Судьба Шемахи: как землетрясения повлияли на градостроительство и статус города


С.Рустамова-Тогиди

Город Шемаха, долгие годы являвшийся столицей государства Ширваншахов, а в последующие годы одним из главным историко- политических и культурных центров этого края, находился в центре того большого караванного пути, где с древнейших времен скрещивались политические интересы сменявших друг друга племен, династий, государств.

Бесчисленные нашествия, войны и сражения, происходившие на территории Ширвана и длившиеся десятилетиями, а порой даже столетиями, бывали столь разрушительными и истребительными, что часто влекли за собой массовую гибель сотен тысяч людей, угон оседлого, в первую очередь автохтонного городского населения в другие края, оказывая существенное влияние на число и состав его жителей.

Неоднократно подвергавшаяся сложным военно-политическим испытаниям, Шемаха имела чрезвычайно трагическую историческую судьбу. Расположенная в зоне высокой сейсмичности г. Шемаха из-за частых землетрясений неоднократно оказывалась полностью или частично разрушенной, а тысячи ее жителей погребенными под развалинами.

Первые, наиболее подробные сведения о землетрясении, оказавшемся не только сильно разрушительным для Шемахи, но, и повлиявшим на последующие исторические события в политической судьбе этого города, относятся к XII в. Во второй половине правления Манучехра III Ширван был одним из наиболее значительных государств Кавказа, что отражалось на развитии его столицы Шемахи, превратившейся в один из самых значительных в ремесленно-торговом отношении городов региона, расположенных на больших караванных дорогах. Однако, к концу правления ширваншаха Ахситана (1164–1196) Ширван начинают постигать неудачи – он терпит большие бедствия от нападения с юга и от воздействия разрушительных сил природы.

В конце ХII в. (1192 г.) Шемаха подвергается еще одному испытанию – землетрясению – на этот раз природному бедствию, которое будет сопровождать этот город уже в течение веков. Один из придворных грузинского царя так описывал это стихийное бедствие: «…от сотрясения (земли) поколебались и разрушились стены и твердыни города Шемахи, исчезли все бывшие в ней, погибли, между прочим, жена и дети Ширванши…»

Во время этого землетрясения, основательно разрушившего Шемаху, погибло очень много народа, в том числе вся семья ширваншаха Ахситана I: его жена, сын и наследник Минучихр, все дочери. Землетрясение осложнило политическое положение в Ширване, и ширваншаху приходилось уступать своим сильным соседям для сохранения своего положения. Из-за гибели наследника после Ахситана I Ширваном стали править его братья.

И, наконец, в это время происходит первое изменение в статусе города. Именно после разрушения столицы г. Шемахи ширваншах Ахситан I впервые переносит свою резиденцию в Баку, тем самым заложив традицию для дальнейшего переноса столицы в этот хорошо укрепленный город на берегу Каспийского моря.

Сильнейшее землетрясение 1192 года стало большой трагедией не только для города Шемаха, но и всего государства Ширваншахов. Город и оборонительные сооружения были основательно разрушены, что крайне осложнило положение в Ширване. Для сохранения независимости ширваншаху приходилось уступать сильным соседям. Так, во время вторжения Ильдегиза Абубекра в Ширван в 1194 г. ширваншах Ахситан смог изгнать его только с помощью грузинской царицы и ее полководца Давида Самсона.

В ХVIII в. Шемаха испытала три сильных землетрясения – в 1607, 1967 и 1669 гг., но, наиболее катастрофичным стало землетрясение в ноябре 1667 г. Как писал голландец-путешественник Ян Стрейс, оно продолжалось 3 месяца и унесло жизни более «80 тысяч мужчин, способных носить оружие, не считая женщин, детей и рабов».

Бедствие поразило не только Шемаху, но и ее окрестности.

 «Непоколебимые горы и твердые скалы разверзлись, и целые местечки и деревни рухнули и провалились в зияющие трещины. Мы видели вершины гор, обрушившиеся в долины, и погребенные под ними деревни с их жителями и скотом. Даже проезжие дороги были настолько разрушены и перевернуты, что караванам часто приходилось идти кружным путем, ибо прямая дорога была испорчена и непроходима» – писал Я.Стрейс.

Весьма примечательными в свидетельствах Яна Стрейса, посетившего Шемаху через некоторое время, являются его впечатления о шемахинцах, стремившихся снова отстроить свои дома, разрушенные и обвалившиеся при землетрясении в 1667 г.

Он писал: «Меня больше всего удивило, что город этот заново отстроен, хотя не прошло и трех лет, как он был опустошен и разрушен до основания. В этой стране часто бывает землетрясение, и в течение года, проведенного там, землетрясение было несколько раз; больше того, его чувствовали три раза на день».

Не менее трагически для населения Шемахи и окрестных селений начинался XIX век. В 1806 г. землетрясением была разрушена Шемахинская крепость, о чем поведал великий шемахинский писатель и путешественник Гаджи Зейналабдин Ширвани в своем произведении «Рияз ас-сияхе».

Жан-Пьер Муане. Вид на Шемаху (1858 г.)

Более же подробно о бесчисленных разрушениях и страданиях, причиненных этим и последующими землетрясениями городу и населению Шемахи, написал русский литератор-публицист Петр Басихин, составивший своеобразный обзор на эту тему: В 1828 г. 9 и 28 июля в результате очередного землетрясения в Шемахе было разрушено 247 домов и 30 лавок, а в окружающих селениях до 300 домов, около с. Сагиан была образована трещина, из которой поднимался огонь и выбрасывались вулканические извержения.

В 1847 г. 28–29 января и 2 февраля, и в следующем 1848 г. 7 и 12 сентября шемахинцы вновь по несколько раз почувствовали колебания земли, иногда с подземным гулом и последующими повреждениями зданий. Колебание почвы продолжалось до конца года.

В 1859 г. в Шемахе, в то время административном центре Шемахинской губернии, было несколько сильных землетрясений, но наиболее разрушительное случилось 30 мая: в 4 часа дня послышался сильный удар, которым было повреждено и разрушено до 3.250 различных зданий, в том числе почти все административные постройки. В разрушившемся до основания городе погибло несколько тысяч людей.

Именно после этого землетрясения правитель края фельдмаршал князь Барятинский принял историческое решение о переносе центра губернии из Шемахи в Баку, была образована Бакинская губерния вместо Шемахинской, а Шемаха стала уездным городом. Безусловно, стихийное бедствие, обрушившееся на Шемаху, было не единственной причиной изменения ее административного положения. Развитие нефтедобычи на Апшеронском полуострове, наличие моря и порта и ряд др. факторов выдвинули Баку на ведущее место среди городов Азербайджана.

Однако продолжающиеся в последующие годы колебания земли и землетрясения еще раз подтвердили верность принятого русскими властями решения.

В 1872 г. 16 января, в 10 часов утра сильное землетрясение, продолжавшееся всего 43 секунды, вновь нарушило мирную жизнь шемахинцев. Погибло – 118 человек, 44 – было ранено. У Джума-мечети отпала облицовка, русская церковь дала трещину, армянская церковь обрушилась, а под обрушившейся армяно-лютеранской молельней было задавлено 18 человек, большая часть домов и лавок была повреждена или разрушена. 6 февраля того же года, с утра до ночи в городе были небольшие колебания земли, причем первое, продолжавшееся шесть секунд, было довольно чувствительным.

В 1896 г., 21 августа, в 3 часа пополудни, в Шемахе и в окрестных селениях произошло еще одно сильное землетрясение, которое продолжалось около 15 секунд, но произвело большие разрушения: казармы, лазарет, тюрьма, телеграфная станция были разрушены, были повреждены также много жилых домов, в том числе в молоканской и армянской части города. В сел. Джабани разрушено было 15 домов, а в сел. Сунди, находящемся в 15 верстах от Шемахи, все дома были разрушены и ушиблены 2 человека. На другой день и в последующие дни до 27 августа в городе было замечено тринадцать легких колебаний почвы.

Кроме описанных П.Басихиным событий, землетрясения в Шемахе произошли также в 1824 и 1869 годах. Несмотря на обрушившиеся на них невзгоды и трудности, жители Шемахи, пережив трагические дни, после каждого землетрясения вновь восстанавливали свой город, свои дома, культовые, гражданские и торговые строения, хозяйства и сады, приводили в порядок кладбища и т.д.

Частые землетрясения в Шемахе не раз становились объектом исследования русских специалистов и инженеров. После землетрясения 1859 г. известный в те годы ученый Абих предсказал, что этот город возможно рано или поздно будет уничтожен полностью. Мрачное пророчество ученого почти сбылось в январе 1902 года.

13 февраля (30 января по юлианскому календарю) 1902 г. в 12 часов 50 минут пополудни в Шемахе под землей послышался зловещий гул, и вслед за ним раздался мощный удар. Последовало несколько толчков, грохот, треск, и через несколько секунд город превратился в груду развалин. Это было самым сильным землетрясением за всю историю Шемахи. Был разрушен почти весь город и погребено под его развалинами свыше 3,000 жертв. Около 4,000 домов было разрушено.

Поразившее своими масштабами это трагическое событие освещалось прессой не только Баку и Кавказа, но многих городов России, и даже Америки. В телеграммах «Новостей дня», газетах Баку, Тифлиса, Петербурга, Москвы, Ашхабада говорилось о том, что:

– «город совершенно разрушен землетрясением… Очень много человеческих жертв. Разрушены церковь, мечети, казармы и казначейство, повреждены тюрьма и уездное управление. 25 000 человек остались без крова и хлеба»;

– «В Шемахе землетрясение продолжается и мешает производить раскопки. Под развалинами полагается еще несколько сот человек. Погибло много женщин, находившихся в момент удара более чем в десяти банях города»;

– «…Кто может и еще имеет силы – в панике покидают фактически уже не существующий город. И уже дает о себе знать зловещее – по городу пополз трупный запах. Мертвые начинают грозить живым, они требуют погребения»;

– «Сама природа – против злосчастной столицы Ширвана – туман, холод, дожди, снегопад, люди замерзают в палатках…»; – «На днях при раскопках бани найдено 5 женских трупов. Несчастные укрылись при катастрофе под сохранившийся свод, и никаких ушибов и повреждений на трупах не обнаружено. Врачами констатировано, что они погибли от голодной смерти… Население высказывает сожаление, что сделано было распоряжение о приостановке раскопок».

Газета «New York Times» от 18 февраля 1902 г.: «Лишь постепенно достигают Баку подробности произошедшего на прошлой неделе землетрясения в Шемахе, находящейся в 70 милях отсюда; более 2000 человек, в основном женщины и дети, погибли, 4000 домов разрушено. … Около деревни Маразы, к востоку от Шемахи, началось извержение вулкана, неся еще больше ужаса окрестностям».

Вырезка из Нью-Йорк Таймс. 1902 г.

Землетрясение поразило не только город. В 126 селениях Шемахинского уезда было разрушено более трех тысяч жилых домов, сорок мечетей, двенадцать церквей и множество хозяйственных построек. Оставшиеся без крова шемахинцы разбрелись по городам и селениям других уездов, большинство из них нашло убежище в Баку, заселив нагорную часть города.

После землетрясения 1902 г. власти приступили к изучению причин и последствий этой катастрофы. Собранныематериалы были позднее переданы В.Н.Веберу, который проводил наиболее детальные полевые наблюдения. Независимо от этих исследований в эпицентральной области летом того же года работал известный русский геолог, специалист по землетрясениям К.И.Богданович.

Когда были выяснены основные две причины огромных разрушений и жертв – расположение города на рыхлых, обводненных грунтах и ненадежность местного традиционного строительства (использование местного камня на слабом глинистом растворе и тяжелая плоская крыша), встал вопрос: восстанавливать ли город на прежнем месте или перенести на новое, сейсмически более безопасное? И тут шемахинцы – местное мусульманское население – решительно воспротивились переносу города.

Уверения властей о нецелесообразности сохранения города на старом месте, кроме прочего, даже по экономическим соображениям – Шемаха после землетрясений 1859 г. потеряла статус губернского города и перекрестка торговых путей – не возымели действия. Привязанность коренного мусульманского населения к родным местам, могилам предков, и вообще вековым традициям хотя и была признана, но не всегда понималась представителями других национальностей.

В 1902 году инженер К.И.Хатилов уныло восклицал: «Шемаха опять отстроится, жизнь в ней опять войдет в нормальную колею, ужасы бедствия мало- помалу изгладятся из памяти ее обитателей, и так до нового землетрясения, которое, несомненно, опять посетит Шемаху и опять вызовет ужасы, которые шемахинцы пережили…».

И это мрачное пророчество также сбылось через 16 лет: шемахинцы пережили новые ужасы, но, не идущие ни в какое сравнение с 1902 годом и, отнюдь, не уже не из-за землетрясения.

За отпущенные местному мусульманскому населению эти годы город был заново восстановлен, переехавшие в Баку и другие города и селения шемахинцы стали возвращаться в родные места.

Восстановлению города помогало как правительство, так и имущие слои общества, особенно азербайджанского. В российской прессе тех лет есть сообщения о том, что бакинский губернатор, генерал-майор Одинцов, прибыв вскоре в Шемаху, обошел весь разрушенный город, подбадривая каждого горожанина. В это же время в городе работали 5 мусульманских комиссий – для помощи пострадавшим, медицинская, по переселению и поиску, строительная и комитет интеллигенции – (Жур. «Нива» (Петербург), 23 апреля 1902 г.).

Выделенные государством и собранные населением деньги шли в основном на восстановление городских служб, зданий, мостов, водопровода, и т.д., небольшие суммы выделялись также беднейшим слоям общества, не имеющим никаких средств для построения новых жилищ. Горожанам предлагалось построить деревянные дома, более устойчивые и менее опасные во время землетрясения. Однако после нескольких пожаров, уничтоживших полностью такие жилища из-за нехватки воды и отсутствия водопровода в Нижней части города, от этих построений отказались(Газета «Тезе хаят» (Баку), 1908 г.).

В эти же годы было заново застроено отделение «Пиран- Ширван», занимающее верхний склон мусульманской или Нижней части города. Отделение это, носящее название древнейшей святыни, состояло из нескольких улиц, с добротно и прочно построенными из белого камня собственными домами богатой азербайджанской шемахинской знати. Были восстановлены разрушенные землетрясением все квартальные мечети, а для капитальной реконструкции Джума-мечети были собраны пожертвования меценатов и был создан специальный комитет.

Проект реконструкции был первоначально поручен азербайджанскому архитектору Зивербеку Ахмедбекову, уроженцу города Шемаха, затем продолжил работу известный архитектор Иосиф Плошко. 5 июня 1906 г. состоялось торжественная закладка восстановительных работ в «Джума- мечети».

В этии же годы полностью была заселена и Нижняя часть города, состоящая из средних и бедных слоев мусульманского общества. После землетрясения в 1902 году по обеим сторонам шоссейной дороги, ведущей в город, был построен поселок, называемый «Новой частью» города, населенный исключительно мусульманами.

Выше «Новой части» находился «Военный поселок», состоящий из военной церкви, казарм, лазарета с квартирой для врача, дома, в котором жил начальник местной команды, и других построек. По всему городу открылись новые торговые объекты, склады, фабрики, ремесленные мастерские, большие магазины и т.д. Был восстановлен Большой Базар на Гюрджибазарной улице.

Возрождение новой жизни в городе заметно отразилось и на численности его населения, которое под влиянием множества факторов – политических, миграционных, природных катаклизмов, вроде землетрясения, эпидемии, голода, и т.д. с начала ХIХ в. неоднократно менялось.

Здесь необходимо отметить, что в первой трети ХIХ в., ознаменовавшаяся несколькими войнами, значительным изменениям подверглась этнодемографическая ситуация не только г.Шемахи или Шемахинского уезда, но и всего Азербайджана и Закавказья.

Историко-этнографическое и экономико-статистическое изучение Закавказского края русскими властями началось только на рубеже 20–30-х годов ХIХ в. и достигло значительных результатов уже в 40–50-х годах. Так, согласно источникам по истории демографического учета городов Закавказья, в Шемахе в 1842 г. проживало 16,273 человек, в 1843 г. – 18,716, 1856 г. – 20,433 человек, таким образом, прирост населения с 1842 по 1856 г. составил 25,6.

Следует отметить, что в 1856 г. Шемаха вместе с Тифлисом сохраняла лидирующее положение в первой пятерке городов, не имевшее себе аналогов на Кавказе.

1902. Землетрясение в Шемахе. Журнал Нива. Фото бакинского фотографа Ю.Зелинского

В 1842–1843 гг. численность жителей гор. Шемахи по вероисповеданию составляла следующую картину: мусульмане – 15.602 чел. – 84,6 %; христиане (армяне) – 2759 чел.- 18,2 %; раскольники – 73 чел. – 0,3 %. Итого: 18.434 человек. Евреи в это время в городе не проживали.

Так, в целом население Шемахи составляли дворяне и чиновники, духовенство, купечество и мелкие торговцы, ремесленники, крестьянство, военные, а также небольшое число городской интеллигенции – учителя, врачи, мелкие служащие и др.

Такое соотношение этнического состава населения Шемахи, с несущественными изменениями, сохранялось все последующие годы, независимо от роста или уменьшения населения города, которое в 1872 г. составляло 24,503 чел.; 1897 г. – 20,007 чел.; 1904 – 22,206 чел. Последняя цифра свидетельствует, что уже через 2 года после разрушительного землетрясения число жителей Шемахи достигло прежнего уровня.

Как уже упоминалось, впереди Шемаху ожидали трагические события 1918 года, когда город Шемаха, как и Баку, а затем и 110 селений Шемахинского уезда подверглись погромам, а жители-азербайджанцы массовому истреблению со стороны вооруженных формирований армянских националистов.

Так, накануне этих событий, когда напряженность в обществе, как в азербайджанском, так и в армянском, не спадала, простые армяне, более осведомленные о планах своих соплеменников, так или иначе проговаривались, а иногда и открыто предупреждали своих знакомых азербайджанцев.

Так, шемахинец Мамед Али бек Вейсов свидетельствовал: «В первых числах марта был я у шемахинца парикмахера Ованеса, во время разговора с ним он мне сказал, что, ложась спать он молится Богу, чтобы Он скорее послал землетрясение для Шемахи. Я стал упрекать его за это. Тогда он объяснил мне, что Шемаху ожидает другое, более страшное, чем бывшее землетрясение».

Трагические события, начавшиеся в марте 1918 г. в городе Шемахе и селениях Шемахинского уезда, подтвердили опасения и предупреждения шемахинца-армянина.

Сам город Шемаха, был полностью разрушен и сожжен до основания, со всеми жилыми кварталами и 13 мечетями. Среди последних была и гордость не только шемахинцев, но и всех мусульман Кавказа – Джума-мечеть, пятничная соборная мечеть которая была самым древним исламским памятником зодчества, самой ранней мечетью на Кавказе после Дербентской соборной пятничной мечети, построенной в 734 году.

После сильнейшего землетрясения в 1902 году, уничтожившего и повредившего многие сооружения Шемахи, реконструкция Джума-мечеть началась в числе первых восстановительных работ и завершилась в 1906 г.

Но всего через 12 лет после ее открытия, в 1918 году Джума-мечеть снова пострадала. Но в этот раз уже при пожаре, учиненном вооруженными отрядами армянской партии «Дашнакцутюн», атака которой на Шемаху началась почти одновременно с кровавыми событиями в Баку. В результате пожара армянами были заживо сожжены более тысячи местных жителей – в основном, женщин, детей и стариков, пытавшихся найти в мечети убежище. Были также уничтожены раритетные манускрипты и книги.

Кроме мечетей, были разгромлены и сожжены все гражданские объекты города, разграблено и уничтожено имущество, принадлежащее азербайджанскому населению. С марта по июль 1918 г. погромам подверглись 110 азербайджанских селений      Шемахинского уезда, разрушены и сожжены дома и хозяйства, мечети, гражданские объекты, сады, посевы и т.д.

Весьма примечательно, что все эти разрушения и многочисленные факты массовой гибели людей ассоциировались в сознании шемахинцев именно землетрясением.

Так, житель Шемахи Баба Гаджи Молла Кани оглы Зейналов, которому удалось спастись бегством во время этих событий, но потерявший почти всю свою родню, в своих свидетельских показаниях указывал: «Я видел в Шемахе разные землетрясения, которые разрушали наш город. Но разрушение, произведенное в городе армянами, превзошли все виденные мною землетрясения в Шемахе. От 15 тысяч мусульман едва ли осталось 5 тысяч, а все остальные погибли».

Остается добавить, после кровавых событий 1918 г., город Шемаха уже окончательно потерял свой исторически сложившийся статус как административно-экономический и общественно- культурный центр всего Ширванского региона. Полное уничтожение города Шемахи, сопровождаемое гибелью нескольких тысяч жителей-мусульман, и бегством остальных, выделяло этот город даже из числа подвергшихся погромам других населенных азербайджанцами пунктов.

Большинство его жителей переехали в Баку и уже не вернулись в полностью разрушенный город. А последующая советизация Азербайджана и вовсе изменила как административно- территориальный статус, так и социально-политический состав этого города.

Для сравнения: если в 1916 г. в г. Шемахе проживало 27,752 жителей, из них – 21,127 мусульманское население (Кавказский календарь на 1917 г.), то в 1921 г. численность всего населения города Шемахи составляло всего 1,700 человек (Жур. «Новый Восток», 1922).

Таким образом, землетрясение – как природное явление, вошло в историю Шемахи – как один из факторов, повлиявших в разные исторические периоды на общее политико-экономическое и социально-культурное положение этого азербайджанского города.

Землетрясение оказало решающее влияние на статус города. Весьма примечательно, что землетрясение также укоренилось в сознание шемахинцев как нечто большее чем просто природное явление. И неслучайно, что азербайджанские погромы в марте- апреле 1918 г. в Шемахе, ассоциировались жителями этого города именно с землетрясением.

По материалам науч. конференции “Путешествие из современного Азербайджана в историческое государство Ширваншахов”

*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип - мера против несанкционированного использования.