Р.Бахышова
После отмены крепостного права в России в 1861 году возникли предпосылки для ускоренного развития капитализма. Экономические реформы наряду с административными изменениями на Южном Кавказе диктовали проведение реформ также в области народного просвещения.
В 1867 году был издан последний местный устав школ Закавказья, ознаменовавший конец первого этапа развития системой просвещения в регионе. 22 ноября 1873 года вышел закон «Об организации учебной части на Южном Кавказе». Отныне система народного просвещения на Кавказе стала управляться в соответствии с общеимперскими уставными документами.
Если до этого в системе просвещения учитывались местные условия, уделялось некоторое внимание преподаванию местных языков, то теперь народное просвещение приняло более ясно выраженный русификаторский характер.
Еще в 1830 году, сразу после аннексии Южного Кавказа Россией в Шуше была открыта уездная школа, ставшая первой в Карабахе и на азербайджанских землях в целом русской школой. Во второй половине XIX века эта школа, как и другие уездные школы России, стала приходить в упадок, что было связано с появлением других государственных школ. Наблюдалось также снижение численности учеников-азербайджанцев.
В 1872 году правительство приняло постановление о создании на Южном Кавказе школ наподобие российских городских школ. В соответствии с новым решением в 1874 году Шушинская уездная школа была преобразована в трехклассную городскую школу. Педагогический коллектив школы состоял из выпускников Александровского педагогического института, что привело к значительному улучшению качества учебы. Учителя родного языка и шариата набирались из представителей соответственно местной интеллигенции и духовенства.
В Шуше, являвшейся важным торговым центром, большое значение придавалось изучению французского языка. Для преподавания французского местной школе были выделены дополнительные средства. При открытии школы годовая плата за обучение была установлена в 5 рублей, в 1876 году 8 рублей, а в 1878 году – 12 рублей. С 1878-1879-го учебного года школа стала действовать как 4-классная городская школа.
По численности учеников Шушинская городская школа вышла на первое место во всей Российской империи. Одних только учащихся первых классов здесь было в 1876 году 70, на следующий год, в 1877-м уже 160, а в 1878 году – 375.
В Шушинской городской школе преподавали шариат, чтение и письмо, русский язык, счет, практическую геометрию, географию, историю, физику, рисование и черчение, пение, гимнастику.
6 мая 1875 года в школе был организован конвикт для детей разорившихся дворян и некоторых других прослоек. С 1880 года в школе действовали музыкальные классы и отдел шелководства, где ученики выращивали шелковичных червей и получали от них коконы. Открытие музыкальных классов сыграло важную роль в подготовке профессиональных музыкантов.
Нужно заметить, что в целом городские школы в Азербайджане очень способствовали развитию как образования, так и театра и различных ремесел, в них стало традицией устраивать литературно-художественные вечера, различные спектакли. Так, театральные спектакли в городских школах Шуши, Нухи (Шеки), Елисаветполя (Гянджи) заложили фундамент азербайджанского театра.
Открытие в городах и селах начальных народных школ усилило потребность в кадрах преподавателей. Ввиду этого при Шушинской городской школе были открыты краткосрочные педагогические курсы. Успешно окончившие школу и курсы могли, сдав экзамен, получить лицензию учителя околоточных и начальных школ.
К концу XIX века Шушинская городская школа стала терять привычные лидерские позиции. 20 марта 1874 года жители города обратились к елисаветпольскому губернатору об открытии в Шуше прогимназии, или же реального училища. Обращение было передано в Кавказский учебный округ, но под различными предлогами отклонено. Общественность города продолжала усилия по открытию средней или даже неполной средней школы, но в условиях засилья консерватизма 70-80-х годов эти усилия оказались безрезультатными.
Тем не менее, развитие промышленности и торговли диктовали необходимость открытия в Шуше средней школы. Наконец, в декабре 1880 году Государственный совет принял решение об открытии в городе 6-классного реального училища. 20 сентября 1881 года состоялось открытие училища, в котором действовали подготовительный и три основных класса. В первый год было принято 159 учеников, из которых 58 были азербайджанцы.
В соответствии с уставом 1872 года, реальные училища давали общее образование, но со временем уровень его сильно понизился. Однако по сравнению с классическими гимназиями содержание учебы в этих училищах было ближе к нуждам жизни, поскольку ученики получали некоторые технические знания.
Кампания вытеснения из учебных планов ряда предметов затронула и реальные училища, в которых преподавались математика, физика, природоведение, два иностранных языка, русский язык и литература, черчение и рисование, история, география.
Государственные русскоязычные школы, появившиеся в 30-е годы XIX века, действовали только в городах, и сельское население фактически оказалось в стороне от светского образования. Однако со второй половины столетия в этой области начался поворот. 22 ноября 1873 года вышел закон об учреждении учебной части на Южном Кавказе, в соответствии с которым в каждой губернии допускалось открытие за казенный счет трех нормальных сельских школ. В учебный план таких школ, одноили двуклассных, включались шариат, местный и русский языки, счет и чистописание.
В одноклассных школах обучение было трехлетнее, двуклассных – пятилетнее. Первые нормальные сельские школы на Кавказе были открыты 1 сентября 1876 года в селах Даг-Кесемен Газахского, Горис Зангезурского, Джабраил – одноименного уездов.
В силу острой необходимости в среднем образовании жителей сельской местности до 1897 года такие школы были открыты еще в ряде сел Шушинского, Джабраилского, Джаванширского, Зангезурского уездов. Тем не менее, в русскоязычных светских школах, где родному языку не придавалось серьезного значения, обучалась незначительная часть детей, подавляющее большинство по-прежнему училась в шариатских школах, где преподавались арабский и персидский языки.
К концу XIX века благодаря усилиям азербайджанских просветителей стали открываться русско-азербайджанские школы, которые в отличие и от традиционных, и от государственных школ давали образование как на русском, так и на родном языке.
В 1893 году в Шуше по инициативе Джамал-бека Фаталибекова, выпускника местной городской школы, была открыта двуклассная русско-азербайджанская школа 3-й степени, в которую в первый год было принято 25 учеников. Школа в течение двух лет давала хорошее образование на двух языках. В 1895 году число учеников школы достигло 60, в 1896-м – 80.
Ученики по возрасту и уровню знаний делились на три группы и платили в год за учебу от 6 до 12 рублей. В школе, действовавшей по новой методике, работали трое учителей. Здесь преподавались родной и русский языки, счет, черчение и пение. Эта школа играла роль своего рода подготовительного класса, выпускники ее поступали в городскую школу и реальное училище.
В 1893 году Мухтар Мамедов, имевший права преподавателя начальной школы, получил разрешение на открытие в Шуше еще одной русско-азербайджанской школы. 19 сентября 1895 года выпускник Иреванской учительской семинарии Гусейнали-бек Рустамбеков открыл в Шуше специальную школу 3-й степени, но эта школа закрылась уже спустя год, поскольку Г.Рустамбеков получил назначение в село Лагич Шамахинского уезда.
Отметим, что в таких школах обучались главным образом дети из бедных и среднего достатка семей. 5 октября 1896 года в Шуше впервые в Азербайджане открылась двуклассная русско-азербайджанская школа при местной мечети. В школу было принято 210 учеников, а директором ее назначен Хашим-бек Везиров, бывший директор Бардинской земской школы. Плата за обучение в школе составляла 10 рублей, а в учебный план вошли азербайджанский и русский языки.
В 1898 году по случаю церемонии коронования императора Николая II школа была переименована в Шушинскую Николаевскую русско-татарскую, а по инициативе городского благотворительного общества преподавателям школы был присвоен статус государственных служащих. В 1900 году при школе были организованы бесплатные вечерние курсы для взрослых.
1880-е годы ознаменовались движением среди азербайджанской интеллигенции за открытие школ на родном языке. Летом 1883 года в Шуше отдыхал преподаватель начальных классов азербайджанского отделения Горийской учительской семинарии Сафарали-бек Велибеков, который организовал трехмесячную школу на родном языке. В школе обучалось 25 детей, учеба проводилась голосовым методом.
Вторая школа на родном языке в Шуше была открыта в 90-е годы видным поэтом и просветителем Мир Мохсуном Наввабом. В этой школе преподавались азербайджанский язык и литература, персидский язык, светские дисциплины. Важно, что преподавание в школе проводилось по учебникам, написанным самим М.Наввабом. Это книги «Открытие истины», «Примерные дети», «Прояснение цифр в науке о музыке», «Книга назиданий».
Традиционно в Шуше образование женщин имело домашний характер. 26 октября 1875 года при городском благотворительном обществе открылась женская школа Святой Нины.
Новая школа ставила целью давать начальное образование девочкам независимо от национальности и вероисповедания. В учебный план были включены шариат, русский язык и грамматика, чтение и письмо на родном языке, счет, геометрия, общая география, история, чистописание, рисование, черчение, краеведение, рукоделие, пение, французский и немецкий языки, а также ведение домашнего хозяйства. Плата за обучение составляла 1 рубль в год, но дети бедных от нее освобождались.
С другой стороны, желающие изучать иностранные языки должны были платить в год дополнительно 10 рублей, а заниматься пением – 50 рублей. В 1893 году в школе было 72 ученицы, разделенные на четыре класса, и 24 сентября 1894 г. школа была преобразована в четырехклассную Мариинскую женскую школу. В учебном плане школы чтение и письмо на родном языке заменили элементарной геометрией. В 1895/1896 учебном году число учениц в школе достигло 147.
Безусловно, политика царизма в области просвещения была нацелена прежде всего на подготовку преданных кадров для аппарата управления. Но вместе с тем открытие русскоязычных школ способствовало распространению в крае грамотности и принесло новшество в сфере просвещения. Этот процесс сыграл важную роль в общественно-политическом и культурном развитии региона.
Кроме того, именно русскоязычные школы окончил ряд видных азербайджанских общественных деятелей того времени.
По материалам журнала IRS Наследие