А.Бахшиева
В середине 1930-х гг., в силу усиления внимания вопросам политико-воспитательной работы среди подрастающего поколения вопрос о музеях истории приобрел особое значение в СССР. Такого профиля музеи считались «важной частью преподавания истории среди малышей и взрослых».
Отныне перед историческими музеями ставилась новая задача, выражающая руководящую идею этого «революционно-романтического» периода и политическое требование партии и правительства: «отразить и показать в экспозиции, как советский народ под руководством партии Ленина-Сталина строил социализм в жестокой классовой борьбе со всеми врагами народа, с гнусными предателями нашей родины, с озверелой бандой фашистских наемников«. Все это относилось и к музеям в Азербайджане.
Выполнение этой задачи во многом зависело от размаха работы музеев, в особенности исторических, которые наряду с учебными заведениями и другими культурно-просветительскими учреждениями, должны были воспитывать новое поколение учащихся, преданных новому режиму, новой социалистической идеологии.
Поэтому, в постановлении Совета Народных Комиссаров Азербайджана от 31 марта 1936 г. «О реорганизации Азгосмузея» особенно выделялись решения СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. о перестройке высшей и средней школы (а именно преподавании истории и географии) и замечания «Сталина, Жданова и Кирова на конспекты учебников по истории СССР и новой истории«, осуществления которых стали одной из причин реорганизации Азгосмузея в Музей Истории Азербайджана.
Этим же постановлением преемник Азгосмузея — Музей Истории Азербайджана передавался в ведение Азербайджанского Филиала Союзной Академии Наук (Институт Истории, Археологи и Этнографии Азербайджана) с оставлением его на республиканском бюджете. А естественно-исторический отдел Азгосмузея с 1 января 1937 г. был переведен в ведение Зоологического Института АзФАН (Азербайджанский филиал Академии наук СССР), как самостоятельный Естественно-исторический Музей; руководителя отдела Р.Джафарова назначили директором новообразованного музея. В связи с реорганизацией Азгосмузея бывший в его составе Музей истории религии был также передан АзФАНу.
Находившиеся в одном здании с Азгосмузеем Музей Сельского хозяйства считалось целесообразным перевести в г. Кировабад (Гянджу) с передачей его в ведение Наркомзема, а Музей Народного образования — оставить в ведении Наркомпроса.
Однако, даже во внутренних приказах музея и в начале 1937 г. музей именовался еще Азгосмузеем и продолжал свою более-менее самостоятельную деятельность. 10 февраля того же года постановлением Президиума АзФАНа (путем опроса членов Президиума), директор Азгосмузея Мовсум Саламов отстраняется от занимаемой должности. С этого же дня по 15 сентября того же 1937 г. И.Исмайлов, согласно постановлению Президиума, приступил к исполнению директорских обязанностей.
Массовые репрессии, уничтожившие лучших представителей национальной интеллигенции Азербайджана, дошедшие в 1937 г. до своей кульминации, нанесли сильный урон науке страны. Многих ученых, среди которых были и музейные работники (М.Кулиева, Б.Шапиро, А.Абдуллаев и др.) арестовали.
В Книге приказов музея их снятие с занимаемых должностей имели следующие формулировки: «за саботаж на работе и интриги с работниками», «за антисоветские вылазки, защиту врагов народа», «как разоблаченный враг народа» и т.п. В результате последующих исследований стало известно, что все академические работники, в числе которых были наиболее яркие представители азербайджанской науки (Салман Мумтаз, Бекир Чобанзаде, Вели Хулуфлу, Абдулла Шерифов, Идрис Гасанов, Абдулазиз Саламзаде, Али Махмудзаде, Ханефи Зейналлы, Азиз Губайдулин, Александр Букшпан, Абдулла Тагизаде и др.) были обвинены на основе дела № 12493; большинство из них приговорили к расстрелу 12 октября 1937 г. Через день приговор привели в исполнение.
Сокращение числа сотрудников академических институтов привело к изменениям структуры АзФАНа, в результате произошло объединение ряда институтов; так, например, Институт Истории, Археологии и Этнографии и Институт Языка и Литературы в 1937 г. слились в единый Институт Истории, Языка и Литературы, в ведении которого находился и Музей Истории Азербайджана.
Уже в начале мая утверждается приходно-расходная смета по спецсредствам Музея Истории Азербайджана. Для руководства работами Музея при Институте Истории, Языка и Литературы постановлением Президиума АзФАН, создается постоянная музейная комиссия под председательством проф. А.Зифельдта, в состав которой вошли А.Алекперов, Е.Пахомов, О.Соколовская, А.Мамедов, М.Измайлов. Комиссии было предложено в декадный срок пересмотреть и представить на утверждение Президиума план и профиль Музея Истории Азербайджана на 1937 год.
Решение Президиума было одобрено постановлением СНК Азербайджанской ССР от 9 мая того же года. Этим же постановлением, согласно письму Наркомзема АзССР от 2 марта, об освобождении помещения Азсельхозмузея Азгосмузею было предложено ликвидировать выставку, организованную в связи с 15-летием АзССР, а на основе её экспонатов образовать отдел Азгосмузея социалистического строительства Азербайджана. Наряду с этим, на заседании Президиума была создана особая комиссия, которая в пятидневный срок должна была внести ясность в вопрос «о Доме музеев».
Для упорядочения научной работы Музея в составе АзФАН, его Президиум, обсуждая план работы на III пятилетку, своим постановлением от 21 мая 1937 год, включил план Музея Истории Азербайджана в план академического Института Истории, Литературы и Языка. А для обследования финансовой деятельности Музея за I квартал 1937 года Президиум избрал новую комиссию под руководством того же А.Зифельдта.
23 июня 1937 года «учитывая большое политическое и культурно-просветительное значение республиканских музеев» и руководствуясь предложениями специальной комиссии, обследовавшей состояние музейного помещения в бывшем Тагиевском доме, Совнарком Азербайджана принял постановление «о Доме музеев». В этом постановлении четко распределили помещения музеев в «Доме Музеев».
Наряду с Музеем Истории Азербайджана, именуемым в этом постановлении уже как Музей Истории Народов Азербайджана АзФАНа, здесь были размещены отпочковавшиеся от Азгосмузея Естественно-исторический музей (передан в ведение АзФАН), Государственный Музей Искусств и Театральный Музей (переданы в ведение Управления по делам искусств при СНК Азербайджана), а также Азербайджанский сельскохозяйственный музей (подчинялся НК Зем Азерб.), до этого находившийся в этом здании.
Музею Истории Азербайджана выделялся второй этаж здания. В связи с этим, Бакинский Совет обязывался освободить к 1-му декабрю 1937 г. все помещения в Доме Музеев, занятые жильцами, а Центральный Государственный Архив не позже 1 января 1938 г. должен был освободить все помещения, занятые архивом и передать музеям. Управление «Домом музеев» передавалось АзФАН, который в декадный срок должен был создать комиссию «для технического осмотра «Дома Музеев» для полного ремонта здания«. А директорам музеев предлагалось немедленно приступить к завершению новой экспозиции.
Заметим, что в это время, а точнее с 15 сентября 1937 г. директор Института Истории, Языка и Литературы А.Климов одновременно исполнял обязанности временного директора Музея Истории Народов Азербайджана.
АзФАН поручалось в десятидневный срок определить окончательный профиль Музея Истории Народов Азербайджана и представить его на утверждение Совнаркома республики. Директору музея поручалось обновить экспонаты отдела социалистического строительства не позднее 1 ноября 1937 г. и открыть отдел социалистического строительства с показом достижений АзССР к 20-годовшине Октябрьской революции. Конечно, было очень нелегко в короткий срок собрать достаточное количество материала для такой экспозиции. Поэтому СНК обязал всех народных комиссаров, председателя Бакинского совета, руководителей других ведомств и организаций оказать помощь АзФАН в обновлении экспонатов Музея.
Следует отметить, что в это же время произошло реальное отмежевание Музея Истории Религии от Музея Истории, поскольку до 2 июля 1937 года директор Азгосмузея одновременно руководил и этим музеем. А с 2 июля, по решению Президиума АзФАН, А.Абдуллаев приступил к исполнению обязанностей временного директора Музея Истории Религии.
Однако, беспрецедентные репрессии, охватившие всю страну, всей тяжестью обрушились на состав академических работников, жертвой стал и уволенный 9 ноября 1937 г. директор Музея А.Абдуллаев с клеймом «разоблаченного врага народа». Временным исполнителем должности директора Музея Истории Религии при АзФАН назначили Г.Погосова.
Таким образом, со времени вступления в состав АзФАН, выработался профиль Исторического музея, который в 1937 г. имел отделы:
1) Азербайджан — колония царской России,
2) Феодализм в Азербайджане,
3) История социалистического строительства АзССР,
4) Литературно-рукописный,
5) Нумизматический,
6) Фонды (археологический, этнографический, исторический).
Однако, в ряде случаев, в силу непригодности плана (напр. по отделу Азербайджан — колония царской России), или из-за недостатка экспонатов и т.п. деятельность музея вряд ли можно было считать удовлетворительной.
Из отчета о работе Музея Истории Народов Азербайджана за 1937-1938 гг., составленного для Президиума АзФАН директором Б.Ишхановым (был директором музея до 16 ноября 1939 г.), становится известно, что ко времени вступления музея в ведение АзФАН его «отделы не имели планов своих экспозиций из-за недостатка экспонатов«, этнографический и исторический фонды «были слабы».
В Музее функционировала только одна выставка (посвященная 15 годовщине АзССР). Из-за выделения специальных музеев (театра, искусства, естественно-исторического и др.) из состава Азгосмузея вместе с соответствующими экспонатами, а также из-за передачи некоторых экспонатов в уездные музеи их количество в музейных фондах сократилось почти вдвое; так, если в 1928 г. в фондах Азгосмузея находилось 44,179 экспонатов, то в 1938 г. их количество сократилось до 24,249. Такое малое количество экспонатов препятствовало созданию постояннодействующей экспозиции по истории Азербайджана.
Поэтому, в 1937 г. Музей прекратил работу над постоянной экспозицией, подменив её временными выставками. Одна из них, посвященная материалам по истории Азербайджана, были открыта в конце 1937 г. в пяти залах Дворца Ширваншахов — филиала Музея Истории Народов Азербайджана и состояла из ряда отделов. Первый из них посвящался реставрационным работам в Ханском дворце и его истории. К месту тут отметить, что еще с 1932 года, согласно постановлению Совнаркома АзССР, в здании бывшего дворца шли ремонтно-реставрационные работы. По окончании этих работ здесь были помещены часть Музея Истории Народов Азербайджана и Музей Истории Религии.
Надо заметить, что эта выставка материалов по истории Азербайджана, по словам бывшего тогда ученым секретарем Музея В.Левиатова (в 1943-1947 гг. — директор Музея), «отражала уровень знаний своего времени«.
В вводном её разделе, посвященном истории и ремонтно-реставрационным работам по дворцу Ширваншахов, была показана и история города Баку с XVII века и выставлены все материалы, собранные в результате археологического и архитектурного изучения дворца. Во втором отделе были выставлены документы, относящиеся, в основном, к истории XVIII-XIX веков, старинное оружие Азербайджана и сопредельных стран, а также монетная коллекция Музея, которая уже в это время, благодаря энергии и знаниям заведующего нумизматическим фондом Е.Пахомова, представляла собой одну из лучших в Союзе коллекций восточной нумизматики. В третьем отделе были представлены археологические культуры Азербайджана и целый ряд карт и фотографий, разъясняющих содержание выставленных культур и территорию их распространения (Ходжалинско-Кедабекская, Гызыл-вангская, Ялойлутапинская, кувшинные погребения и материалы некоторых средневековых городищ Азербайджана). В четвертом отделе были выставлены материалы по этнографии Азербайджана; широко были показаны предметы домашнего обихода азербайджанцев, целые коллекции вышивок (шелком, мишурой и бисером), национальные костюмы, медная утварь и т.п.
Вторая выставка, посвященная достижениям социалистического строительства АзССР к 20-й годовщине Октябрьской Революции, была открыта в 14-ти залах Дома Музеев. Эти выставки, имевшие большую посещаемость (в 1937 г. выставку посетило 33,726, а в 1938 г. — 50,147 чел.), конечно, сыграли свою роль в общественной жизни, являясь также показателем культурного значения музея в стране.
В 1938 г. Музей продолжил работу по обслуживанию этих выставок, однако, являясь по идее республиканским научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением, собирающим и изучающим вещественные, документальные и литературные материалы, относящиеся к истории Азербайджана, своей основной задачей Музей ставил создание экспозиций, освещающих историю Азербайджана с древнейших времен и по настоящее время. Учитывая, что успехи в этом деле зависят в основном от наличия подлинных экспонатов, Музей устремил свое внимание на максимальное пополнение фондов различного рода экспонатами, уделяя особое место этнографическому и историческому материалам.
По материалам Музея Истории Азербайджана
1929-1931: Печальная история реорганизации музейного дела в АзССР |
С миру по нитке: как Азгосмузей собирал историю Азербайджана по всему СССР |