Произведения М.Ф.Ахундова на советской сцене (1920е-1950е гг.)

Установление советской власти в Азербайджане дало театру нового зрителя, и театральное искусство стало быстро возрождаться. Новые идейные требования, предъявленные к искусству, потребовали пересмотра всего репертуара. Становление нового идейного репертуара происходило в упорной борьбе со сторонниками всякого рода течений.

13 ноября 1920 г. Наркомпрос принял постановление об образовании особой комиссии по восстановлению помещений бывшего театра Тагиева и дома бывшего Мусульманского благотворительного общества «Исмаилие». Были начаты строительные работы по восстановлению сгоревшего Тагиевского театра, которые велись в неимоверно тяжелых условиях.

Временно, азербайджанская драма, также как и опера показывали спектакли в Маиловском театре.

Репертуарная комиссия под руководством Р.Тахмасиба при ближайшем участии режиссера Аббаса Мирзы Шарифзаде, заведующего литературной частью Гусейн Джавида и дирижера Уз.Гаджибекова вела постоянную кропотливую работу над созданием оригинального репертуара.

По-прежнему, основное место, в нем занимали комедии М.Ф.Ахундова – “Визирь Ленкоранского ханства”, “Гаджи Кара” и “Молла Ибрагим Халил алхимик”, “Мертвецы” Дж.Мамедкулизаде, “Несчастный юноша” А.Ахвердиева и другие. Так, например, 11 февраля 1921 г. была показана комедия «Визирь Сарабского ханства» в постановке режиссера Сидги Рухуллы.

Разумеется, театр усиленно работал и над созданием спектаклей из репертуара русской и западноевропейской драматургии. 17 ноября 1922 г. азербайджанская драматическая труппа дебютировала в новом помещении. В день открытия, оставаясь, верным принципам реалистического искусства, театр показал комедию «Гаджи Кара». Хлынувший в зал новый зритель бурно реагировал на все, что происходило на сцене, аплодировал искусству любимых актеров.

Начиная с этого времени комедии М.Ф.Ахундова прочно заняли ведущее место в репертуаре азербайджанского советского театра.

В постановке произведений М.Ф.Ахундова на сцене в первое десятилетие после установления Советской власти немалая роль принадлежала театру нового типа — «Сатирагиту», который пропагандировал новое политическое воспитание народных масс Азербайджана.

Помощь театру оказала драматургия М.Ф.Ахундова и в проводившейся антирелигиозной кампании. Такие пьесы как «Молла Ибрагим Халил алхимик», «Дервиш Мастали-шах, знаменитный колдун» подвергали жесточайшей критике устои старого мира и служителей религии.

В начале 1923 г. была проведена большая работа по подготовке к 50-летнему юбилею театра. В числе юбилейных мероприятий существенное место занимали и ахундовские спектакли.

30 января 1923 г. Государственный театр показал комедию «Гаджи Кара» в постановке режиссера А.М.Шарифзаде. 26 февраля был показан «Визирь Сарабского ханства» (режиссер Сидги Рухулла), который в последующие сезоны занял видное место в репертуаре театра.

В азербайджанском «Сатирагите» в юбилейный год главный режиссер А.Иванов подготовил постановку двух комедий – «Гаджи Кара» (премьера 11 октября) и «Визирь Сарабского ханства» (премьера 21 октября). Эти спектакли и другие мероприятия, приуроченные к юбилею, подчеркивали то, что театр, приобретал все большее общественное значение.

23 октября 1924 г. азербайджанский театр открыл сезон комедией М.Ф.Ахундова, впервые осуществив постановку пьесы «Молла Ибрагим Халил алхимик».

Теперь, когда опера была отделена от драмы, особенно остро ощущалась нужда в режиссерских кадрах, художниках и других работниках сцены.

Осенью 1924 г. из Тифлисского азербайджанского театра был приглашен режиссер А.Туганов, который занял пост главного режиссера и заведующего художественной частью. Вместе с Тугановым в состав театра вошел ряд ведущих актеров Тифлисского театра (Али Курбанов, М.Санани, Гамэр Топурия, а позже — Ульви Раджаб). Были приглашены из «Сатирагита» Фатьма ханум, Мафура Ермакова и другие.

А.Туганов принял некоторые меры по улучшению репертуара. Уделяя особое внимание драматургии, он осуществил постановку таких произведений как «На дне» (1925), «Гамлет» (1926) и других.

Одной из первых постановок А.Туганова из азербайджанского репертуара была комедия М. Ф. Ахундова «Молла Ибрагим Халил алхимик». Спектакль был встречен в общем благожелательно, хотя в постановке был присущ ряд недостатков того времени, сказалось неглубокое освоение материала пьесы с ее национальным своеобразием.

25 октября 1925 г. в театре идет премьера «Визирь Сарабского ханства» (режиссер М.С.Кирманшахлы), а 8 февраля 1926 г. комедия «Гаджи Кара» (режиссер А.Туганов). В течение этого сезона повторно шли спектакли «Молла Ибрагим Халил алхимик», «Гаджи Кара», «Визирь Сарабского ханства».

Успехи и неудачи, имевшие место в работе театра, были закономерны, ибо коллектив его искал в то время новые решения и формы для создания искусства нового общества. И неудивительно, что путь театра к достижению поставленной цели был тернист.

В 1928 г. театры Азербайджана готовились отметить 50-летие со дня смерти М.Ф.Ахундова. Академический и Рабочий театры и другие творческие коллективы готовили новые спектакли к юбилейным дням.

В октябре 1928 г. в Тюркском рабочем театре состоялась премьера комедии «Молла Ибрагим Халил алхимик», а 15 марта 1929 г. театр торжественно отметил юбилей М.Ф.Ахундова. Драматург А.Ахвердиёв перед спектаклем сделал обстоятельный и интересный доклад о жизни и творчестве М.Ф.Ахундова, подчеркивая его выдающуюся роль в зарождении и становлении театра на мульманском Востоке.

Была показана комедия «Дервиш Мастали-шах, знаменитый колдун, и Мусье Жордан ботаник» (режиссер А.Иванов). Художественный театр, переименованный в 1929 г. в Художественный академический театр, к этим дням подготовил бессмертную комедию «Гаджи Кара» (режиссер А.Туганов).

Художественное оформление спектакля было поручено молодому художнику Р.Мустафаеву. Стены двух домов были установлены на небольших кругах где и происходило действие. На протяжении спектакля эти площадки поочередно становились домом Гаджи Кара, его лавкой, комнатой пристава, улицей перед домом и т.д. На переднем плане виднелись три голые деревца. В финале спектакля по краям сцены появлялись две сторожевые будки.

Однако ни интересное решение отдельных сцен, ни старания молодых актеров не дали желаемого результата. Решенный в гротесковом плане Гаджи Кара, придурковатый Карамали, появлявшийся в одной из сцен на деревянной лошади, переодевание героев и беков вместо традиционных высоких папах в низкие, крик и шум, производимые на сцене женой Гаджи Кара — Тукез, не были новшествами в сценической биографии комедий Ахундова.

Стремление оригинально использовать сценическое пространство, увлечение модным в то время конструктивизмом лишило комедию ее этического начала. Образы, трактованные в плане фарса, были далеки от жизненной правды.

Так, попытка А.Туганова в течение двух сезонов решить «ахундовскую проблему», то есть проблему реалистического воплощения на сцене произведений великого драматурга не увенчалась успехом. Наоборот, эта попытка выявила недостаточную подготовленность как самого режиссера, так и молодых исполнителей для большой и серьезной работы над драматургией М.Ф.Ахундова.

В 1930 г. Художественный академический театр, приняв участие во Всесоюзной олимпиаде театров народов СССР, вывез в Москву семь спектаклей, различных по характеру и уровню; в числе их был и «Гаджи Кара».

К этим же годам относится попытка освоения наследия великого драматурга кинематографистами Азербайджана. Этот первый шаг в кинематографе принадлежал также деятелям театра — драматургу Дж.Джаббарлы и актеру А.М.Шарифзаде. Кроме них, в постановочную труппу фильма «Гаджи Кара» вошли И.Тартаковский, художник А.Гончарский, помощник режиссера А. Р. Кулиев.

9 марта 1929 г. «Гаджи Кара», фильм в шести частях, вышел на всесоюзный экран. Экранизация требовала большой и углубленной работы над прозведением. Дж.Джаббарлы, работая над сценарием, сделал очень большие изменения, в результате чего сценарий фильма, хотя и написанный на основе комедии, был далек от первоисточника. Сохранив общую сюжетную линию, Дж.Джаббарлы добавил много новых образов, изменилось общественное положение действующих лиц комедии и их взаимоотношения.

Разумеется, картина не могла не вызвать оживленных споров. Сравнивая комедию с фильмом, критики обрушились на последний – правильнее было бы рассматривать фильм как самостоятельное произведение. Видимо, сценарист и режиссер, переделывая комедию, стремились максимально насытить сценарий современностью и заострить внимание на событиях, характерных для классовой обстановки дореволюционной азербайджанской деревни.

В 1931 г. в Баку было широко отмечено Десятилетие Тюркского рабочего театра. В юбилейные дни, в числе лучших постановок театра за 10 лет, был показан зрителям «Дервиш Мастали-шах».

Юбилейная афиша “Гаджи Кара”. Баку, 1923 г.

18 января 1932 г. состоялась премьера комедии «Гаджи Кара» в Художественном театре в постановке А.Г.Рзаева и в художественном оформлении Р.Мустафаева. 15 февраля спектакль прошел с участием певца Бюль-Бюля. В течение февраля месяца «Гаджи Кара» был показан еще несколько раз, причем 28 февраля в Сураханах во Дворце труда.

В сезоне 1932/33 г. «Гаджи Кара» был поставлен в рабочем театре режиссерами Р.Дараблы, Дж.Джаббарлы и А.Шафи. Художественное оформление спектакля выполнил Р. Мустафаев. Художественный театр тоже, в этом же сезоне, показал комедию М.Ф.Ахундова в постановке С.Майорова и оформлении художничка С.Ефименко, пригласив их из русского рабочего театра.

В сезоне 1935/36 г. режиссер художественного театра Рза Дараблы (ему помогал Ш.Бадалбейли) вновь вернулся к комедии «Гаджи Кара». По существу это была старая постановка, но в новом художественном оформлении.

Режиссерское решение ряда сцен и толкование образов вызвало резкие возражения. Режиссеру Р.Дараблы хотелось ярче воссоздать жизнь Азербайджана 1830-х годов, и он проделал в этом плане определенную работу над комедией, лишив ее, однако, присущего ей высокого обличительного пафоса. Сам того не сознавая, Р.Дараблы упростил конфликт, лишив события, происходящие на сцене, остроты.

Увлечение второстепенными деталями, оживление на подмостках формалистических тенденций привело к тому, что идея произведения социально не прозвучала.

Работа над ахундовской драматургией в 1930-е годы и особенно над «Гаджи Кара» ясно показывала, что театр и некоторые режиссеры неправильно читали комедию или же делали слишком большой акцент на сатирическую сторону произведения, что нередко приводило к вульгаризации идейного смысла комедии. Последние работы театра показывали, что с постановкой классики и особенно национальной классики, не все обстоит благополучно, и поэтому перед театром стала неотложная задача — достигнуть высокого художественного уровня в создаваемых спектаклях, в частности в классической драматургии.

В 1938 г., к 125-летию со дня рождения М.Ф.Ахундова азербайджанские театры подготовили ряд спектаклей, которые открыли интересную страницу в сценической биографии его комедий.

Для того, чтобы создать юбилейный спектакль, Государственный драматический театр вновь возвратился к комедии «Гаджи Кара», поручив постановку режиссеру Рзе Тахмасибу. Этим театр как бы хотел подытожить работу над комедией. Р.Тахмасиб, приступая к постановке, должен был учесть ошибки, допущенные в предыдущих постановках, и дать свое толкование комедии.

Колониальная политика царизма, любовь двух молодых людей, соединению которых препятствует безденежье, тема жадности, убившая высокие человеческие чувства — все это получило свое, несомненно, интересное решение в постановке. В этом новом осмыслении комедии ее социальное сатирическое звучание достигло большой силы. Тема любви, во всех постановках оставшаяся в тени, сейчас была подана в драматическом плане, обусловив взаимоотношения ряда действующих лиц.

Готовя постановку, Р.Тахмасиб изменил актерский состав. Работа над образами Гаджи Кара, Гейдарбека, Охана, тугских армян, Карамали, матери Соны, афарбека, Аскербека была поручена актерам, впервые выступавшим в этих ролях.

Гаджи Кара в исполнении Сидги Рухуллы, был одним из наиболее интересно сыгранных образов в творческой биографии артиста. Плач Тукез после ухода мужа подчеркивал горькую судьбу и бесправное положение азербайджанской женщины в те времена. Таким образом, этот маленький эпизод вырастал до большого социального обличения.

Но и в таком, безусловно правильном прочтении комедии были существенные недостатки, проистекавшие из чрезмерных усилий режиссера «драматизировать» спектакль, насытить его социальным содержанием. В целом, несмотря на недостатки, работу Р.Тахмасиба следует считать положительным явлением, ибо усиление лирической линии, стремление юздать социально насыщенный спектакль говорят о равильном понимании и трактовке идейного содержания комедии.

В 1937 г. один из крупнейших драматических коллективов республики, Кировабадский театр, показал жителям комедию «Визирь Ленкоранского ханства», творческий коллектив во главе с режиссером Г.Исмайловым и художником Б.Эфендиевым создали спектакль, надолго вошедший в репертуар театра.

Г. Исмайлов осуществил эту довольно-таки трудную постановку с молодыми артистами театра и сам ступил в роли визиря. В этой пьесе, используя довольно простои сюжет, М.Ф.Ахундов показывал дворцовые интриги, самого хана и визиря. Г.Исмайлов, стремясь передать идейное содержание комедии, вместе с актерами много работал в этом направлении.

Верное решение отдельных сцен дало возможность режиссеру Г.Исмайлову и всему коллективу создать яркий сатирический спектакль. Художник Б.Эфендиев стремился воссоздать на сцене время, эпоху и место действия «в подлиннике». Поэтому на сцене рядом с шебеке (резьбой на дереве), жила иранская миниатюра, стенные росписи, огромные драпировки и т.д. То же самое относится и к костюмам действующих лиц.

В этом интересно задуманном спектакле был все же явный изъян, заключавшийся в подчеркнутой стилизации под «иранское», что сказалось в оформлении, а также в имитировании актерами южно-азербайджанского наречия, искажавшего музыку родной речи.

1938 год был «урожайным» в сценической биографии ахундовских комедий. В связи с приближением 125-летия со дня рождения великого комедиографа театры как в столице, так и на периферии начали усиленную подготовку к юбилею. Пересмотрев ахундовский репертуар, они проделали большую работу, итоги которой должны были стать своеобразным смотром достижений в деле освоения наследия драматурга. В этом немалая заслуга принадлежала ведущему театру республики — драматическому, который чаще других обращался к комедиям М.Ф.Ахундова. На его спектаклях выросла целая плеяда замечательных актеров, режиссеров, художников.

Театр достиг значительного успеха благодаря актерскому ансамблю. В спектаклях наряду с такими маститыми актерами как, например М.А.Алиев, Азиза Мамедова, Рза Дараблы, была занята и молодежь театра.

В дни юбилея молодой театральный коллектив республики — Государственный театр кукол (он был организован в 1931 г.) тоже показал своим зрителям комедию «Гаджи Кара». Постановщик, один из актеров Драматического театра республики Молла Ага Бебирли, некогда сам участник ахундовских спектаклей, перенес свои наблюдения и впечатления на сцену театра кукол. Например, здесь, как и в спектакле начала тридцатых годов, Карамали появлялся верхом на муле и т. д. Спектаклю Бебирли были присущи все черты, характерные для спектаклей того периода.

Именно такие пьесы как «Гаджи Кара», «Алмас», инсценировки сказок и т. п., помогли театру не только пополнить свой репертуар, но и успешно освоить большие формы.

Национальная классика сыграла немаловажную роль в становлении детского театра в Азербайджане. Именно она дала возможность этому театру быстрее обрести профессионализм, создать яркие, интересные постановки. Азербайджанский государственный театр юного зрителя им. М. Горького впервые обратился к наследию М.Ф.Ахундова в 1938 г., когда отмечалось 125-летие со дня рождения великого драматурга.

Театр показал комедию «Молла Ибрагим Халил алхимик, обладатель философского камня». Коллектив театра тщательно готовился к этой постановке. Были привлечены в свое время работавшие над комедиями М.Ф. Ахундова художники Исмаил Ахундов и молодой Нусрат Фатуллаев. Режиссером спектакля был А.Туганов.

Постановка была хорошо воспринята зрителями и доставила немалую радость актерам, которые, впервые встретившись с драматургией М.Ф.Ахундова, испытывали искреннее наслаждение, создавая реалистические, жизненно достоверные сценические образы.

В 1938 г. только созданный в республике Театр музыкальной комедии за короткое время подготовил и показал зрителям музкомедию «Визирь Ленкоранского ханства», музыку к которой написал композитор Ниязи.

История создания этой музыкальной комедии такова. В 1938 г., после Декады азербайджанской культуры в Москве, оперный театр выехал в Кировабад (Гянджа), где должен был выступить с творческим отчетом. И хотя коллектив театра был занят показом спектаклей, артисты все же нашли время, чтобы посетить спектакли Кировабадского драматического театра, который в это время усиленно готовился к гастрольной поездке в столицу.

Коллектив оперного театра во главе с Узеиром Гаджибековым просмотрел шедший с успехом спектакль «Визирь Ленкоранского ханства». У.Гаджибекову спектакль настолько понравился, что ему захотелось поговорить с режиссером. Каково же было его удивление, i когда он узнал в режиссере исполнителя заглавной роли визиря. Поздравив его с успехом, У.Гаджибеков выразил желание увидеть эту постановку на сцене театра музыкальной комеднн. По приезде в Баку Ниязи было поручено написать музыкальную комедию, либреттистом которой, по рекомендации Гаджибекова, был приглашен главный режиссер Кировабадского театра Габиб Исмайлов.

За короткое время благодаря настойчивой, кропотливой работе молодого коллектива была создана первая музыкальная комедия на материале ахундовских произведений. Спектакль получил широкое одобрение общественности. Зрители горячо аплодировали ожившим на сцене муыкального театра ахундовским образам, высоко оценив работу постановочной группы и композитора.

Ниязи сумел правильно найти ключ к музыкальному решению темы. Как в лирических, так и в комедийных эпизодах явственно ощущалась народно-песенная основа. Выразительна была и главная музыкальная тема оркестрового вступления — тема визиря.

Участники спектакля “Визирь Ленкоранского ханства” (1952-1953 г.)

Районные театры также внесли свой немалый вклад в проведении юбилея — Нухинский (Шекинский) и Нахичеванский театры подготовили и показали комедию «Гаджи Кара». Молодой режиссер Иса Мусаев, осуществивший постановку комедии в Нахичеванском театре, создал спектакль, в котором было много интересного, ряд актерских удач.

Некоторые изменения в пьесе были связаны с попытками молодого режиссера оригинально решить спектакль. Так, например, в беседе Гейдарбека и его друзей с Гаджи Кара, основная роль, вопреки драматургическому тексту, была отведена Аскербеку. Успешно выступили артисты: Садых Гасанов (Гаджи Кара), Самед Мовлави (Гейдарбек), Аюб Ахвердиев (Карамали) и другие.

Спектакль Нухинского драматического театра им. Сабира привлек к себе внимание более глубокой разработкой характера главного героя. Режиссер Гаджибаба Салимов совместно с художником А.Нагиевым, учитывая опыт прошлого, стремился создать яркий, полноценный спектакль. Однако, уделив особое внимание образу Гаджи Кара, Г.Салимов, сам того не замечая, отодвинул на второй план других действующих лиц комедии, несущих определенную идейную нагрузку.

В 1930-е годы были сделаны попытки по-новому освоить творческое наследие великого драматурга. В одних случаях эти попытки увенчались успехом, в других же не достигали цели из-за беспомощности отдельных режиссеров.

С первых же дней Великой Отечественной войны перед работниками театра встала ответственная задача: за короткое время перестроить свою работу, создать спектакли на патриотические темы, мобилизовать массы трудящихся на защиту родной страны.

Создавая спектакли, проникнутые духом высокого патриотизма, приближая зрителя к историческим событиям, театры, проделав большую и плодотворную работу, внесли свой вклад в трудовой подвиг людей во время Великой Отечественной войны.

Несмотря на отсутствие в то время полноценных пьес на военную тему, театры все же сумели на имевшемся материале о Великой Отечественной войне продемонстрировать мастерство режиссуры и тонкую игру актеров.

В эти годы возрос интерес к образам героев прошлых войн, которые вдохновляли советских людей на подвиги.

В период войны театр осуществлял и постановки классической драматургии, которые были призваны укрепить в зрителе веру в народ, в его героические характеры. Среди классических спектаклей военного времени не было ахундовских постановок, они вновь обрели творческую жизнь победы в войне.

Одним из первых послевоенных ахундовских спектаклей явилась постановка Азербайджанского государственного драматического театра им. М.Азизбекова— «Визирь Ленкоранского ханства», осуществленная в сезоне 1948/49 г. режиссером Алескером Шарифовым.

Режиссер совместно с художником И.Ахундовым сумели правдиво передать ощущение эпохи, стиль, добились значительного успеха, создав занимательный и в то же время обличительный по своему духу комедийный спектакль. Ценность его определялась прежде всего актерским исполнением, особенно роли визиря артистом Кязымом Зия. Он мастерски раскрывал мотивы поступков визиря, мысли, беспокоившие его, ненависть ко всему, что могло поколебать устои его власти.

К 75-летию со дня смерти великого драматурга (сезон 1952/53 г.), Театр юного зрителя показал новую работу «Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Мастали-шах, знаменитый колдун» в постановке молодого режиссера Улдуза Рафили.

Смело прибегая к острым изобразительным средствам, ежиссер и исполнители создали яркий сатирический спектакль. С отличной режиссерской выдумкой был сделан ряд сцен.

В спектакле были противопоставлены два мира: мир суеверий и «колдовства» и мир культуры и цивилизации. Благодаря участию актеров старшего поколения — А.Агаева (дервиш Мастали-шах), М.Ермаковой (Хан-пери), С.Меджидовой (Шахрабаны ханум) и действительно талантливой игре молодых исполнителей спектакль явился одним из значительных достижений театра в послевоенный период.

В дни 75-летия со дня смерти М.Ф.Ахундова после небольшого перерыва со сцены драматического театра им. М.Азизбекова вновь прозвучали голоса героев комедии «Визирь Ленкоранского ханства».

Молодой режиссер Тофик Кязимов, недавний выпускник ГИЦИСа, сохранив богатство языка, художественное полнокровие образов, создал интересный запоминающийся спектакль. Бережно относясь к тексту, театр сберег и донес до зрителя сочную и выразительную речь действующих лиц комедии М.Ф.Ахундова. В спектакле ярко разоблачалось общество, породившее деспотизм с его ненавистью к подлинно человеческим чувствам.

В целом, кропотливая работа творческого коллектива увенчалась заслуженным успехом. На сцене театра был создан социально насыщенный, выразительный спектакль, в котором большая жизненная правда удачно сочеталась с художественной целостностью.

После долгого перерыва, в сезоне 1955/56 г., Кировабадский театр показал зрителям комедию «Гаджи Кара». Спектакль был поставлен молодым режиссером Г.Султановым и народным артистом республики А.Юсифзаде.

В 1959 г. театральная и музыкальная общественность Баку ознакомилась с работой молодых композиторов Рамиза Мустафаева и Васифа Адигезалова — музыкальной комедией «Гаджи Кара». Работая над одним из сложных драматических произведений М.Ф.Ахундова, авторам пришлось преодолеть немалые трудности, обусловленные в основном недостатками либретто. Особенно трудным было музыкальное воплощение массовых сцен.

Заслуга молодых композиторов была в том, что они смело взялись за столь трудную тему, не побоявшись ее больших масштабов, и ее музыкальное решение оставляло впечатление цельности и правдивости.

В сценическом воплощении этого сложного музыкального произведения немалая заслуга принадлежала актерскому коллективу, добившемуся ровного звучания музыкальной палитры комедии. Музыкальные партии Гаджи Кара, Гейдарбека, Карамали, Сафарбека и Аскербека были трудны для исполнения, и поэтому актерам А.Г.Гафарлы, Л.Иманову, Л.Абдуллаеву и другим пришлось упорно работать над этими ролями.

В дни памятного юбилея — 150-летия со дня рождения М.Ф.Ахундова — театр, вновь возвратившись к комедии «Гаджи Кара», продолжил свою работу над ней и в дни юбилея показал зрителям постановку под названием «Хасис» («Скупой»). Новым было не только название, но и вся постановка в целом.

Автор либретто Ш.Бадалбейли внес в пьесу некоторые изменения в связи с требованиями жанра музыкальной комедии. Композиторы Р.Мустафаев и В.Адигезалов подготовили вторую редакцию произведения. Доработка партитуры дала возможность театру создать более цельный спектакль, а музыкальная характеристика, данная композиторами образам, помогла актерам полнее раскрыть их содержание. Эти спектакли продемонстрировали рост творческих сил драматических и музыкальных коллективов, помогли выявить новых талантливых артистов, вошли в основной фонд театров республики.

На ахундовских пьесах росла и воспитывалась талантливая молодежь, многие артисты получили квалификацию, стали режиссерами, актерами. В то же время драматургия Ахундова получила свое, более полноценное, чем в прошлом, сценическое воплощение.

Отмеченные недостатки отдельных театров и режиссеров были вызваны поисками нового, сменой доминирующих течений в искусстве, и не они определили тот большой путь, который был пройден национальным театром республики, путь, следуя которому азербайджанский театр и его аотисты добились значительна порой впечатляющих успехов в деле освоения и сценического воплощения драматургического наследия великого комедиографа и мыслителя — М.Ф.Ахундова.

По материалам книги А.Алиевой «М.Ф.Ахундов и театр»