Н. Багирова
Вторая Мировая война была войной моторов, которые работали на горючем, на продукции нефтепереработки. Провал «блицкрига» вынудило немецко-фашистское командование в своем летнем наступлении придать Кавказскому направлению решающее значение.
В начале 1942 г. Гитлер заявил, что его армия нанесет удары в направлении Кавказа — этого важнейшего направления к нефти. Путь к запасам горючего немецкое командование решало захватом Сталинграда и Кавказа, перерезав и парализовав движение по Волге, нарушив перевозку по реке.
Летом 1942 г. около ста фашистских дивизий были выдвинуты на захват Сталинграда и Кавказа. В задачу нацисткой армии, под кодовым названием «Юг» входило наступление по побережью Каспийского моря на Баку… Это был один из сложнейших периодов Отечественной войны советского народа. С первых дней войны нефтяной Баку бесперебойно снабжал фронт нефтью и нефтепродуктами.
Бакинская нефть была одним из решающих факторов победы над фашизмом во второй мировой войне. Бакинская нефть сыграла неоценимую роль в победе Советской Армии. Достаточно отметить только один факт, что каждые четыре из пяти самолетов, танков и автомашин, действующих на фронте, были заправлены бензином, выработанным на бакинских нефтеперегонных заводах, добытых на бакинских нефтяных промыслах».
В 1941-1942 гг. в Баку вступили в строй 17 новых нефтехимических и химических предприятий, в том числе завод по производству высокооктанового алкилбензола и его компонентов.
В течении 1941 г. 57 предприятий и установок нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности перестроили свою работу на военный лад и стали выпускать продукцию для фронта. В первый год войны, писал в своей книге “Даю жизнь” Н.Байбаков, учитывая возросшие потребности в нефти, нефтяники Баку, достигли рекордного уровня нефтедобычи — 23,482 миллиона тонн. Никогда ранее в Баку не добывалось столько нефти.
10 июля 1942 г. Народный комиссар морского флота радировал начальнику «Каспфлота»: «Распоряжением правительства перевезти из Баку в течение месяца 100 паровозов и цистерн. Перевозку предлагаю в танкерах и именных баржах….».
Начальник Центрального Портового Управления НКМФ В.Г. Бакаев находившийся в то время в Баку сделал необходимые расчеты и предложил оправлять цистерны морем на плаву. Бакинские нефтяники и каспийские моряки наладили снабжение фронта через Каспий Баку-Красноводск и Баку-Астрахань. Впервые в мировой практике железнодорожные цистерны с нефтью на плаву по морю буксировались из Баку в Красноводск. Каждую ночь по морю отправляли связки 35 железнодорожных цистерн.
Переправа нефтяных цистерн через буйный Каспий из Баку в Красноводск также была “дорогой жизни” для всего фронта. На четвертый день после начала работ первые цистерны были спущены в море. Первый караван, состоял из семи цистерн. Однако цистерны находились слишком высоко над поверхностью моря и держались неустойчиво, поэтому их стали заполнять нефтью, только после этого они возвышались на четвертую часть корпуса. К основному буксирному тросу каждая цистерна крепилась с помощью специальных захватов.
Такой метод буксировки позволял освободиться от затопленной цистерны и спасти остальные, а применение герметизированной заварки и усиленного крепления цистерн к рамам делало их более устойчивыми под ударами волн при переходе, что в свою очередь позволило увеличить караван до 12-14 цистерн. В итоге способы транспортировки цистерн стали самыми удобными и была предотвращена их гибель.
Фронт требовал постоянного снабжения нефтепродуктами как многочисленных авиационных, морских, танковых и механизированных соединений, так и промышленности. Поэтому все годы войны перед Каспийским транспортным флотом основной задачей оставалось задание ГКО, полученное в первые дни войны — завести на Волгу как можно больше различных нефтяных продуктов.
26 апреля 1942 г. ГКО вынес постановление «О вывозе нефтепродуктов из Баку и Грозного в 1942 г.». Для выполнения этого постановления коллектив «Касптанкера» мобилизовал все свои силы, преодолев многочисленные трудности, он в первую неделю весенней навигации осуществил перевозку в Астрахань для нужд фронта 37 тыс. т. горючего. В период сражения на Волге и за Кавказ коллектив «Касптанкера» перевез для фронта и страны свыше 5 млн. т. ценного горючего.
Это ценное горючее питало боевую технику Красной Армии, разгромившей гитлеровские войска в ожесточенной Сталинградской битве. В исторический день 2 февраля 1943 г. великая битва за Сталинград завершилась разгромом 300- тысячной группировки врага, положив начало пути к победе.
В обращении от имени всех советских воинов – защитников Сталинграда к морякам Каспия было сказано: «Наши дорогие друзья и братья моряки Каспия! Мы выражаем вам сердечное фронтовое спасибо за доставленное вам горючее. Доставленное вами горючее очень помогло нашим бомбардировщикам разрушить вражеские укрепления. Горючее, добытое героическими бакинскими нефтяниками и доставленное вами, помогло нашим славным пехотинцам перейти в наступление».
Бакинский комитет партии и политический отдел Бакинского порта для предотвращения порчи, скопившегося в порту ценного промышленного оборудования и станков организовали субботники, способствовавшие ускорению транспортировки этих грузов с места назначения.
В 1942 г. перевозкой сухих грузов и населения были заняты 64 судна «Каспфлота», 19 судов «Касптанкера», по 8 судов «Рейдтанкера» и «Касптехфлота», 3 судна Куринского речного пароходства, несколько рыболовных судов.
В 1942 г. в связи с ростом объёма морских перевозок, каспийские моряки начали практиковать составление «морских поездов» из барж, буксируемых теплоходами. Команда одного только теплохода «Туркменистан» перевезла свыше 20 таких буксирных поездов.
Моряки Каспия делали все, что было в их силах, чтобы грузы не задерживались в порту. Во многих случаях, когда рабочие порта не справлялись с разгрузкой важных грузов, им на помощь приходили команды самих судов. Так не раз поступала команда теплохода «Азербайджан», разгружавшая судно вместо положенных 8 дней всего за 4 дня.
Перевозя в 1942 г. горючее и боеприпасы для фронта, каспийские моряки часто подвергались сильному обстрелу фашистских самолётов теплоходы «Жданов», «Цюрупа», «Голубев», «ВКП(б)», «Тура», «Агамалиоглы» и др. перевозившие горючее неоднократно обстреливались фашистами.
Буксирное судно «Пролетарий», несмотря на то, что подвергалось нападению фашистского самолета и получило повреждение, доставило очень важный груз из Красноводска в Астрахань. В сентябре 1942 г. теплоход «Чичерин», также подвергавшийся нападению вражеских самолётов, своевременно доставил к месту назначения 540 т. снарядов и 200 офицеров, направлявшихся на защиту волжской твердыни.
В тяжелом 1944 г., когда объём перевозок значительно превзошёл провозную способность пароходств «Каспфлот» и «Касптанкер», в их составе насчитывалось значительное количество судов, которые показали высокие образцы работы и вошли в число передовых во Всесоюзном социалистическом соревновании. В их числе был экипаж танкера «ВКП (б)», который систематически перевыполнял рейсовые планы. Капитан танкера Ф.Г.Фатуллаев за свою самоотверженную работу заслужил почет и уважение среди моряков Каспия и был награжден орденом Красной Звезды. Этой награды был удостоен весь экипаж танкера в лице капитана Ф.Г. Фатуллаева.
С лета 1942 г. на Северном Кавказе советские морские коммуникации находились под постоянным наблюдением немецко-воздушной разведки. Астраханский морской рейд и Волго-Каспийский канал превратились в арену борьбы кораблей Каспийской военной флотилии и морских транспортных судов с авиацией противника.
26 июля 1942 г. когда над устьем Волги появился первый бомбардировщик, началась жестокая борьба за Волго-Каспийский путь. Отбиваться от атак немецких самолетов, и избегать больших потерь транспортных судов помогало их вооружение. Прицельное бомбометание немецкой авиации лишал артиллерийский и пулеметный огонь моряков. Самолёты противника были вынуждены сбрасывать бомбы с большой высоты и в подавляющем большинстве не попадали в цель.
В 1942 г. вражеские самолеты атаковали 46 судов Каспийского флота, из которых 14 потоплены. При столкновении с противником 57 человек из экипажей каспийских судов погибли, 53 получили ранения. Благодаря мужеству, отваге и мастерству моряков Каспийский транспортный флот в 1943 г. серьезных потерь от ударов немецкой авиации не понес.
Несмотря на то, что одиночные налеты противника продолжались до конца сентября 1943 г., суда продолжали плавать вооруженными до июня 1944 г.
За отличное выполнение экипажами оперативных заданий по перевозке авиабензина и нефтепродуктов, а также войск и боевой техники, за успешное отражение огнем зенитной артиллерии налетов авиации и проявленное при этом мужество на семи судах каспийского флота были установлены мемориальные доски.
Корабль «Тура» в 1942 г. находясь в составе Волжской военной флотилии, сбил три самолета противника, пытавшихся бомбить суда, подвозившие к Сталинграду нефть и боеприпасы. Под конец войны «Тура» был уже в строю кораблей Каспийской флотилии, прикрывая Астраханский морской рейд и Волго-Каспийский канал от авиации и мин противника.
Среди судов экипажи, которых особо отличились в годы Великой Отечественной войны, нельзя не упомянуть судно «Агамалиоглы» и его бесстрашного капитана Али бала Раджабова. Танкер «Агамалиоглы» был замечательным теплоходом, оснащенным по тому времени совершенным оборудованием. Когда «Агамалиоглы» подходил к нефтеналивающему причалу, палуба его оказывалась выше пристани на несколько метров. А, приняв в свои трюмы груз, погружался так, что над водой оставались только одни надст- ройки. На Астраханском рейде его поджидали баржи. Перекачав в них груз, «Агамалиоглы», разворачивался и брал курс в порт приписки.
Танкером командовал известный на Каспии капитан Али бала Раджабов. Под его началом проходили подготовку многие молодые судоводители, ставшие потом опытными моряками.
Когда над страной заполыхало пламя войны с гитлеровской Германией, людям пришлось напрячь все силы. Они делали то, что в мирное время казалось невозможным. Каспийские моряки принимали в трюмы своих судов горючего больше, чем полагалось по нормам. Как и другие суда, «Агамалиоглы» брал дополнительный груз – военную технику, войска. Нефтяной конвейер на линии Баку-Астраханский рейд, звеном в котором был танкер «Агамалиоглы», действовал бесперебойно, хотя фашистские стервятники делали все, чтобы сорвать доставку горючего фронту.
«Агамалиоглы» совершал очередной рейс. 27 октября 1942 г. он прибыл на Астраханский рейд. В его трюмах находилось 10 тысяч тонн бензина. И в это время, когда началась перекачка опасного груза в баржу, появились бомбардировщики. Экипаж судна действовал четко и слаженно. Судно освободилось от тросов, связывающих его с баржой. Танкер то набирал скорость, то сбавлял ее, менял направление движения. Два самолёта, преследуя танкер, обрушили на его палубу шквал огня. От сброшенных двух бомб за кормой танкера взметнулись столбы воды. Но судно продолжало маневрировать, взрыв не повредил гребных винтов.
Немцы не унимались. Они сбросили ещё две бомбы. Судно во время сманеврировало, и смертоносный груз, не разорвавшись, упал между баржой и танкером. Появился третий бомбардировщик. Отделившись от него бомбы, взорвались у борта танкера. Осколки метала, попали в одну из кают. В ней вспыхнуло пламя. Моряки подавили его. А враг продолжал преследование. Вдруг стальное тело танкера метнулось в сторону, одна из бомб попала в среднюю надстройку и капитан судна был ранен.
Далее как пишет капитан А.Б.Раджабов в своей автобиографии: «Судно было подвергнуто бомбёжке, я был ранен осколками в горло и ногу и контужен, лежал в больнице, после выздоровления 10 февраля 1943 года я был назначен капитаном на танкер «Сталин» по 1947 год».
Из автобиографии капитана А.Б. Раджабова видно, что его заслуги перед Родиной были высоко оценены партией и правительством: «За время своей работы в 1936 году за хорошую работу и выполнение плана нефтеперевозок мне было присвоено звание «Героя Труда», затем имею ряд правительственных наград: орден «Трудового Красного Знамени», орден «Ленина», орден «Знак Почета», медаль «За оборону Кавказа, «За победу над Германией», значок «Почётному работнику Морского флота СССР», значок «Центрального ОСВОДА» и много почетных грамот: от Министерства Морского Флота, от Верховного Совета СССР».
Танкер «Агамалиоглы» переживший тяжёлые испытания войны в дальнейшем был возвращен к жизни судоремонтниками завода «Парижская коммуна» и продолжал бороздить беспокойный Каспий, перевозя продукцию, добытую нефтяниками Азербайджана.
В дальнейшем теплоход «Агамалиоглы» был передан Черноморскому пароходству, а о суровых годах войны, через которые прошел теплоход, свидетельствовала укрепленная на нем мемориальная доска.
В целом за 1941-1945 гг. для фронта только одного бензина было перевезено 2393 тыс. т.14. Своим героическим и самоотверженным трудом моряки и портовики Каспия вписали в Историю Великой Отечествен-ной войны немало ярких страниц.
За образцовое выполнение заданий Верховного Коман- дования в период исторической битвы на Волге, и за героизм, проявленный при доставке фронту важного для него горючего, группа моряков Каспия в марте 1943 года была награждена орденами и медалями СССР. Каспийскому пароходству было вручено не вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.
По архивным материалам Музея Истории Азербайджана