Женщины Карабахской войны: Гюльпери Саркарова

Биография Гюльпери Саркаровой не так богата значительными событиями. Родилась в селе Нариманкенд Гобустанского района в 1963 г. в обычной семье. Для помощи семье, после школы устроилась на работу в районный Сбербанк.

Заветным желанием Гюльпери было отправиться на фронт, сражаться против армянских фашистов. Подав заявление в Гобустанский райвоенкомат, Гюльпери оказалась среди гобустанцев, отвозивших помощь для воинских частей в Агдамском районе.

После встречи с воинами земляки вернулись домой, Гюльпери осталась на передовой, изъявив желание участвовать в боевых операциях. Ее долго отговаривали, но она настаивала на своем. В тот же день — 20 февраля, ее зачислили в один из батальонов самообороны Агдама. Гюльпери не забыла заботу командира Ширина Мирзоева. Вначале Гюльпери была связисткой, но всегда хотела непосредственно участвовать в сражениях. На тренировочном полигоне осваивала стрелковое оружие, училась управлять сложной боевой техникой.

Наконец, ее мечта сбылась: она стала бойцом мотострелкового батальона. Командиром части, состоявшей, в основном из добровольцев, был Адалят Зейналов. Комбат родился и вырос в селе Гияслы Агдамского района, жил и работал в Москве. Когда началась война, вернулся в Агдам, собрал местную молодежь и создал боевой отряд. Непреклонные бойцы батальона «Пожиратели железа» (так их прозвали) проявляли доблесть в сражениях вокруг Агдама, велика их заслуга в освобождении от армян населенных пунктов в верхне» части Карабаха. Гюльпери гордилась, что сражается плечом к плечу с такими отважными азербайджанскими парнями.

О чем задумыалась Гюльпери в редкие минуты, когда утихали бои и наступало непродолжительное и одновременно обманчивое затишье? Наверное, вспоминала родителей. В такие дни ее другом и собеседником становился фронтовой дневник, прошедший с нею по огненным тропам Карабахской войны.

Из фронтового дневника Гюльпери: «10 мая 1992 г. Идут ожесточенные бои за Нахичеваник, Аранземин, Пирджамал, Агбулаг. Из-за наличия техники наш батальон в авангарде наступательных операций. В результате кровопролитных сражений удалось овладеть этими селами, отбросить противника на приличное расстояние. Героизм проявили Адалят. Paсул, Рафиг, Шакир, Тофиг…

В качестве трофеев сумели захватить у армян БМП и пушку, взяли в плен вражеского разведчика. К сожалению, подорвался на мине один из наших танков, погиб Шакир Садыхов, ставший первым шехидом из нашей роты. Жаль, что не смогли длительное время удержать под контролем освобожденные села. Что ж, у войны свои законы…

15 мая 1992 г. Во время штурма армянами села Абдал Гюлаблы наша рота показала настоящую доблесть. В отражении атаки отличились все бойцы подразделения. 12-16 июня 1992 г. без потерь продвинулись до села Кичан во время операции Сырхавенд-Кичан.

Отрезав единственнуб дорогу, связывавшую Агдере с селом Ванг. начали укреплять собственные позиции. К сожалению, после массированных армянских бомбежек попали в окружение. Но не сдались врагу, и с боями прорвав окружение, вырвались из леса на дорогу в Газанчи. Спустя 2 дня вместе с боевыми товарищами вернулись в эти места и, проведя разведку, уточнили места расположения армянских вооруженных формирований.»

*****

С августа 1992 г. Гюльпери — боец разведроты полка. Она проявила исключительную храбрость при обороне села Паправенд. Велика заслуга девушки в получении от врага тел русских членов экипажа, сбитого над селом Мануклу азербайджанского вертолета. Гюльпери участвовала в освобождении от противника сел Джанятаг, Гюльятаг, Мехмана, горы Фаррух. Армянский экспедиционный корпус упорно не желал оставить эти стратегически важные населенные пункты.

Рассказывает Гюльпери: «Кровавые схватки 21-22 августа 1992 г. дали результаты. Гюльятаг, Джанятаг и Мехмана очистились от армянских захватчиков. Наша армия установила контроль над горой Фаррух и другими высотами. Ни одна победа не обходится без жертв. Тяжелое ранение получил подорвавшийся на вражеской мине смелый Расул Аллахвердиев, врачи не сумели спасти ему жизнь. Расул был из села Гияслы Агдамского района. После окончания средней школы, жил и работал в Москве. Когда над Родиной сгустились черные тучи, вернулся и записался в один из отрядов самобороны. Стал шехидом в боях за освобождение родной земли.

Карабахская земля окроплена священной кровью шехидов. Если собрать эту кровь, получится большое озеро. Кровь шехидов в лесах и на высотах смыли ливневые дожди, опреснив ими местные водоемы. Оставшиеся без сыновей, несчастные матери у истоков канав с порозовевшей водой рвали на себе волосы. В буквальном смысле слова плакали земля и небо. Разве может сложить оружие человек, наблюдавший эту жуткую картину?»

По книге Земфиры Магеррамли “Карабахская война: сражались и женщины”. Перевод с азербайджанского П. Рустамзаде

Материал – часть серии “Женщины Карабахской войны