Руфат Исламов
Как известно, эллинистической эпохой в истории принято считать период со времени похода Александра Македонского на Восток (334 г. до н.э.) до 30 года до н.э.
В этот период, охватывающий около 300 лет, как в античном мире, так и на Ближнем и Среднем Востоке происходили крупные социально-экономические и политические сдвиги, в странах эллинистического мира и в сопредельных с ними регионах возникли многие города, расширились и стали регулярными международные торговые сношения, носившие ранее спорадический характер.
На огромном пространстве культура греческого мира совмещалась с культурой Востока.
Все эти события оказывали влияние и на страны Южного Кавказа, в том числе и на Кавказскую Албанию. Здесь также возникли города, расширились различные международные связи, по территории Кавказской Албании проходили некоторые тогдашние ветви транзитных торговых путей. Торговля приобрела мировой характер. С конца II века до н.э. систему мировых торговых путей стали называть Великий Шелковый путь.
Кавказская Албания, находившаяся на периферии эллинистического мира, поддерживала тесные культурные, экономические и политические связи со всеми сопредельными странами, и странами эллинистического мира. Об этих связях свидетельствуют многочисленные привозные изделия, найденные во время археологических раскопок на территории Азербайджана.
Эти находки свидетельствуют об уровне развития внутренней и внешней торговли Кавказской Албании. Географическое положение страны также способствовало развитию торговли.
Кавказская Албания находилась на пересечении многочисленных торговых путей того времени. О торговых сношениях народов Кавказа с античным миром мы имеем сведения из произведений Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея и других авторов.
Большое внимание описанию сухопутных и морских путей, связывавших Кавказскую Албанию с другими странами, уделил в своей работе Страбон. На основе сообщений Страбона можно заключить, что караванные пути античной Албании на юге соединялись с древневосточными магистралями, протянувшимися по территории огромного Парфянского царства с запада на восток: От Антиохии и Селевкии на Тигре, с одной стороны, до Маргианы и далее — с другой. Эти пути вели в разные направления.
Внутренние торговые пути соединяли все поселения и города страны, такие как Кабала, Шамахы, Торпаккала, Чола, Байлакан и др.
О высоком уровне внутренней и внешней торговли Албании, наряду со многими археологическими находками, свидетельствуют монеты. Монеты эллинистической эпохи, как в виде кладов, так и в единичных находках находили на всей территории исторической Албании (в Габале, Шамахе, Мингечауре, Барде, Исмаиллинском районе, южном Дагестане).
Рост торговых отношений внутри страны и с соседними странами приводил к все более широкому монетному обращению. Впервые монеты на территории Азербайджана появились, судя по находкам, во времена Александра Македонского. Это были серебряные монеты великого завоевателя, а после его смерти и раздела империи -серебряные монеты эллинистических государств (Селевкии, Парфии, Бактрии, Понтийского царства и др.) и отдельных центров античного мира (Афин, Рима и др.).
Самыми значительными из всех обнаруженных на территории исторической Кавказской Албании являются Хыныслинский (1958 г.) и Габалинский (1966 г.) клады, зарытые соответственно в середине I и 20-ых годов II вв. до н. э.
Хыныслинский клад, найденный на месте античного городища, в двух километрах от города Шамахы, включал в себя около 300 серебряных монет, наиболее ранние из которых относятся к царю Фракии Лисимаху (323 — 281 гг. до н.э.). Кроме того, в кладе представлены монеты царей Вифинии Никомеда II (149 — 91 гг. до н. э.) и Никомеда III (91 -74 гг. до н.э.), селевкидских царей Антиоха IV (175 — 164 гг. до н.э.), Деметрия I (162 — 150 гг. до н.э.), Александра I (150 — 145 гг. до н.э.), Антиоха VII (138 — 129 гг. до н.э.), царя Понта Митридата VI (121 — 63 гг. до н.э.), парфянские драхмы Фраата I (176 — 171 гг. до н.э.), Митридата II (123 — 88 гг. до н.э.), Артабана II (88 — 77 гг. до н.э.), Фраата III (70 — 57 гг. до н.э.) и др., а также римский денарий 82 г. до н.э.
Более семидесяти монет данного клада представляют собой подражания селевкидским и македонским драхмам.
В 1966 году в насыпи одного кургана эпохи ранней бронзы близ селения Чухур — Габала был выявлен крупный клад серебряных монет (около 700 монет). Наряду с монетами царей Фракии, Селевкии, Парфии, клад содержал в себе тетрадрахмы бактрийских царей Диодота (250— 247 гг. до н.э.) и Евкратида (169 — 159 гг. до н.э.).
Наиболее ранними монетами в этом кладе являются драхмы Александра Македонского, а наиболее поздними селевкидские тетрадрахмы Антиоха VII (138 — 129гг. до н.э.)
Хыныслинский и Габалинские клады представляют большую ценность в виду обнаружения в них большого количества монет местного производства (особенно в Габалинском кладе). Для монет — подражаний этих кладов характерны различного рода дефекты, неразборчивые надписи, неправильное расположение изображения на оборотной стороне и тд. Монеты в основном копируют драхмы и тетрадрахмы Александра Македонского.
В вопросе изучения чеканки и распространения монет местного производства важную роль играет также монетный клад, найденный в 1972 году вблизи селения Нюиди Ахсуинского района Азербайджанской Республики. Клад состоял целиком из 36 местных монет (подражаний).
Хыныслинский, Габалинский и Нюидинский монетные клады не являются бессистемными. Согласно А. М. Раджабли данные клады составляли единый треугольник, расположенный недалеко от водного торгового пути того времени между Черным и Каспийским морями. В этом же направлении были сосредоточены крупные политические, экономические и культурные центры Кавказской Албании -Габала и Шамахы.
Монетные находки, особенно габалинские позволяют заключить, что, начиная с III века до н.э. на территории Кавказской Албании была организована чеканка монет, которые постепенно, наряду с привозными монетами играли важную роль в товарно-денежном обращении государства с другими странами. Организация местного чекана, монеты которого получили широкое распространение, свидетельствует о высоком уровне развития экономики Кавказской Албании в эллинистическую эпоху.
Именно в это время Кавказская Албания включается в систему мировой экономики, объединившую многие государства. Эллинизм дал резкий толчок к развитию градостроительства в Кавказской Албании.
Наивысшего подъема достигла экономика государства. Являясь связующим звеном в системе караванных путей того времени, Кавказская Албания получила реальную возможность контактировать со многими странами эллинистического мира. Наряду с традиционными партнерами, коими являлись сопредельные страны, Кавказская Албания установила прочные торгово-экономические связи с Римом, Парфией, Селевкией, Греко — Бактрийским царством и многими другими странами.
Интенсивное развитие экономики страны привело к возникновению денежного обращения внутри государства. Клады монет, найденные во время археологических раскопок в различных частях Азербайджана, рисуют яркую картину товарно-денежных отношений Кавказской Албании с государствами эллинистического мира.
Нехватка денежных средств вызвала острую потребность в организации местного чекана, монеты которого широко использовались наряду с привозными. Бурное развитие различных областей хозяйственной жизни страны вывело Кавказскую Албанию в число важнейших политических, эконо-мических и культурных центров Кавказа эллинистической эпохи.
По материалам Музея Истории Азербайджана