Ахмед бек Агаев (Агаоглу) — с именем этого человека хорошо сочетаются определения: первый, первый среди азербайджанцев, первый в тюркском мире.
Действительно, А.Агаев первым среди азербайджанцев закончил русскую школу в Шуше, получил образование на Западе, публиковался в известных научных журналах Европы, первым организовал информационное агентство Турции, первым написал блестящий труд о положении мусульманской женщины «Женщина в исламе и по исламу», первым…
Словом, в многообразных поисках своего пути пробуждающимся миром ислама конца XIX — начала XX вв. Ахмед бек часто оказывался первопроходцем.
Выдающийся представитель азербайджанской общественно-политической, социокультурной и философской мысли Азербайджана Ахмед бек Агаоглу родился в Шуше в 1869 г. Изучал в школе махалле арабский и фарсидский языки, продолжил образование в русской школе Шуши, закончил гимназию в г. Тифлисе, в 1885 г. обучался в Санкт-Петербургском Институте промышленной технологии, завершить который (по разным версиям — из-за болезни глаз или преследований по национальному признаку) не смог.
В Санкт-Петербурге он знакомится с А. Топчубашевым и А. Гусейнзаде — будущими идеологами азербайджанской и тюркской общественной мысли.
Свое образование Ахмед бек продолжил в 1888 г. во Франции, обучаясь в колледже политических знаний и в Сорбоннском университете, специализируясь в области права, политических наук и теологии. Знакомится с известным исламским модернистом шейхом Джамаладдином Афгани, придерживается его идей. За этот период Ахмед бек опубликовал в известных журналах Франции и Великобритании целый ряд своих статей, посвященных общественно-политическим проблемам.
Вернувшись в 1894 г. на родину, Агаев работает чиновником канцелярии губернатора Баку, преподавателем французского языка в реальной школе Шуши, а с 1897 г. по приглашению З.Тагиева редактором издаваемой в Баку газеты «Каспий». Он активно публикует в периодической печати свои произведения и статьи по политическим, идеологическим, этическим, экономическим, правовым и философским проблемам ислама.
В начале XX в. Агаев принимает самое активное участие в развернувшейся в печати дискуссии о месте и роли мусульманской женщины в обществе. В статье «Женщина в исламе и по исламу» Агаев широко освещает проблемы прошлого, настоящего и будущего не только азербайджанских, но и всех женщин мусульманского мира.
В годы первой российской революции Ахмед бек принимает активное участие в составлении известной петиции Топчубашева о расширении попранных прав мусульман России. Он избирается руководителем одной из первых азербайджанских партий «Дифаи» и одновременно членом Центрального комитета турецкой партии «Иттихад ве терегги» 1905 г.
Его призыв к единству кавказских тюрков в деле открытия культурно-просветительских и благотворительных обществ для борьбы с религиозным мракобесием и отсталостью сталкивается с гневом мусульманских фанатиков. Лишь посредничество З.Тагиева помогает снять с него угрожающую смертью фетву религиозных деятелей. Однако сами преследования не прекращаются, и в 1908 году Ахмед бек перебирается в Турцию, куда влекут его и революционные события, завершившиеся победой младотурок в 1909 г.
До своего возвращения в Азербайджан в 1918 г., Ахмед бек успел стать инспектором школ вагфа в Стамбуле, поработать директором библиотеки Сулеймания. Он также сотрудничал с газетой «Терчумани-хагигет», был главным редактором издаваемой на французском языке газеты «Генч турк». Он также печатался в журналах «Халга догру», «Сиратул-мустегим», «Турк юрду», и читал лекции по истории тюркской культуры, исламскому праву, русскому языку и литературе в Стамбульском университете.
Ахмед бек официально прибывает в Азербайджане в 1918 году вместе с Османской кавказской армией в качестве политического советника, 4 месяца издает в Гяндже газету «Тюрк созу», а во время АДР избирается I членом парламента от Шуши, а затем заместителем председателя Парламента АДР. Он возглавляет делегацию Азербайджана на переговорах с англичанами в Энзели (Иран, 1919 г.). Ахмед бек также был в составе азербайджанской I делегации на Версальской мирной конференции в 1919 году.
Как руководитель партии «Иттихад ве терегги» вместе с 70 членами в Турции он арестовывается англичанами и высылается в Бакирага, затем Мандрос, и далее на Мальту (1919-1921 гг.), где пишет свою известную книгу «Три культуры».
По инициативе Ататюрка, в числе других ссыльных Ахмед бека обменивают на военнопленных англичан. 21 мая 1921 г. он возвращается в Стамбул. По указанию Ататюрка, министром национального образования Хабуллахом Субхи Ахмед бек вызывается в Анкару для совместного изучения опыта борьбы Петра Первого с традиционализмом. Он также становится близким советником Ататюрка.
В Анкаре Ахмед бек становится главным редактор газеты «Хакимияяти-миллиее», по поручению Ататюрка создает и руководит Анатолийским информационным агентством (1924 г.).
Он дважды избирается в Национальное Собрание Турции от Карса. Всеми своими знаниями и способностями он стоит на защите независимости и демократии, активно участвует в создании новой государственности Турции в 1920-1930 гг.
Выйдя в отставку, Ахмед бек переезжает в Стамбул, где читает лекции по истории тюркского права в университете, работает главным редактором газеты «Ачыг соз» (1933 г.).
Последние годы жизни его позиция последовательного демократа и борца за права и свободы человека подвергается преследованиям, власти закрывают газету, потом ликвидируется кафедра в университете, которой он заведовал. Ахмед бек Агаоглу умер 19 мая 1939 года.
По материалам журнала «Азербайджан в мире»