников, скорняжников. Производство кожи было основано на местных источниках сырья. Шкуры брались на бойнях, которых в городе насчитывалось 27.
Одним из основных направлений металлообработки в Иреване было производство оружия. Иностранная интервенция и войны требовали содержания и вооружения войска ханства.
М.Биберштейн, побывавший на Южном Кавказе в конце XVIII века, писал: «Постоянные войны и грабежи постоянно подталкивали население к ношению оружия. Даже во время посева и сбора урожая сельчанам приходилось носить с собой кинжалы или ружья».
Спрос на различное оружие сделал это производство одной из важнейших профессий не только в городах, но и в сельской местности. Оружие в основном производилось в Иреване, где насчитывалось 56 оружейников.
В конце ХVIII – начале ХIХ веков особое место в ремесленном производстве Иревана занимало кузнечное дело. На территории Азербайджане не было города, где бы не трудилось большое число кузнецов. Основными центрами кузнечного дела были города. Большинство кузнецов специализировалось на производстве сельскохозяйственных орудий. Они в основном были заняты производством железных плугов, железных сох, металлических лопат, топоров, серпов, кос, граблей, цепей и т.д. Производством остальных предметов обихода – сковороды, ложки, ножницы, замки, ножи, щип- цы, скребки и т.д. занимались специализировавшиеся на этом ремесленники.
Третья группа изготавливала инструменты для мастеров – молотки, наковальни, пилы, стамески и другие необходимые инструменты. Однако кузнец, который специализировался на производстве одного предмета, при необходимости мог производить совершенно другой продукт. В то время в городе Иреване работал 41 из 246 кузнецов всего Иреванского ханства.
Медная посуда играла важную роль в быту населения. Даже в самой бедной семье имелись медные горшки, сковороды, чашки и прочая кухонная утварь. Широкое исполь- зование медной посуды было тесно связано с развитием медеплавильного производства. Медных дел мастера работали на городской улице медников. В мастерской медника, помимо хозяина, работали ученики (подмастерья) и служащие.
В Иреване действовало 28 медных мастерских. В строительном деле в этот период использовался труд местных мастеров. Они занимались возведением оборонительных сооружений, дворцовых комплексов, мечетей и других общественных зданий. Редко приглашались сторонние специалисты для выполнения тех или иных строительных работ.
В 1810-м году иреванские архитекторы участвовали в строительстве Сардарабадской крепости, которая была основана Гусейнгулу ханом и построена за пять лет. Сардарабадская крепость является ярким образцом иреванской архитектуры.
В рассматриваемый период в Иреване на высоком уровне развития находилась деревообработка. Мастерство иреванских плотников было известно далеко за пределами города. Особо отличались плотники, производившие азиатские окна. Эти окна изготавливались из множества деревянных деталей и цветных стекол, были украшены различными узорами. Из 313 плотников ханства 78 работали в самом Иреване.
В городе также было хорошо развито гончарное производство. Согласно обнаруженным письменным источникам, среди глиняной посуды, используемой в домашнем хозяйстве, важное место занимало изготовление больших емкостей для воды, в первую очередь – кувшинов и кюпов. Гончары жили в Иреване почти в каждом районе города. Наряду с предметами домашнего обихода, в печах гончарных мастерских обжигали дорогой кирпич. Рост объема производства предметов быта из стекла привел к снижению спроса на малоемкую керамику.
Ранее стекло и изделия из него ввозились из Нахчыванского ханства. Это подтверждается содержанием письма, отправленного Гусейнали ханом из Иревана к Калбали хану – правителю Нахчывана. В письме Гусейнали хан попросил Нахчыванского хана прислать 400 штук стекла разного цвета для новой бани, которую он построил в Иреване.
Чтобы удовлетворить спрос на стекло, иреванские ханы смогли открыть в городе цех по производству стекла и посуды. Стекло, произведенное в построенных стекольных цехах, было очень хрупким, внутри стекла оставались пузыри. Однако для того периода это было большим достижением. Стекольный цех в Иреване был третьим по величине производителем стекла на Южном Кавказе (после Гянджи и Нахчывана).
Открытая в Иреване стекольная мастерская имела инструменты для изготовления посуды и встроенную печь для плавки сырья. Печь представляла собой глиняную трубу, покрытую навесом, изготовленным из обожженной кости и порошка из конского копыта. Печь имела форму корыта. Массу замешивали в корыте. Чтобы получить до 25 фунтов стекла сжигали до 2-х кубических саж. дров. Каждое плавление длилось четыре дня. Изготовление посуды начиналось на пятый день. Ремесленники изготавливали 100, 150, а иногда и около 200 предметов стеклянной посуды в день. В городе работы велись в 5 цехах по производству стекла.
Для производства стекла использовалась масса, состоявшая из равного количества кварцевого песка и соды с добавлением марганца. Мастера изготавливали стекло 7 цветов: красного, бордового, розового, зеленого, синего, голубого и оранжевого. Полностью прозрачное стекло было получено с использованием поташа. Поскольку сода давала темно-зеленый цвет, она предназначалась для окон и стеклянных ламп.
В связи с тем, что производство мыла было дано на откуп, это затрудняло его свободное производство и потому продавалось по высокой цене. Черное мыло ручной работы отдавало неприятным запахом.
Мыло везли в соседние села на продажу или обменивали на продукты. В целях защиты городского откупа на производство мыла, было запрещено привозить его из-за границы. Мыло можно было продавать в городе с согласия откупщика. Никто в городе не имел права производить мыло без его ведома. В свободной продаже было продавалось по одной цене, но хан всегда покупал его дешевле. Людям, которые не могли позволить себе мыло, приходилось использовать растение, растущее на берегу реки Араз, вместо мыла. В самом Иреване функционировало 3 мыловаренных мастерских.
В Иреванском ханстве, до поглощения Российской империей, действовало 189 предприятий по производству масла, но после вхождения в состав России, их количество сократилось до 30. Масло в основном производилось в сельской местности. Устройства для производства масла были очень примитивными. Продукт для получения масла измельчался на жерновом камне, перемещаемый вертикально двумя волами, сдавливался в специальном прессе. На таких предприятиях производили льняное и кунжутное масла.
В некоторых местах льняное семя было основной культурой, поскольку предпочтение отдавалось льняному маслу. Кунжутное масло имело приятный аромат. Но выращивание кунжута обходилось дорого. По качеству кунжутное масло ничем не уступало оливковому маслу. Одно предприятие могло производить 1500 батманов (старинная весовая единица, входившая в русскую систему мер) масла в год. 4 батмана сырья давали 1 батман масла. Азербайджанцы использовали эти масла для освещения домов, а армяне использовали их для приготовления пищи.
Касторовое масло также использовалось для освещения домов. Касторовое масло можно было получить в домашних условиях. Для этого семена клещевины варили, очищали и отваривали в воде, измельчали на доске или камне. Полученное масло становилось черным и при использовании во внутрь для лечебных целей имело неприятный вкус и запах.
В Иреванском ханстве мельницы делились на мукомольные и чалтычные. Устройство мельниц было очень простым. В зависимости от силы воды и размера жерновов перемалывали от 15-20 батманов до 1 халвара (старинная мера веса, около 400 кг) пшена в сутки. Из халвара чалтыка высокого качества получали полхалвара, а худшего качества – до 60 батманов муки.
В Иреване было 47 мукомольных и 6 чалтычных мельниц. Мельницы сдавались в аренду. Над всеми казенными мельницами назначался смотритель. Откупщик взыскивал 1/20 зерна, привозимого на мельницу.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в городе Иреване в рассматриваемый период развивались металлообработка, пищевая и текстильная отрасли ремесла. Некоторые из них находились на стадии домашнего, кустарного производства. Значительного развития в Иреване достигли ткачество и медное производство, продукция которых находила сбыт не только в городе, но и за пределами ханства. В целом, ремесло в Иреване находилось на стадии феодального производства.
По материалам книги «Из истории города Иревана в XIX – начале ХХ веков»
«Медная долина» и полезные ископаемые Иреванского ханства (1747-1828) |