Азербайджанские пословицы и поговорки: о социальном неравенстве, бедности и богатстве


Пословицы и поговорки по праву называют жемчужинами устного народного творчества. В них в яркой форме запечатлены многовековой жизненный опыт каждого народа, его мудрость, высокие моральные представления.

Народное творчество Азербайджана богато и многообразно. Веками создавался азербайджанский фольклор, и значительное место в нем занимают пословицы и поговорки, ярко иллюстрирующие духовные качества их создателя – азербайджанского народа.

В сжатых формулах пословиц и поговорок нашли свое выражение несокрушимая вера народа в конечное торжество справедливости, любовь к родной стране, отношение к труду, мужеству, доблести, добру и злу, правде и лжи.

Разумеется, азербайджанские пословицы и поговорки, как и фольклор других народов, отражают миропонимание разных социальных слоев и нередко носят отпечаток былого жизненного уклада с его своеобразной моральной оценкой ряда бытовых и идеологических явлений.

В данном материале – пословицы и поговорки азербайджанского народа о социальном неравенстве, бедности и богатстве:

Пожалеть мучителя – изменить угнетенному.

Тебе труды – мне плоды.

Даже шаху известно, что Ширван в котловине.

Если бы все съели, что заработали – ханам и бекам с голоду помереть.

Работы нет, сил нет, зато у падишаха налогов много.

Перед силой и хан голову склонит.

Пока бек руку из кармана вынет, у работника душа отлетит.

Я у хана плов не ем, чтобы не замаслить своих усов.

Хан и судит по-хански.

Беседа с шахом начинается с милостей, а кончается плахой.

Умрет бек – ему почесть, умрет бедняк – за него и гроша не дадут.

На одном троне двум шахам не усидеть.

Сытая собака лучше голодного бека.

Дающая рука всегда выше берущей.

Среди сытых нет честного, среди честных- нет сытого.

Единица с сотней соединится, а сотня к единице не придет.

Кто богач, тот и силач.

Все здоровье в хлебе с сыром.

Иногда надо и голоду отдохнуть.

Не пойманный вор честнее хана и бека.

Быть рабом бедняка лучше, чем сыном богатея.

У богатея язык длиннй, а рука коротка.

Земля – бека, юрта – хана, а ты гни спину, пока не издохнешь.

С одного барана двух шкур не сдерешь.

Топор, что строил дом, всегда остается за дверью.

У богатого деньги – состояние, у бедного дети – достояние.

У подданных и заборы низки.

Пыли и туману и шахский приказ не указ.

И законы пишутся гусиным пером.

В глухом ущелье и лиса хозяин.

Всадник пешему не попутчик.

По кому бы не били, а у бедняка глаз выбит.

Богатый бьет по карману, а бедняк – по собственным коленям.

Когда у бедняка лошадь есть – сена нет, а сено есть – лошади нет.

У кого и бык есть, тому и кожу в долг дадут.

Голодный на улицу бежит, голый в дом лезет.

Для голого и летом метель.

Наряжусь – барина боюсь, не наряжусь – барыни боюсь.

От нищего нищему не перепадет доли.

Ты господин и я господин, кому же корову доить?

Сытые подрались – голодному уши надрали.

Не кланяйся, как весы, в обе стороны.

Хозяин транжирит деньги, а слуги – душу.

Не быть козе бараном, а скверному человеку – хозяином.

Возьми только палку, а виноватый найдется.

Кто боится долгов, дверей широко не раскрывает.

Бедняк деньги нашел, да спрятать некуда.

У бедняка – дом на спине, ложка под мышкой.

Платье – блеск сплошной, а в брюхе лягушки квакают.

Достаток села по дымам узнается.

Товара нет, чтобы вор унес, совести нет, чтобы черт унес.

Голодному с умирающим сговоритьс легко.

За пазухой у голодного хлеб не держится.

Когда госпожа посуду бьет, никто не слышит.

Голодный запретным плодом не гнушается.

От бедности и скромность.

Каким бы тощим верблюд не был, а шкура его для осла груз.

Ложками собирает- чашками раздает.

У кого есть – наденет, у кого нет – посмотрит.

Пока тяжелая чашка на весах не потянет, легкая не поднимется.

Пожелай соседу двух коров, Аллах пошлет тебе одну.

По материалам А.Гусейнзаде (1959 г.)