Ашуг Аббас Туфарганлы: Божий дар Тебриза

Абузар Багиров

Человека всю сознательную жизнь сопровождают противоположности – разрешения и запреты, добро и зло, свет и тьма. Не зря говорят, что вечная борьба между этими моральными понятиями составляет стержень и смысл жизни каждого сознательного существа.

Но эта борьба происходит у каждого по-своему: у одних вяло, тихо, незаметно, у других – бурно, насыщено, ярко, ибо на свете нет двух одинаковых человеческих судеб.

Ашуг Аббас Туфарганлы родился в 1570 году в уезде Туфарган в 50 километрах от Тебриза – крупного центра Азербайджанской культуры, в зажиточной купеческой семье. Аббас в раннем возрасте начал изучать в медресе персидский и арабский языки, Коран, теологию, историю, логику, восточную поэзию, родной фольклор, теорию стихосложения.

Однако, рано потеряв родителей, он не смог завершить учебу и с юного возраста стал слагать стихи и играть на сазе, зарабатывая этим на жизнь. Из его стихов явствует, что он во сне «из рук белобородого мудреца взял чашу с божественным напитком, выпил, и, проснувшись, стал сочинять любовно-лирические, мудро-дидактические стихи». В народе его прозвали «Ашуг с божьим даром», «Божий дар Тебриза».

Аббас Туфарганлы был современником шаха Аббаса I (1571-1629) из династии Сефевидов – творческий взлет ашуга совпал с годами правления (май 1587 – январь 1629) этого великого полководца.

Если верить автобиографическому сказанию, молодому ашугу во второй раз явился во сне белобородой мудрец, который описал местонахождение красавицы по имени Гюльгяз Пери и трижды изрек: «Она твоя возлюбленная от Бога» — после чего, предупредив о трудностях, с которыми связано воссоединение молодых, благословил его и напутствовал. Воодушевленный ашуг отправился в путь за своей избранницей, которая приходилась сестрой самому правителю Тебриза Мухаммеду Батмангылынджу («Тяжелый меч»).

В Тебризе его ожидало множество трудностей и разочарований. Брат суженый и весь высший свет, вплоть до шаха Аббаса, восприняли появление молодого ашуга крайне враждебно, поскольку, он был выходцем из простонародья и стали чинить ему различные препоны. Ашугу Аббасу пришлось состязаться с именитыми придворными ашугами. И молодой остроумный мастер слова, глубоко сведущий в секретах ашугской поэзии, в ее замысловатых лабиринтах, иносказательных каверзах, вопросах-загадках, облеченных зачастую в теологические хитросплетения, заставил их умолкнуть.

Непоколебимая вера ашуга в свою божественную силу позволила ему выйти целым и невредимым из многих тяжких испытаний – выбраться из глубокого колодца, не испив, распознать отравленную воду, избежать разящих ядовитых мечей и прочих опасностей. В конечном итоге грозному шаху Аббасу и его вельможам пришлось–таки признать его «праведным ашугом», сменив гнев на милость, они позволили ему воссоединиться со своей возлюбленной и сыграть веселую свадьбу.

Весть о торжестве блистательного таланта широко разнеслась повсюду и принесла ашугу Аббасу славу народного мудреца, почти святого. Люди приходили к нему со своими проблемами и бедами, рассчитывали услышать мудрый совет.

Легенда гласит, что Шах Аббас I имел обыкновение, переодевшись, выходить вместе с приближенными визирями в народ с тем, чтобы своими ушами слушать отзывы о себе, о своем правлении, о придворных.

Говорят также, что у шаха была еще одна привычка – переодевшись, на несколько дней исчезать из дворца и искать любовные приключения с красивыми женщинами. Если же понравившаяся ему красотка отказывала ему, то августейший воздыхатель предъявлял шахский знак и монаршей властью принуждал ее к любовной связи.

Расползались слухи об аморальном поведении шаха, которые со временем вызвали в народе недовольство. Ашуг Аббас Туфарганлы, конечно, также был наслышан о недостойном поведении шаха и решил проучить ловеласа. Для этого он сговорился с одной из тебризских красавиц- куртизанок, последняя сумела попасть в поле зрения шаха Аббаса и во время тайной встречи попросила ее не торопиться к близости и дать ей возможность поухаживать за великим повелителем.

Шах принял предложение, и она начала с легкого изысканного ужина, предложив ему отведать в числе прочего несколько окрашенных в разные цвета вареных яиц.

Когда шах отведал красное, зеленое и желтое яйца, она остановила его и сказала: «Мой повелитель, весьма благодарна, что Вы попробовали мною приготовленные крашеные яйца. Хочу спросить – какие они на вкус?» — «На вкус, конечно, одинаковые. Яйцо оно и есть яйцо!».

Женщина улыбнулась: «Низкий поклон Вам, Вы совершенно правы! Если вы отведаете дальше мною приготовленные все двенадцать разноцветных яиц, ответите то же самое. А теперь скажите, пожалуйста – Вам не хватает многочисленных наложниц в гареме? Какую женщину Вы ищите по всей обширной стране? Женщина ведь она и есть женщина!».

Говорят, после этой встречи, шах Аббас навсегда забыл о своих негласных любовных утехах…

Диапазон творчества ашуга Аббаса Туфарганлы чрезвычайно широк и многогранен. Его стихи о природе, любви, морали, жизни, мире, о смысле человеческого существования, о социальной несправедливости и многом другом и сегодня не теряют своей свежести, актуальности и современности. Однако главное место в творчестве ашуга Аббаса занимает любовная лирика. Поэт славит женскую красоту не только внешнюю, но и внутреннюю, не только земную, но и божественную.

Образно-поэтический язык Аббаса Туфарганлы вполне соответствует современному уровню азербайджанского художественно-поэтического языка. Его творчество оказывало и оказывает неоспоримое влияние не только на последующую ашугскую литературу, но и в целом на азербайджанскую поэзию.

Еще одна характерная черта творчества Аббаса Туфарганлы – сильно выраженное возрождение национального духа. Это проявляется через воспевание патриотизма, возвышение личности, утверждение справедливости, веры в разум и могущество человека.

В сборе и исследовании творческого наследия ашуга Аббаса Туфарганлы принимали активное участие такие видные азербайджанские фольклористы и ученые, как Саттар Ахундов, Ахлиман Ахундов, профессор Мамедгусейн Тахмасиб, академик Гамид Араслы, народный поэт Сабир Рустамханлы и профессор Магеррам Гасымлы.

Вот уже четыре столетия Ашуг Аббас Туфарганлы обращается к тысячам, миллионам соотечественников со своим бессмертным поэтическим наследием, и нет сомнения, что его творения будут востребованы и грядущими поколениями.

По материалам журнала IRS Наследие