Анатолий Сирота – доктор технических наук, профессор. В 1968-1985 годах он неоднократно приезжал в Азербайджан в командировки. В 1985 году он побывал в Шеки.
К счастью, дочь профессора, Марина Анатольевна Аграновская, отсканировала и обработала их для публикации.
Как писала Аграновская, сопровождавшая отца в 1985 г. в Шеки:
«Во время своих поездок в Баку на научные конференции и защиты диссертаций отец не раз думал о том, чтобы добраться до таинственного города Шеки, но сделать это оказалось непросто: без ночевки было не обойтись, а плотный график командировок не позволял уехать на целых два дня. Мечтая о Шеки, он даже подумывал о том, чтобы полететь туда из Баку на самолете, пытался разузнать расписание, но из этого ничего не вышло.
И вот, наконец, мечта сбылась: на автовокзале Баку мы сели в рейсовый автобус и отправились в Шеки. Путь был неблизкий: Шеки расположен в 380 км к северо-западу от Баку, у подножия южного склона Кавказского хребта. Мы прибыли в Шеки на закате, без проблем устроились в гостинице, попробовали знаменитую шекинскую пахлаву…»
«…в тот весенний день 1985 года мы, похоже, были единственными туристами. Местные жители, не избалованные вниманием путешественников, были польщены нашим интересом к их городу и охотно вступали в разговоры. Путеводителя у нас не было, мы бродили по узким и довольно пустынным улочкам старого города наугад и, как я теперь понимаю, кое-что пропустили, но зато за каждым поворотом нас ждали неожиданные впечатления.
Построенный в традициях азербайджанской архитектуры и полностью сохранивший свой облик, Шеки порадовал нас бегущими то вверх, то вниз улочками с булыжными мостовыми, черепичными крышами, брутальными стенами, цветущими садами и все новыми живописными видами на долину, горы, старый город…
Недаром отец столько лет мечтал о Шеки! Здесь каждая постройка, будь то традиционная усадьба, скрытая за высокой оградой, или дом с выходящим на улицу фасадом, построенный под влиянием европейской архитектуры, по-своему интересна. Мы любовались изощренной кладкой стен, массивными деревянными воротами, легкими балконами и уютными лоджиями-айванами.
Шекинские усадьбы не только красивы – это чудо строительной техники. В толщу стен заложен деревянный каркас, который работает как несущая конструкция и обеспечивает сейсмическую устойчивость здания. Этот каркас напоминает западноевропейский фахверк, но в, отличие от него, скрыт от глаз.
Выразительность стенам домов придает кладка – сочетание ярких кирпичных «поясов» с рядами кубов или параллелепипедов, грубо вытесанных из серого камня. Кирпичи не только создают декоративный эффект, но и служат для выравнивания рядов, сложенных из камней.
Об айване – «сердце» азербайджанского дома – много говорится в книгах об архитектуре Азербайджана. В этой глубокой крытой лоджии, выполненной из украшенного резьбой дерева, сосредоточена повседневная жизнь семьи. Однако увидеть айван с улицы непросто: в традиционном доме на улицу выходят глухие стены, а фасад с айваном обращен во двор или в сад.
Но нам повезло: уж не помню, как это получилось – мы разговорились с местными жителями, или они, увидев, что отец фотографирует их дом, решили познакомиться поближе – но нас гостеприимно пригласили на айван и угостили чаем из огромного самовара. Запомнился дивный вид на долину и лимонное деревце в кадке…
Мы были так поражены увиденным в Шеки и так жалели, что дела научные призывают отца обратно в Баку и нам приходится уезжать, что… забыли в гостинице Шеки свои паспорта. Это выяснилось только в день отлета в Москву.
Хорошо, что в Баку все можно было устроить по-свойски: у кого-то из папиных коллег нашелся родственник среди сотрудников аэропорта, и нас пустили в самолет без документов. А паспорта привезли с оказией из Шеки, тоже через знакомых чьих-то знакомых, и отправили нам в Москву заказным письмом».