М.Зейналова
Связи в области литературы и искусства азербайджанского и узбекского народов, не прерывавшиеся даже в самые тяжелые периоды истории, в послевоенные годы стали ускоренно развиваться, достигнув своего апогея в 1980-х годах.
В 1945 году в Баку и Ташкенте были проведены юбилеи поэтов Низами Гянджеви и Алишира Навои. Вообще, творчество Низами в Узбекистане пользовалось огромной популярностью, привлекая внимание и простого народа, и специалистов-филологов.
Еще в 1940 году в узбекской печати была опубликована серия статей, посвященная Низами. В 1946 году научная общественность Ташкента вновь почтила память Низами Гянджеви серией работ и конференций.
20 сентября 1947 года в Ташкенте в театре им. Мукими был проведен торжественный вечер, посвященный 800-летию со дня рождения Низами Гянджеви. 15 декабря 1953 года в клубе Союза Писателей Узбекистана отмечено 750-летие со дня смерти Низами.
В литературных связях Азербайджана и Узбекистана особое место принадлежит выдающемуся азербайджанскому поэту XX века, основоположнику новой поэтической школы в Азербайджане, общественному деятелю Самеду Вургуну (1906-1956 гг.). Еще в 30-40-х годах он часто бывал с творческими командировками в Узбекистане, дружил с рядом деятелей узбекской литературы.
25 января — 2 февраля 1950 года состоялся XIII пленум правления Союза Писателей СССР, на котором был обсужден вопрос о состоянии узбекской советской литературы. В обсуждении участие принял и С.Вургун, отметивший достижения узбекской литературы. Горячий борец за дружбу между народами, С.Вургун активно способствовал этому не только своими произведениями, но и как организатор литературного перевода узбекских произведений на азербайджанский язык, и азербайджанских произведений на узбекский.
В 1953 году был издан сборник сочинений Самеда Вургуна на узбекском языке. После смерти С.Вургуна в Узбекистане началось систематическое изучение его творческого наследия, в 1968 и 1978 годах на узбекском языке были изданы его произведения. В печати публиковались работы узбекских исследователей, посвященные анализу творчества азербайджанского поэта.
В 1958 году была напечатана «Антология узбекской литературы» на азербайджанском языке, куда вошли произведения наиболее выдающихся узбекских деятелей. В следующем году в азербайджанской печати была напечатана серия статей о развитии узбекской литературы.
В том же году на азербайджанском языке издан сборник «Узбекские стихи», куда вошли произведения более двадцати узбекских советских поэтов. Впоследствии в Азербайджане неоднократно издавались сборники стихов узбекских поэтов, причем на азербайджанском языке.
В 1960 году в Узбекистане проводились Дни азербайджанской литературы, в Азербайджане — Дни узбекской литературы. Так, 20 января в Ташкенте в театре им. А.Навои открылась Неделя азербайджанской литературы в Узбекистане. 5 мая в Баку началась Неделя узбекской литературы в Азербайджане. Знакомство узбекского и азербайджанского читателя с литературой братской республики осуществлялось изданием произведений популярных поэтов и писателей, встречами с читателями.
В 1960 году в Ташкенте были проведены юбилейные вечера Низами Гянджеви, М.А.Сабира, М.Ф.Ахундова. В ноябре 1962 года в Узбекистане проведена Неделя Азербайджанской книги, а в июле 1964 года в Азербайджане прошла неделя Узбекской книги. В сентябре 1964 года в Каракалпакии в Днях дружбы братских литератур приняли участие писатели Азербайджана.
5-12 июня 1972 года в Азербайджане проводились Дни узбекской литературы и искусства. В том же году в Баку и Москве проведены юбилейные торжества, посвященные 600-летию поэта И.Насими. В юбилейных мероприятиях активное участие приняли деятели из Узбекистана. В октябре в Музее литературы им. А.Навои АН Узбекской ССР состоялась выставка, посвященная 600-летию со дня рождения поэта Насими. В то же время в городе Бируни на праздновании 1000- летия Бируни приняли участие ученые из Азербайджана.
В Азербайджане переводились и были изданы произведения узбекских поэтов и писателей А.Кадири, М.Айбека, Ш.Рашидова, П.Турсуна и других. Образцом поэзии, прославляющей дружбу народов, было стихотворение узбекского поэта Гафура Гуляма «Азербайджану-40 лет». В свою очередь на узбекском языке были изданы произведения С.Вургуна, М.Ибрагимова, С.Рагимова, Р.Рзы, М.Рахима и др.
Начиная с конца 60-х годов, в сфере изучения и пропаганды азербайджано-узбекских связей стало известно имя Халила Рзы. Талантливый поэт и пламенный патриот своей страны он исследовал жизнь и деятельность М.Шейхзаде, посвятив ему ряд научных произведений. В то же время он осуществил перевод на азербайджанский язык стихотворений популярных узбекских поэтов.
Театральные связи в рассматриваемую эпоху ослабли и в основном носили характер гастролей и постановок отдельных произведений. Во многом это связано с высоким уровнем развития национальных театров Азербайджана и Узбекистана, которого они достигли в рассматриваемое время, а также созданием в обеих республиках театрально-художественных ВУЗов.
Еще в 1945 году узбекский автор Хуршид написал драму «Сиявуш» по сюжету одноименного произведения Г.Джавида, несмотря на то, что Г.Джавид был репрессирован как «враг народа». 31 января 1947 года в Ташкенте в театре им. Мукими состоялась премьера музыкальной драмы «Красный цветок» узбекского драматурга М.Ализаде, причем музыку написал У.Гаджибеков.
В 1950 году в Ташкенте поставлена опера У.Гаджибекова «Кероглы». Одно из наиболее тяжелых для исполнения и в то же время, наиболее любимых зрителями, произведение У.Гаджибекова стало венцом его творчества. Главную роль в опере исполнил певец, музыковед-фольклорист, народный артист СССР, профессор, один из основоположников азербайджанского музыкального театра Бюль-Бюль (1897- 1961 гг.).
Узбекистан неоднократно предоставлял сцены своих театров для постановок работ композиторов и драматургов братских республик, но успех «Кероглы» превзошел все ожидания.
В июле 1951 года Азербайджанский Государственный ордена Трудового Красного Знамени Драматический театр им. М.Азизбекова начал гастроли в Ташкенте. Гастроли открылись постановкой спектакля «Ханлар» (узбекское название — «Восход солнца») по пьесе С.Вургуна. 25 июня в Театре оперы и балета им. А.Навои состоялась премьера балета азербайджанского композитора Кара Караева «Семь красавиц», написанного им по мотивам поэмы Низами.
В 1950-х годах в крупных городах Узбекистана в театрах осуществлены постановки опер «Ашыг Гариб» и «Шахсенем». 22 марта 1962 года в Ташкенте в театре им. Навои состоялась премьера другого балета Кара Караева — «Тропою грома», с участием народной артистки СССР Г.Измайловой.
Узбекский Государственный театр Музыкальной комедии им. Мукими поставил в начале 1970-х годов оперетту азербайджанского композитора «Хиджран» Эмина Сабитоглу. В главной роли сыграла заслуженная артистка Узбекской ССР Найма Поладова. В 1981 году азербайджанский композитор Ариф Меликов написал балет «Дастан двух сердец» по мотивам повести Шарафа Рашидова «Кашмирская песня».
Музыкальные связи азербайджанского и узбекского народов в рассматриваемое время сохранялись в виде гастролей. 25-29 мая 1955 года в Ташкенше в Театре оперы и балета им. А.Навои прошли гастроли солиста Азербайджанского Государственного театра оперы и балета, народного артиста СССР, профессора Бюль-Бюля. Лирико-драматический тенор Бюль-Бюля, уже известный узбекскому слушателю по роли Кероглы в одноименной опере, вновь покорил сердца слушателей. В июне 1956 года в Ташкенте начались гастроли Азербайджанского Государственного ансамбля песни и пляски.
В 1957 году азербайджанский композитор Шафига Ахундова сочинила музьжу к радиоповести «Кашмирская песня» (впервые озвучено на Азербайджанском радио) по одноименной повести узбекского писателя Ш.Рашидова.
В том же году прошли большие гастроли главного дирижера Азербайджанского Государственного театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова маэстро Ниязи, а также гастроли эстрадного ансамбля под руководством прославленного азербайджанского певца, Народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии СССР Рашида Бейбутова.
Ниязи дружил с узбекским композитором Р.Глиэром и даже совместно с ним работал над некоторыми произведениями, поэтому его гастроли в города Узбекистана были не случайны. Прекрасно знакомый с узбекской народной и классической музыкой Ниязи дирижировал при исполнении не только азербайджанских, но и узбекских произведений.
Популярный не только в СССР, но и далеко за его пределами, Рашид Бейбутов с огромным успехом гастролировал по городам Узбекистана.
В городах Азербайджана также проходили гастроли узбекского ансамбля «Бахор». Азербайджанская танцовщица и постановщица танцев Амина Дильбази подготовила для ансамбля специальный танец «Сбор винограда» по азербайджанским танцевальным мотивам. В апреле 1962 года Узбекский Государственный ансамбль песни и танца был с гастролями в Баку.
Тогда же Азербайджанская Государственная эстрада была с гастролями в Узбекистане. 20-26 сентября 1965 года в Ташкенте на фестивале «Мелодии долин роз» участвовали музыканты из Азербайджана.
Большой популярностью в Узбекистане пользовался знаменитый азербайджанский певец — Народный артист СССР Муслим Магомаев. Первый раз, дав концерт в Ташкенте 17 декабря 1966 года, он, впоследствии, неоднократно совершал гастроли в Узбекистан.
В конце 1960-х годов в Ташкенте с гастролями были Театр песни Рашида Бейбутова и Азербайджанская Государственная Филармония. С гастролями в Узбекистане побывали Азербайджанская Государственная Хоровая Капелла, а также эстрадный коллектив «Мы из Баку».
В 1971 году с концертами в Баку выступили Хорезмский ансамбль песни и пляски «Лезги», Народная артистка СССР Г.Исмайылова, Государственный Ансамбль народного танца «Бахор», Филармония имени Бердаха, Ансамбль песни и пляски «Шодлыг», а в 1972 году Узбекская народная филармония.
Своеобразное место в развитии азербайджано-узбекских отношений занимают связи между художниками и скульпторами республик. В основном, они носили характер творческих командировок художников в соседние республики, обычно завершавшиеся выставкой их произведений, порой были персональные выставки. В декабре 1962 года в Музее Искусств Узбекистана (г.Ташкент) проведена выставка картин азербайджанских художников Г. Мустафаевой, Д.Рустамова, Т.Садыхзаде.
В июле 1965 года в Ташкенте в выставке «По родной стране» (советский пейзаж) приняли активное участие азербайджанские художники. В 1975 году известный азербайджанский художник, народный художник Азербайджанской ССР Микаил Абдуллаев написал портрет «Абу Али ибн Сина», в 1980 году — картину «Самаркандский фарфор».
В том же году на выставке азербайджанских художников в Ташкенте лучшей признана его картина «Хлопок». Особо стоит осветить деятельность Народного художника Азербайджанской ССР, член-корреспондента Академии художеств СССР, Заслуженного деятеля искусств Азербайджана, лауреата Государственной премии СССР Фуада Абдуррахманова (1915-1971 гг.).
Так, в 1956 году на Всесоюзном конкурсе на лучший проект памятника Абу Али Ибн Сине для города Бухары победил проект памятника работы Ф.Абдуррахманова. Скульптору удалось добиться удивительной жизненности, в величественных чертах лица, выдающегося средневекового ученого читается живой ум, мудрость, человечность. В образе Ибн Сины Ф.Абдурахманов достиг яркой национальной характеристики. Автор ряда памятников исторических деятелей (Низами Гянджеви в Гяндже, Самеду Вургуну и Мехти Гусейнзаде в Баку, Рудаки в Душанбе) Ф.Абдуррахманов считался признанным мастером передачи образа в граните и мраморе.
4 июля 1956 года в газете «Правда Востока» была опубликована информация о том, что комплекс памятника (памятник в бронзе, гранитный постамент, оформление) будут готовить азербайджанские скульпторы — Ф.Абдуррахманов, Т.Мамедов, О.Эльдаров, и архитектор Мухтаров. По ряду причин изготовление памятника затягивалось и только в 1970 году закончились подготовительные работы по установке памятника в Бухаре. В 1975 году состоялось открытие памятника Абу Али Ибн Сине работы Ф.Абдуррахманова в Бухаре, хотя сам скульптор этого уже не увидел.
Новой формой культурных связей следует считать кинематографические. Так, огромной популярностью в Узбекистане пользовался кинофильм «Аршин мал алан» (режиссеры Р.Тахмасиб, Н.Лещенко, в главной роли Рашид Бейбутов), впервые вышедший на экраны в 1945 году. Это вторая в СССР экранизация классической оперетты обошла все кинотеатры СССР и 50-ти зарубежных стран. Успех кинофильма у узбекского зрителя объясняется не только тем, что сюжет был известен и любим в Узбекистане с начала XX века, но и профессиональной великолепной работой режиссеров и актерского ансамбля. Не случайно, что фильм был переведен на узбекский язык.
В 1955 году Бакинская киностудия выпустила кинокомедию «Встреча», в которой показана традиционная дружба азербайджанских и узбекских хлопкоробов, любовь азербайджанского парня и узбекской девушки. Жизнеутверждающий дух фильма, юмористические сценки, хорошая игра актеров позволили уйти от шаблона фильма-агитки, пропагандирующего достижения советского строя.
1-10 августа 1957 г. в Узбекистане прошел кинофестиваль азербайджанских фильмов, с большой теплотой встреченный зрителями. Проблемы, показанные в азербайджанских фильмах, были близки и понятны узбекскому зрителю. Очень близкая музыка, знакомые сюжеты роднили и приближали зрителям Узбекистана азербайджанское кино. В 1960-х годах были проведены фестивали узбекского кино в Азербайджане.
В 1973 году киностудия «Азербайджанфильм» сняла картину «Насими» о жизни и творчестве великого азербайджанского поэта Имадеддина Насими. Съемки фильма помимо Азербайджана велись в Самарканде и Хиве. В кинокартине Амир Тимур был показан не только как полководец, но и как правитель, стремящийся к объединению и прогрессу. Роль Амир Тимура сыграл известный азербайджанский актер Юсиф Велиев, в роли сына Тимура Мираншаха — актер Мухтар Маниев.
В 1974 году на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку фильм был удостоен специальной премии как лучшая художественная картина исторического плана. Стоит также коснуться телеспектакля «Хромой Теймур». Так, в 1983 году была экранизирована драма Г.Джавида «Хромой Тимур». Впервые после долгого перерыва азербайджанский зритель вновь увидел великого полководца безо всяких клише и политических заказов.
12-19 апреля 1974 года в Баку проходил Всесоюзный кино-фестиваль. Премия за операторскую работу была присуждена Г.Карюку и Ш.Махмудову за фильм «Встречи и расставания» («Узбекфильм»). 1-ая премия по хроникально-документальным фильмам присуждена ленте «Горячий час» (Киностудия научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана). По сценарию Максуда Ибрагимбекова на киностудии Узбекфильм в 1975 году снята картина «Ты, песня моя». В одной из главных ролей снялась известная узбекская актриса Аида Юнусова.
В 1982 году киностудия «Азербайджанфильм» в городах Азербайджана и Узбекистана (Самарканд, Бухара, Хива) сняла художественный фильм «Низами» про великого поэта Азербайджана Низами Гянджеви (режиссер Э.Гулиев, в главной роли — Муслим Магомаев). Как и фильм «Насими», этот фильм пользовался большим успехом у узбекского зрителя.
До рассматриваемого времени спортивные связи Азербайджана и Узбекистана носили случайный характер, спортсмены встречались на соревнованиях и матчах общесоюзного характера. Однако, начиная с 1950-х годов, наблюдаются прямые связи, соревнования спортсменов двух республик.
Азербайджанцы, проживавшие в Узбекистане, старались сохранять традиции своего народа. Так, известно, что еще в 1961 году азербайджанцы, организованно провели празднование Новруз-байрам по азербайджанским традициям. В самом Узбекистане, торжественные празднования праздника Новруз начались только в конце 80-х годов.
Ряд азербайджанцев, проживавших в Узбекистане, внесли большой вклад в развитие культуры республики:
— Известный врач-офтальмолог Кафар Абдуллаев был избран членом — корреспондентом АН Узбекистана и депутатом Верховного Совета Узбекистана.
— Аскер Алиев, в 50-х годах являвшийся председателем Комитета Кинематографистов Азербайджана, переехал в Узбекистан, где к 80-м годам был назначен 1-ым заместителем Председателя Комитета Печати, Полиграфии и Книжной торговли при Кабинете Министров Узбекской ССР.
— Г.Алиев работал главным художником издательства «Узбекистан».
— В развитии азербайджано-узбекских театральных связей особое место принадлежит Фирудину Сафарову. Выпускник Азербайджанской Государственной и Ленинградской Государственной Консерваторий Ф.Сафаров в 1968-1977 годах работал режиссером Азербайджанского Государственного Театра Оперы и Балета. Переехав в 1977 году в Ташкент, он был назначен режиссером Государственного Академического Большого Театра им.А.Навои. Им было поставлено более 60-ти оперных спектаклей. За годы своей деятельности он был удостоен звания Народного артиста Азербайджана и Народного артиста Узбекистана, лауреата Государственной Премии Узбекистана, профессора Государственной Консерватории Узбекистана.
— Азербайджанец Г.Керимов долгие годы работал главным дирижером Самаркандского оперного театра, а впоследствии театра оперетты в Ташкенте.
— Талантливый поэт Ихтияр Рза, художник театра и кино Ф.Ахадов, скульптор Э.Алиев также внесли немалый вклад в укрепление дружбы азербайджанского и узбекского народов.
— Среди известных азербайджанцев Узбекистана можно выделить писателя А.Наджафова, художника Академии художеств Узбекистана Ю. Гусейнова, народную артистку Узбекистана Н.Абдуллаеву, профессора Ташкентского текстильного института легкой и швейной промышленности Ф.Велиева и других.
В 1989 году был создан Азербайджанский Культурный центр «Гардашлыг» (Ташкентский культурный центр «Гардашлыг»), при котором действовал ансамбль «Азербайджан гызлары», под руководством художественного руководителя Заслуженной артистки Азербайджана Кокяб ханым Алиевой.
Пожалуй, вершиной культурных связей следует считать «Дни Баку» и «Дни Ташкента», и «Дни Азербайджана в Узбекистане», «Дни Узбекистана в Азербайджане». Такого рода мероприятия характеризовались всесторонним подходом (участвовали представители различных сфер и отраслей искусства) и большим размахом.
22 сентября 1962 года впервые в Ташкенте был проведен «День Баку». 28 сентября в Баку был проведен День Ташкента. В Ташкенте и Баку организованы фотовыставки, выставки произведений художников, фестиваль фильмов, лекции, выставки книг, рассказывавшие о жизни городов- столиц братских республик. 7-12 августа 1972 года в Баку прошли Дни Ташкента.
Наиболее крупным мероприятием в культурных связях азербайджанского и узбекского народов 70-х годов считается проведение в апреле — мае 1979 года Дней Узбекистана в Азербайджане, а также Дней Азербайджана в Узбекистане (июнь 1980 г.).
Для участия в мероприятиях 1979 года в Азербайджан приехали: Узбекский Государственный Академический Большой Театр Оперы и Балета им. Навои, Государственный Симфонический оркестр Узбекской Государственной Филармонии им. М.Кари-Якубова, Государственный ансамбль народных танцев Узбекской ССР «Бахар», Хоровая капелла Узбекской Государственной Филармонии, вокально-инстурументальные ансамбли «Ялла» и «Наво» узбекского гастрольно-концертного объединения, Ансамбль песни и пляски Узбекской Государственной Филармонии, эстрадный коллектив «Звуки Навруза» Узбекского гастрольно-концертного объединения, вокально- хореографический ансамбль «Лезги» Узбекской Государственной Филармонии, представители Союза Писателей, Союза Художников, Союза Композиторов, Комитета кинематографии, Кинообъединения, Театрального общества Узбекской ССР, Ташкентский Государственный Драматический театр им. Хамзы.
Гости выступили с номерами в Сумгаите, Шеки и Закаталы, побывали на Нефтяных камнях, Шуше, Агдаме, Гяндже, Гейгеле, Ленкорани, Астаре, Мингечавире. В Закаталы был даже открыт родник имени Навои.
В Узбекистан отправились ведущие ансамбли Азербайджана («Азербайджан тера-нелери», «Дженги», Ансамбль народного фольклора, Ансамбль ашугов и др.), Азербайджанский Государственный Академический Большой Театр Оперы и Балета, Азербайджанский Государственный Драматический театр им Физули, Государственный Симфонический оркестр, Хоровая капелла, а также Ансамбль песни и пляски Азербайджанской Государственной Филармонии, вокально-инструментальные ансамбли, эстрадные коллективы, представители Союза Писателей, Союза Художников, Союза Композиторов, Комитета кинематографии, Кинообъединения Азербайджанской ССР.
На азербайджанском языке публиковались книги узбекских писателей и поэтов.
Таким образом, изучение культурных связей азербайджанского и узбекского народов в 40-80-х годах показывает, что эти связи развивались, приспосабливаясь к требованиям времени и социально-политических связей.
В XX веке исторические связи азербайджанского и узбекского народов развивались в новых формах, которые были продиктованы реалиями времени. Несмотря на все возникающие объективные, а порой и субъективные трудности, исторические связи продолжали развиваться и крепнуть.
По материалам книги автора “Исторические связи азербайджанского и узбекского народов”