«Медная долина» и полезные ископаемые Иреванского ханства (1747-1828)

Территория Иреванского ханства была богата природным сырьем. Здесь находились месторождения меди, глины, строительной извести, мрамора, используемых для производства кожи квасцов, кварца – для производства стекла и т.д. Все это оказало влияние на развитие различных отраслей ремесла.

Тот факт, что жернова необходимого качества для мельниц были местными, увеличивало их численность. Богатые залежи соли и развитие рыболовства приносили в казну значительные доходы. Кошениль, которую иреванцы называли гырмыз (красные жуки), была широко распространена на склонах Агрыдага по обе стороны реки Араз, к северу от реки Гарасу в Сардарабадском, а также в Кёрпубасарском и Ведибасарском магалах.

Кошениль Агрыдага был крупнее мексиканской и польской кошенили. Краску, полученную от красного жука, использовали для окраски парчи и тканей, а также для получения кармина (малинового цвета).

Кроме того, на территории Иреванского ханства встречались также марена, наз, солодка и др. растения, используемые для получения красителей различных цветов.

Медь добывали в Дарачичекском магале, где находились медные рудники ханства. Эту местность называли Медной долиной. Эти рудники были переданы ханом для пользования греческим семьям.

Эта земля была богата гранитом, базальтом, нефритом и порфиром. Добываемый близ деревни Гулп красный нефритовый камень не уступал по качеству египетскому камню. Холмы, окружающие деревню Архаджи на склонах Бёюк-Агрыдага, состояли из красноватого порфира и яшмы, из которых местные жители выделывали превосходные жернова. Эти места сдавались в аренду жителям Баязида. С каждого жернова брали 1 серебряный рубль. Однако население Иревана было освобождено от этого налога.

На территории Иреванского ханства были также все виды базальта.

План Иреванской крепости. Составлен русским военным командованием в 1827 году

Слой гранита для изготовления жерновов проходил через ущелье, которое жители Гёйчинского магала называли Гёзельдере (Красивое ущелье). Минерал пемза также встречался в Гёйчинском магале. Вулканы обожгли огромный пласт глины и превратили его в натуральный кирпич. Таких полезных ископаемых больше было в районе Иревана и Талского района. В Абаранда имелся слой кварца с золотым блеском.

Многие виды обсидиана можно было найти во всех горных породах. Основной слой обсидиана начинался у озера Гейча и простирался на юго-запад до реки Занги. Обсидиан, который выглядел как бутылочное темное стекло, находил применение в архитектуре.

Самое красочное разнообразие видов обсидиана было на горе Алагёз и на пути к Гаджи-Байрамлы. Здесь был обсидиан черного, красного, белого, бордового и желтого цветов, Из этих минералов изготавливали красивые вазы, мозаики, колонны и стулья.

Часто встречался темно-зеленый сланец, особенно в Миндалевидные камни также встречались во многих частях Иреванского ханства.

Рядом с минеральными водами в районе Дарачичек находили прозрачный желтый мрамор, который очень дорого стоил. Горный массив, охватывающий территорию села Улуханлы и села Гулп Зангибасарского магала, был богат мрамором и ценной известью. Ведибасарский магал содержал магний, используемый в медицине.

Также во многих местах встречался гипс, например у селения Гулп. Вообще горы, вокруг этой деревни были очень богаты ископаемыми. Здесь был мрамор всех цветов и известь. Гипс еще был в Дарачичаге, несколько южнее мисханских залежей.

Солесодержащая глина, добываемая из горы Гулп, была серой, темно-серой, желтовато-серой, красноватой и красновато-коричневой. Красная глина покрывала северо-западные склоны горы. Желтоватая глина встречалась в основном на северо-восточном склоне, а красноватый грубый песчаник находился в соседстве с красной глиной.

Земли в долине реки Араз были богаты залежами селитры, из которой химическим путем можно было получить порох. Эта территория также была богата месторождениями квасцов. Когда почва вокруг Агридага смешивалась с родниковой водой, из полученного осадка можно было получить квасцы.

Горы, окружающие территорию села, и само село Гулп были богаты соляными залежами. До времен Гусейнгулу хана каменная соль добывалась в разных частях горы. В связи со значительным подорожанием соли, было разрешено добывать соль в более близком и удобном месте на южном склоне горы, в 200 саженях от села Гулп. Здесь соль добывали в двух местах. Добыча в одном из них была приостановлена в связи с затоплением. Начиная с 1815 г. соль стали добывать со второго места.

Иреванская крепость. Фрагмент гравюры художника В.Машкова. 1828 год

Длина рудника, из которого извлекали соль, составляла примерно 70 саженей в длину и до 20 –в ширину. Соль добывалась в виде пластов и продавалась на месте. Для контроля добычи соли, хан организовал особое управление этой отраслью. Им управлял султан, назначенный ханом. У султана было три помощника.

За каждый вывозимый из соляного промысла вьюк соли, весом в 24 батмана (7-8 пуд.), взыскивалось в пользу хана, для содержания караула, в пользу мирзы (помощника), в пользу солеломщиков.

Нестабильность цен была вызвана различными факторами. Так, население Грузии стремилось закупать соль в Турции. Дело в том, что даже в 1824 году в Грузии привозимая из Иревана соль была известна, как карсская соль. Чтобы привлечь их внимание к иреванской соли, хан снизил цену соли за повозку вдвое, по сравнению с импортируемой из Турции. Остающаяся под ногами мелкая соль не была чистой, и если бы не обходилась дешевле вывозимой в плитах, то никем бы не покупалась и, наконец, завалила бы все копи. Таким образом, когда иреванская соль, пересекая границу, стоила 8 руб. серебром за повозку, то каждая плита соли (около 7-8 пудов) – 25 коп.

Недалеко от села Дашбурун Сурмалинского магала озеро на скалистом выступе Агрыдага летом было окружено белой солью. Этой солью жители окрестных деревень вскармливали скот.

Все воды Иреванского ханства были богаты рыбой. В этих водах водились караси и сазаны необыкновенной величины, усачи, осетровые, форель и др. Много рыбы вылавливали из рек Говар, Адыяман, Гызылванг, Зод, Тохлуджа, Чубуглу и др. Рыбная ловля в оз. Гёйча составляла оброчную статью. Отсюда отправлялись караваны с 200-300 вьюков выловленной рыбы. Рыбная ловля из озера Гёйча приносила в ханскую казну доход в 100 туманов (400 руб. серебром) в год.

По ханскому указу откупщик имел право взыскивать за вьюк рыбы весной и летом с эриванских жителей по 12 шахи. Значительное место в рыболовстве занимала добыча самой крупной разновидности форели, называемой шинах. Рыба вывозилась на продажу в Грузию и другие места.

Таким образом, богатство природных ресурсов способствовало развитию различных отраслей ремесленного производства.

По материалам книги «Из истории города Иревана в XIX – начале ХХ веков»

Эривань в 1898 г. глазами археолога из Франции (ФОТО)
Эривань и Зангелан 1874 г. глазами итальянца Луиджи Монтабоне (ФОТО)