Об охоте с гепардами на территории древнего Азербайджана

Т.Достиев

Археологические раскопки средневековых памятников Азербайджана выявили большое количество посуды чаш, блюд и кувшинов с изображением животных, в том числе гепарда.

Заслуживает внимания группа поливных чаш и блюд из городища Бяндован сельджукского периода на каспийском побережье с изображением гепарда. Формы и размеры чаш и блюд разные, в большинстве своем они полихромные, доминируют зеленые, желто-коричневые и марганцевые цвета, но стиль нанесения рисунка один.

На одной чаше рисунок гепарда, обращенного вправо, сохранился целиком. Хвост гепарда стилизован под «буту», на шее выгравированы три овала с черточками посередине. Подобным же образом декорирован фрагмент чаши, выявленный в 1974 году и покрытый желтой поливой.

В центре композиции тонкой гравировкой нанесено изображение гепарда, также обращенное вправо. Хвост гепарда стилизован под «буту». На спине гепарда имеется геометрический орнамент «сельджукская цепь», выполненный гравировкой.

Примечательно изображение гепарда на большом глубоком блюде из городища Шамкир. В центре композиции тонкой гравировкой изображен гепард в прыжке беге. Фон изображения заполнен геометрическим орнаментом астрального характера – солнечным диском, выполненным зеленой краской, и марганцевыми точками. На стенке чаши на узкой кайме чередуются белые, зеленые и желтые полосы, что усиливает декоративность узора. Композицию завершает бордюр, состоящий из цветных прямоугольников и эпиграфического орнамента.

Обладая относительно мирным нравом, гепард быстро привыкает к человеку, хорошо приручается и сильно привязывается к хозяину, охотно ходит на поводке, и даже во время самых бурных игр не позволяет себе никаких вольностей. Гепард единственный представитель кошачьих, способный исполнять роль охотничьей собаки. Эти особенности гепарда с древнейших времен обусловили довольно широкое использование его для охоты.

Известно, что шумеры в конце IVначале III тыс. до н.э. успешно использовали гепардов в охоте. В середине III тыс. до н.э. охота с гепардами широко практиковалась в Египте. Первые графические свидетельства охоты с этими животными в Фивах относят к 1580–1345 годам до н. э.

Охота с гепардом требовала немалого опыта. Водили гепардов на поводках, которые прикрепляли к ошейникам. Приблизившись к добыче на возможно близкое расстояние, охотники спускали гепардов и указывали им нужное направление. Те быстро ориентировались и, завидев добычу, моментально устремлялись за ней. Догнав дичь, гепард сбивает ее в броске, после чего схватывает мощными и острыми клыками. Как только гепард схватывал добычу, охотники быстро отнимали её, взамен давая вознаграждение – кусок мяса или жидкую кровь, и таким путем постепенно вырабатывался рефлекс передачи добытого хозяину.

Первые археологические данные о гепарде получены из поселения Чатал-Гуюк эпохи неолита и энеолита в Малой Азии, в 50 км к югу от города Конья. Обитатели Чатал-Гуюка обожествляли гепарда и быка, о чем свидетельствуют культовые изделия, обнаруженные при археологических раскопках. Культ гепарда прослеживается на юге Малой Азии и позднее – у хаттов, расселившихся на этой территории с III тыс. до н.э.

Изображение гепарда на фрагменте глазурованной полихромной чаши (городище Бяндован)

Археологические данные о гепарде известны также из памятников Азербайджана. Во время археологических раскопок в Гобустане была обнаружена челюсть гепарда. Изображения гепардов и львов на скалах Гобустана близ Баку относятся к бронзовому веку. Детальные рисунки представителей семейства кошачьих со всеми присущими им чертами были обнаружены также на скалах Гемигая в Нахчыване.

Мотивы гепарда встречаются и в художественных металлических изделиях Кавказской Албании. Заслуживает внимания бронзовый подсвечник IV века, найденный в некрополе Шатырлы вблизи города Барда. Подсвечник состоит из фигурки гепарда и тарелочки с выступом в центре. Фигурка гепарда изготовлена путем литья и выполнена реалистично: голова с ярко выраженным хищным оскалом, маленькие торчащие уши, стройная шея, тонкое удлиненное туловище, мощные лапы и длинный хвост. Хищник изображен в позе летящего броска, популярной в античном и раннесредневековом искусстве.

Известно, что главным поставщиком охотничьих гепардов была Индия, где в эпоху античности и средневековья «особенно грандиозной была охота с гепардами». О популярности и масштабах охоты с гепардами в Индии можно судить по тому факту, что правитель Великих моголов хан Акбар содержал одновременно до 1000 гепардов.

Охота с гепардами практиковалась также на Кавказе, в Центральной Азии, Китае и Европе. Марко Поло отмечает, что монгольский хан Хубилай владел тысячей охотничьих гепардов. На охоту одних вели на поводке, а других ухитрялись сажать на лошадях позади всадников.

В свое время были обнаружены сообщения письменных источников об охоте с гепардами в Сирии в XII в. Усама ибн Мункыз писал: «Отец выезжал на охоту, а мы, четверо его сыновей, были с ним… с нами выезжало много соколов, десять или около этого, а с отцом два сокольника, два надсмотрщика за гепардами и два псаря… подъезжали к зарослям. Гепарды и ястребы оставались снаружи зарослей, а мы подходили к ним с соколами. Если взлетала птица, сокол ловил ее, а если выскакивал заяц, выпускали на него ястреба, и он также ловил его, а если нет, заяц выбегал к гепардам, и их выпускали на него. Если же подымалась газель и выбегала к гепардам, и их пускали на нее, и они ее ловили, а если нет, на нее пускали ястребов, и никакая дичь не уходила от нас иначе, как по прихоти судьбы».

Глазурованное полихромное блюдо с изображением гепарда (городище Шамкир)
Фрагмент глазурованной чаши с изображением гепарда (городище Бяндован)

Археологические материалы свидетельствуют о распространении охоты с гепардами и на территории Азербайджана. На фрагменте штампованного кувшина из средневекового городища Шамкир сохранилось соответствующее изображение. Гепард изображен в ошейнике, с полураскрытой пастью, длинным хвостом и небольшими ушами. Изучение фрагмента показывает, что плечевая часть кувшина изготовлена в специальной чашеобразной матрице галибе, декорированной рельефным вогнутым узором.

На фрагменте блюда из средневекового городища Бейлаган сохранилась часть композиции с изображением гепарда. На днище блюда изображен человек в рост в зеленой длинной одежде, в высоком головном уборе, мягкой обуви без каблука. В правей руке он держит стержень, опираясь на него плечом, а левой, поднятой рукой ведет на цепи гепарда. Изображение гепарда раскрашено коричневой краской. А.Л.Якобсон предполагает, что на блюде изображена цирковая сцена.

Фрагментарность находки не позволяет подтверждать или отрицать этот тезис. Вполне возможно, что на этом блюде была изображена не цирковая сцена, а сцена охоты.

Подытоживая изложенное, можно констатировать, что в декоративном искусстве Азербайджана сельджукского периода, в том числе в художественной керамике имеются композиции с изображением гепарда, и среди них встречаются сцены охоты.

По материалам журнала IRS Наследие