По случаю 50-летия со дня образования СССР (1972 г.), главный редактор газеты «Unsere Zeit» («Наше Время» — газета Коммунистической партии Германии) Г.Поликайт посетил советские республики, среди которых был и Азербайджан. Газета опубликовала репортаж о поездке, и отметила, что «в этих в прошлом окраинных районах царской России отчетливее чем в Москве, Ленинграде или Киеве видны огромные перемены, которые произошли за 50 лет«.
Г.Поликайт полетел в Азербайджан из Москвы.
Он размышлял: «В самолете летящем из Москвы, я подумал, сколько жителей Федеративной республики могут сразу сказать, где он расположен. Во всяком случае, едва ли это проходят на уроке географии в школах, да и телевидение, и пресса молчат об этом. Почему? Потому что это богом забытая местность, о которой нечего сказать? Убедитесь сами!»
Если в ФРГ и правда на тот момент об Азербайджане мало что знали, то своей заметкой в газете, Г.Поликайт несомненно привлек к АзССР внимание.
«Если об Азербайджане вы не имеете ни малейшего понятия, то, вероятно, вы хоть раз слышали о Баку. Правильно, это связано с нефтью. И даже очень. И еще Баку является столицей той самой Азербайджанской Советской Социалистической Республики, которая существует с апреля 1920 г., а с декабря 1922 г. вошла в состав СССР,» — рассказывает читателям главред.
Далее он вспоминал как проходила его первое знакомство с Баку.
«Первая встреча с «Городом ветров», так звучит название Баку в переводе о азербайджанского — произошла туманной ночью. Водитель «Волги» с подлинно «южным темпераментом», несмотря на огромную скорость, плохую видимость в туманной мгле и неровные улицы, благополучно доставил нас в отель — большое 14-этажное современное здание. На следующее утро — первый осмотр города,» — писал Поликайт.
Немецкий редактор также описал людей на улицах Баку.
«Первое, что бросается в глава, — это многонациональный характер города. Большинство, конечно, азербайджанцы: люди оо смуглой кожей и черными волосами, характерного «восточного- типа», свойственного тюркам. Бросается в глаза также то, что мужчины носят большие круглые фуражки европейского покроя. Женщины также носят преимущественно одежду европейского типа всех цветов. Лишь у немногих в одежде чувствуется влияние прошлого. Рядом о ними можно увидеть «белокожих» оо светлыми волосами — русских, — а также представителей восточных народов о монгольскими чертами лица. В Баку в настоящее время 1,3 млн жителей, приблизительно как в Мюнхене,» — рассказывал Поликайт.
Далее он немного уходит в историю, рассказывает как «жестоко эксплуатировали местных крестьян» и как народ восстал против эксплуататоров.
«Так, Баку превратился из средневекового восточного города в центр революционного рабочего движения,» — писал он.
Он рассказывает немецким читателям о бакинских стачках, о Бакинской коммуне, и о том как простой народ боролся с «нефтяными миллионерами.»
При этом, он уточняет, что нефть предопределила историю, и повлияла на настоящее Азербайджана. Он рассказывает о добыче нефти на территории Азербайджана, о бурильных установках, и тд.
При этом, немецкий журналист, видимо сам того не желая, негативно отозвался об иностранцах, которые наживались на азербайджанской нефти.
«В начале XX в. добыча бакинской нефти составляла половину всей мировой добычи. Появилось множество нахлебников — около 300 капиталистических объединений, среди них — русские, армянские, персидские, турецие, и, прежде всего, английские, французские, шведские, американские и немецкие коммерсанты,» — писал Поликайт.
Он отмечал, что не без гордости бакинцы называют свою родину «Нефтяная академия.»
«В конце 20-х гг. нефтяная промышленность в районе Баку была механизирована и электрифицирована. Электромоторы заменили используемые ранее тяжелые паровые машины. В 1930-е гг. в Баку была введена в строй первая в мире бурильная турбина, разработанная советскими инженерами. В 1939 г. бакинские инженеры разработали первый многоступенчатый турбинный бур. Наклонно направленное турбинное бурение скважины впервые было применено азербайджанским бурильщиком Ага Нейматуллой. После второй мировой войны стали бурить более глубокие скважины,» — писал журналист.
Далее, Поликайт приводит комментарий неназванного азербайджанского геолога: «Когда сто лет назад капиталисты начали добывать здесь нефть, — они привезли с собой все оборудование и специалистов. А сегодня даже американцы покупают установки для добычи нефти у нас на бакинских машиностроительных заводах. В нашем Институте нефти и химии, построенном при Советской власти, учатся студенты со всего мира«.
Немецкий редактор пишет, что в Баку можно встретить «более тысячи студентов» из Болгарии, ЧССР, ГДР, Индии, Алжира, арабских и латиноамериканских стран…, «и все это в стране, где 50 дет назад не было ни одного научного учреждения, где три четверти населения не могли читать и писать.»
Возвращаясь к нефти, Поликайт отмечает, что «качество бакинской нефти самое высокое» по всему СССР, и добавляет, что большим техническим достижением за последние годы явилось строительство «искусственного нефтяного города на море«.
Речь конечно же идет о «Нефтяных Камнях».
Поликайт рассказывал, как засыпали Биби-Эйбатскую бухту, и также о том, как нефтедобыча Азербайджана вышла на новый уровень после Второй мировой войны.
«Горстка отважных техников и рабочих на семи старых кораблях оправилась на расположенные в 100 км от побережья и проклинаемые моряками «Черные скалы», лишь немного выступающие из воды. На самой большой скале бурильщики соорудили крохотный барак. Здесь под шум ветра и воды они бурили скважины…», — рассказывал немецкий журналист.
Он коснулся и современного вида «Нефтяных Камней» (начало 1970-х гг.): «В настоящее время здесь построен современный город, где работают, учатся и отдыхают около 5 тыс. человек. Здесь есть поликлиника, столовые, магазины, пекарня, почтамт, электростанция, парикмахерская, дом культуры, клубы, библиотеки и кинотеатры… Единственная особенность этого грода — везде, куда не глянешь, вода. И здесь нет детей и стариков, т.к. все, работающие в этом городе, имеют квартиры на материке. 15 дней работают они на острове, 15 дней свободны. Их заработная плата на 50% повышает средний уровень. Для поездки в столицу республики к их услугам современные дизельные суда и вертолеты.»
Нефтяные Камни: первый в мире город на сваях в открытом море |
«Нефтяные Камни» Азербайджана из альбома 1967 г. (ФОТО) |
Город на сваях: «Нефтяные Камни» Баку на открытках 1975 г. (ФОТО) |
Немецкий коммунист также рассказывает читателям о том, что «Нефтяные Камни» не являются единственным таким городом — уже стали возникать и другие, выстроенные таким же способом.
«Общая длина всех искусственно построенных площадок в Бакинской бухте превышает сегодня 250 км,» — писал Поликайт. «Мы посетили один из молодых искусственных городов. До него можно добраться на машине по мосту длиной немногим больше километра…»
Здесь, немецкая делегация встретилась с Намиком Эфендиевым, которого Поликайт назвал «руководителем предприятия».
Н.Эфендиев рассказал западногерманским коммунистам как развивается техника бурения, а Поликайт отметил, что «здесь установлено 150 нефтяных вышек, дающих 4900 тонн нефти в день.»
А далее, Н.Эфендиев обратился к Поликайту с вопросом… о Тельмане.
«А знаете ли вы, что у нас в Азербайджане фамилия «Тельман» распространена в качестве имени? Особенно во второй половине 1930-х гг. здесь было популярно называть детей именем заключенного нацистами в тюрьму вождя немецких коммунистов… Так зовут моего шурина,» — сказал Н.Эфендиев ошарашенному Поликайту.
Немецкий журналист также уделяет в своем очерке немного места вопросу окружающей среды и как с этим справляется нефтяной Азербайджан, и своей беседе об этой теме с азербайджанским проводником.
По материалам сборника «Азербайджан за рубежом», газеты «Unsere Zeit»