О.Буланова
В конце XIX в. в Баку побывал русский ученый саксонского происхождения Ричард Тиле (1843-1911). Это был профессиональный фотограф, член Русского фотографического общества, до конца жизни читавший лекции по фотографии, пионер аэрофотографии и инженерной фотограмметрии в России, автор множества трудов по фотографии и фотограмметрии.
Окончив в Дрездене Художественную академию, он в 1865 г. приехал в Москву и поступил на службу в одно из самых знаменитых и престижных фотоателье Российской империи – «Шерер, Набгольц и Ко» (которое, кстати, выпустило множество открыток с видами Баку).
Затем в доме князя Г.Г.Гагарина открыл фотографическое заведение, где занимался, кроме фотографии, и фототипией. В 1887 г. Тиле уже маститый фотохудожник, придворный фотограф Его Величества короля Саксонии и фотограф Императорского Всероссийского исторического музея.
После 1896 г. фотограф был приглашен в Министерство путей сообщения в Петербурге на заведование фототопографическими работами. Министерство командировало его за границу для изучения фототопографического метода. После командировки Тиле возглавил фототопографическую часть экспедиции «по изысканию железных дорог в Забайкалье, Закавказье и в Персии».
К тому времени он уже побывал в Закавказье, в том числе в Баку, и сделал несколько очень ценных снимков Дворца Ширваншахов в Ичери-Шехер. Дворец этот к тому времени представлял собой плачевное зрелище. В 1723 г. его юго-восточные фасады пострадали от бомбардировок флотилии Петра I. В таком виде он простоял, постепенно разрушаясь, до середины XIX в., пока его не передали российскому Военному ведомству.
Военное ведомство произвело частичный ремонт дворца, однако с непоправимыми и значительными переделками – дворец перестраивался под склады военного снаряжения. Был разрушен целый ряд важных деталей, снесены многие стены, разделявших комнаты во втором и первом этажах, и вместо них во втором этаже поставлены полукруглые арки, поддерживающие кровлю. Были уничтожены остатки купольных, стрельчатых и крестовых перекрытий по всем комнатам второго этажа; они были заменены плоскими балочными перекрытиями. А оконные проемы второго этажа были заложены так, что оставались лишь небольшие оконца.
В первом, а также и во втором этажах были пробиты широкие дверные проемы; огромный проем был пробит также в стене северного фасада и через него сделан въезд ко второму этажу – чтобы двуколки с улицы въезжали прямо во второй этаж дворца. С лошадьми…
К восточному фасаду военные приделали лестницу, а весь южный (или нижний) двор окружили каменной стеной с бойницами. Эта стена стояла на фундаменте, оставшемся от старых стен, окружавших дворец. Этими чудовищными перестройками российское Военное ведомство нанесло огромный ущерб ценнейшему историческому памятнику.
Однако все могло быть гораздо хуже – дворца вообще могло не быть: на его месте Православная церковь в Баку собиралась построить свой собор. Городские власти отказали под предлогом, что дворец использует Военное ведомство.
Снимки Тиле показывают тот вид дворца, который он имел в конце XIX в. и этим невероятно ценны. Еще одним ценным фото является вид на не существующую ныне мечеть Кей Губад, которая к тому времени была в некоторых местах разрушена, но ее можно было восстановить. Однако армяне в 1918 г. довершили начатое временем, и теперь от мечети остались лишь снимки Тиле и некоторых других фотографов.
Фотографии Ричарда Тиле вошли в 1893 г. в 3-й выпуск журнала «Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями Московского археологического общества», в котором были опубликованы в том числе исследования академика архитектуры Андрея Павлинова (1852-1897), русского архитектора, археолога, реставратора, историка архитектуры, хранителя Оружейной палаты Московского Кремля, автора первого профессионального курса истории русской архитектуры. Выпуск журнала был посвящен результатам экспедиции на Кавказ в 1888 г.
В тот год Павлинов произвел обмеры практически всех сооружений дворцового комплекса, сделал чертежи в нескольких проекциях и разрезы, а также графические изображения.
Изучая комплекс построек Дворца Ширваншахов, он не мог не обратить внимания и на одну из интереснейших культовых построек Ичери-Шехер – Джума мечеть. Тогда она имела еще нестандартный для Баку конусообразный купол и была возведена на месте временной молельни, которая, в свою очередь, возникла на месте языческого капища зороастрийцев. От этого древнего здания остались «четыре арки, верх которых не имел покрытия», «арки были древнее мечети и сохранились от древнего храма огнепоклонников».
Затем древнее здание было снесено и благотворитель Хаджи Шихали Дадашев в 1899 г. построил новую – с резным порталом.
Из заметок Павлинова становится ясно, что в стены мечети были вделаны камни с резными надписями на арабском, из которых ученый узнал, что мечеть была отремонтирована в 1310-1311 гг., т.е. первоначальная постройка еще древнее. Минарет же был пристроен позже – в 1437 г.
Древняя Джума мечеть: сквозь годы землетрясений, пожаров и реставраций (ФОТО) |
Дворец Ширваншахов в 1851 г. глазами архитектора, художника Д.Гримма (ФОТО) |