А.Т.Алиев
Как в Азербайджане так и среди азербайджанцев Грузии в свое время существовали две формы семьи: большая и маленькая. В данном материале речь пойдет о большой семье.
Исследователь семейного быта азербайджанцев А.Гейбуллаев пишет, что создание формы большой семьи связано с появлением частного имущества, установлением патриархата и переходом от первобытного общинного строя к сельской общине.
Как рассказывали старожилы, в состав большой семьи входили представители из 3-4, а иногда и 5 поколений — братья, племянники, дяди, кузены, их жены, дети, внуки, правнуки и т.д. Их количество иногда достигало 30-40 человек.
Из полевых этнографических и литературных материалов следует, что мужчины присущие к первому поколению назывались «отцы», ко второму -«сыновья», к третьему — «внуки», к четвертому — «правнуки». Женщины, относящиеся к первому поколению носили имена «жены», к второму — «невесты», к третьему — «внуки-девочки», к четвертому — «правнуки-девочки».
Отметим, что большие семьи хотя и имели одно значение, но назывались разными терминами. Например, в различных регионах Азербайджана большая семья называлась «кюлфетли аиля», «агыр кюлфет», «бир четен», «боюк аиля» (большая семья), «гюджлю аиля» (сильная семья), «берекетли аиля» (богатая семья), «келе-кюлфет» (у татов), «йола хейзун» (у талышей), a среди азербайджанцев Грузии — «боюк кюлфет», «бирликли эв» (объединенный дом), «чохлуг эв» (большой дом), «бир гошун кюлфет», «бир болюк кюлфет», «топдагытмаз аиля» (нерушимая семья), «бир олкейе сыгмаз» и т.д.
Вместе с тем, у глав семей также существовали прозвища: «эв боюю» (главный в доме), «боюк ата» (главный отец), «боюк ана» (главная мать), «годжа деде» (старый дед, отец), «эвин атасы» (отец дома), «эвин башбилени» (Грузия) и т.д.
Стоит отметить, что разделение больших семей у татар (азербайджанцев) не было частым явлением. Одна из причин — налоговая политика царизма в 19 веке. Согласно закону, каждая семья облагалась налогом на дом. В связи с этим, разделение больших семей не было выгодно, и женатые братья предпочитали жить вместе и иметь одно неделимое хозяйство. Разделение семей происходило в редких случаях.
Экономическую основу больших семей составляло коллективное производство. Члены больших семей вместе пользовались предметами быта, сельскохозяйственными инструментами, хозяйственными постройками, крупным рогатым скотом, землями.
Согласно полевым этнографическим и литературным материалам, дома азербайджанцев Грузии, где проживали большие семьи назывались «юрд»,»юва», «кома», «дам», «эв», «имарет», и «гарадам» (жилье с плоской черной крышей).
Напомним, что «гарадамы» население регионов называли также «чардаглы дам», «бешик дам», «йой дамы». Среди грузин такие дома назывались как «дарбази», «глхатун».
«Гарадамы», где проживали большие семьи состояли из 2-3 частей. В одной части содержали скот. В некоторых семьях постройки для содержания скота находились снаружи. По словам старожилов, у каждой большой семьи имелось порядка 100-150 голов овец, 50-60 голов крупного рогатого скота и 10-15 голов лошадей.
Правил большой семьей аксакал (глава рода). Его указу и советам придерживались все члены семьи. Он также оставлял за собой право решать наиболее сложные проблемы. Все имущество семьи находилось в его распоряжении. Аксакал обладал правом лишать имущества или выгнать из дома любого члена семьи, который провинился.
Исследователь Н.Дубровин писал, что основу хозяйства семьи татар (азербайджанцев) составляло уважение к старшим. По сравнению с другими членами, глава семьи располагал большим уважением. После смерти отца, старший сын занимал его место. Все братья в независимости от количества проживали вместе. Они считали старшего брата главой семьи.
В свое время, об уважении к старшим писали и выдающиеся поэты Низами, Насреддин Туси (в произведении «Ахлаги-насири» — Насирова этика).
Стоит отметить, что подобное было и у других народов Кавказа. Например, в абхазких семьях, которые соединяли в себе три поколения, самый пожилой мужчина считался главным (аксакалом) даже если он уже не был в силах управлять семьей. Из-за своего возраста он считался уважаемым и за пределами семьи.
Исследователь семей и семейного быта грузинского региона Дманиси А.К.Ахмедов отмечал, что в больших семьях существовало разделение труда. Например посевом и скотоводством полностью занимались мужчины. Участие в работе главы семьи заставляло остальных (младших сыновей) работать более ответственно.
В больших семьях вторым уважаемым лицом считалась «агбирчек» (старшая мать). Все остальные женщины в семье находились под ее контролем. Они ставили ее в известность о всех проделанных работах. Без разрешения агбирчек другие женщины не имели право отдавать что-либо из дома. Продовольственные запасы семьи также находились под контролем агбирчек.
В отличие от мужчин, женщины занимались домашними работами. Они должны были смотреть за детьми, готовить еду, заниматься шитьем, прясть пряжу, разравнивать шерсть, ткать ковры и т.д.
Исследователи пишут, что и среди женщин имелись разделения обязанностей. Если мать готовила еду, то старшая невестка месила тесто, доила коров, занималась производством молочных продуктов. Те, кто шел дальше по возрасту, должны были жать зерно, просеивать муку, разжигать костер, а также заниматься ткачеством и шитьем.
Историко-этнографические исследования показывают, что форма больших семей сохранила свое существование как в Азербайджане так и в Грузии в 19 и начале 20-х веков. Переход к советской власти послужил постепенным переходом к форме семей меньшего размера.
По материалам журнала «Археология и этнография Азербайджана»