Интересные детали о скотоводстве в Ленкоранском округе Азербайджана (конец XIX в.)

Теймурбек Байрамалибеков (1862-1937) был одним из ярчайших представителей блестящей плеяды азербайджанских деятелей конца XIX – нач.XX вв.

Являясь выпускником Горийской Учительской Семинарии, интеллигентом, просветителем, педагогом, публицистом своего времени, Байрамалибеков был также выдающимся историком, этнографом и краеведом.

Значительный интерес для культурологов, фольклористов, краеведов и этнографов могут представлять записанные Т.Байрамалибековым данные о Ленкорани.

В данном материале – интересные детали о скотоводстве в Ленкоранском округе Азербайджана, собранные в конце XIX века:

Климатические условия и богатство растительности является самым благоприятным средством для развития в Ленкоранском уезде скотоводства, которое, играя весьма заметную, выдающуюся роль в крестьянском хозяйстве, составляет собой большую величину.

Но характер его в разных частях уезда далеко не одинаков: хотя во всех земледельческих участках сельчане занимаются разведением скота, однако скотоводство не имеет самостоятельного значения, ибо скот служит лишь в качестве тяглой силы; а с другой стороны, здесь развито скотоводство промышленного типа, имея многочисленные категории таких хозяйств, для коих продажа продуктов скотоводства составляет собой важный источник денежных поступлений.

Возникновение скотоводственного хозяйства в данном случае не только обусловлено соседством и влиянием больших промышленных городов, как Баку и Тифлис, а фактором, призвавшим его к жизни, является обилие летних и зимних пастбищ, т.е. обилие таких обширных площадей, которые ни для какой иной цели, кроме как для выгона скота, использованы не могут быть.

Характер этих пастбищ обусловливает и самую форму ведения хозяйства. Оно не может быть кочевым уже в силу того важного обстоятельства, что дополняющие друг друга летние и зимние пастбища расположены высоко на вершинах Зувандских, Аларских и Орандских гор; зимние же находятся далеко внизу на обширных равнинах Мугани.

Летние яйлаги расположены так высоко над уровнем моря, что сумма летней теплоты там совершенно недостаточна для созревания хлебных растений. На этих высотах в короткий летний период развивается пышная травяная растительность, служащая отличным подножным кормом для скота. Обилие горных ручейков и родников чрезвычайно облегчает уход за скотом и делает яйлаги более ценными.

Особенно удобными для скота… считаются плоские Кыз галасы и площади, находящиеся у подошвы гор Шиндан галасы и Чичакли, покрытые альпийскими лугами. Они имеют огромные преимущества, заключающееся в чудной, высокой, густой траве и прекрасной ключевой воде, благоприятно отражающейся на здоровьи скота и людей, никогда не болеющих малярией.

На этих возвышенных прохладных местах кочевники остаются до половины октября, а затем они спускаются обратно на зимние равнины, именуемые кишлагами. Кишлагами называются такие зимние пастбища, которые расположены на таких равнинах, на коих летом от сильной жары сгорает всякая растительность.

Зимой же здесь под небольшим снеговым покровом сохраняется высокая высохшая трава, частью выросшая после осенних дождей, а частью оставшаяся с лета. Эта трава тоже служит наилучшим кормом для скота, но не таким высококачественным каким является яйлажная трава. Так как кишлаги находятся в безводных местах, то главным бичом для скотоводов, перекочевавших на зимовку, является недостаток в воде.

Большею частью бывают такие случаи, что скоту приходится довольствоваться очень недоброкачественной водой или делать изнурительные переходы в поисках ближайшей речки, а потому скот к концу зимнего периода весьма заметно худеет, падая в весе и теряя свой приобретённый на яйлаге жир.

Зимние пастбищные равнины, благодаря обилию подножного корма, дают полную возможность скотоводам, живущим исключительно в кибитках, держать на них свой скот до конца апреля. Кочевники никогда не запасаются сеном для своих домашних животных, поддерживая их только кормом окружающей природы, несмотря на то, что скотоводство является для них необходимым подспорьем в их жизни, принося им громад-ную пользу во всех отношениях.

Пробыв на кишлагах до апреля, кочевники медленно поднимаются со своими стадами на летние яйлаги — на Зувандские, Аларские и Орандские горы, где они на возвышенных, прохладных, лесистых местах остаются до половины октября, а затем возвращаются обратно на зимние равнины, продолжая таким образом свою жизнь на лоне природы, ведя ужасную борьбу за своё горькое существование.

Летние яйлаги являются основанием ведения скотоводственного хозяйства, где скот и овцы поправляются от истощения и жиреют, кормясь сочной и сытной травой, живя на здоровом месте; но кишлаги лишь дополняют их в те месяцы, когда доступ на яйлаги совершенно закрыт. Обыкновенно подъем на яйлаги начинается в начале мая.

По мере того, как снег тает, скот подымается всё выше, и к концу мая достигает тех возвышенностей, которые служат летними пастбищами. Для сохранения лугов кочевники выгоняют свои стада и скот не раньше того времени, когда образуется травяной дёрн и окрепнет настолько, что стадо не будет оставлять следов от своих копыт, в противном же случае на затоптанной почве не окажется никакой растительности.

Кочевники остаются на кишлагах до тех пор, пока летние пастбища не будут готовы к приёму скота и баранты, что определяется временем: они оставляют своё зимование и отправляются на яйлажные возвышенности только тогда, когда снег стает на горах и весна вступит в свои права.

Если на горах снег сходит сравнительно поздно и при этом весна не сопровождается обильными дождями, то пасущийся на кишлагах скот начинает голодать, не находя себе корма в достаточном количестве. Такой же голод бывает и среди зимы иногда, если выпадает глубокий снег, из-под которого скот не может отрывать нужной ему пищи,есмотря на своё усиленное старание.

Слишком ранняя весна может спутать все расчёты кочевников, которым, вследствие наступления весенней жары, приходится преждевременно оставлять свои кишлаги, делая это не столько из-за недостатков корма, сколько из-за появления назойливых комаров, мух, других насекомых и ядовитых гадов.

Всё это доказывает, от какой массы неожиданных и негаданных случайностей зависит благосостояние кочевников. Естественно, что оно не подвергается риску быть уничтоженным лишь в том случае, если стадо обеспечено заготовленными на зиму кормами; но, к сожалению, этого никогда не случается, так как ни один из скотоводов не запасается на зиму кормами для своего скота благодаря отсутствию хозяйственной смекалки.

Во время перекочёвки с одного места на другое, в особенности на обратном пути, когда кочевники возвращаются на летние пастбища, животные на своём пути пьют испорченную воду, отчего на них и появляются чума и другие эпизоотии, от которых они околевают, причиняя таким образом хозяевам громадный убыток.

Соотношение между зимними и летними пастбищами, и в общем целом для всего Ленкоранского уезда весьма благоприятно, но при этом надо иметь в виду следующее: если площадь «под яйлагами» не может значительно сократиться в силу климатических условий, то совершенно обратное следует отметить о площади «под кишлагами»: постройкой оросительных сооружений человек отвоёвывает у степи значительные участки земли, чем и сокращаются кишлагские пастбища во вред скотоводству.

Прогресс сельского хозяйства ведь именно в том и заключается, что малодоходные зимние пастбища превращаются в посевы таких ценных культурных злаков, как рис, пшеница и ячмень, которые служат единственным подспорьем и источником средств к существованию земледельца. Таким образом у кочевников-скотоводов в перспективе намечаются всевозрастающие затруднения с кишлагами, недостаток в коих уже замечается.

Скотоводство у оседлых поселян

Скотоводством, как главным промыслом, исключительно занимаются те поселяне, которые, живя на низменной полосе поблизости моря и морец, ведут полукочевой образ жизни, разделяя свой труд между земледелием и скотоводством, а потому обладают меньшим количеством рогатых животных и овец, нежели кочевники, для коих скот составляют всё их добро и имущество, являясь единственным средством к их существованию, вследствие чего они посвящают им все свои труды и заботы.

Оседлые же жители держат скот в малом количестве, лишь столько, сколько его требуется при занятии земледелием; но исключение составляли русские поселенцы, которые, владея обширными землями, отнятыми по приказу бывшего царского высшего начальства у туземцев, имели свой скот и табуны лошадей в громадном числе, для коих существовало по берегу моря отдельное свободное громаднейшее пастбищное место, где они паслись постоянно днём и ночью, находившись под надзором вооружённых винтовками пастухов. Насколько богаты скотом жители низменной полосы, настолько же бедны обыватели горной стороны.

Рогатый скот, по преимуществу из местных пород, отличается выносливостью зебу — Bos Indicus с жирным, большим, толстым горбом на красивой хохолке с роскошными, изящными, будто полированными рогами. Это красивое индейской породы животное водится исключительно в талышских лесистых селениях и отличается выносливостъю в отношении к жаре, холоду и тяжести и замечательным быстрым ходом; а потому оно употребляется только для извоза, предпочитаясь обыкновенным быкам и ленивым буйволам.

В низменных же местах, расположенных по берегам моря, рек, озёр и истилей, обильных водой и отличающихся неимоверным количеством ядовитых комаров и назойливых мух в летнее время, предпочтение даётся буйволам, которые для таких болотистых мест незаменимы никакими домашними животными по своей неприхотливости, силе и необыкновенной выносливости.

Чтобы спасти себя от беспокойных насекомых, эти неповоротливые животные во время летней жары днём валяются в воде и выходят оттуда только тогда, когда настаёт прохлада. Они не могут переносить ни жары, ни холода. Буйволицы весьма выгодны в хозяйственном отношении, хотя очень обжорливы, так как дают больше молока, нежели местные коровы.

Буйволиное молоко жирнее и вкуснее коровьего. Сельчане-скотоводы ведут, как сказано выше, полукочевой образ жизни, так как они в начале апреля переселяются со своими домашними животными на такие близкие к морю места, где находится хороший подножный корм, и возвращаются обратно в свои селения на лето. Так же они поступают перед осенью, но только с той разницей, что они остаются в своих юртах зимовать, и возвращаются в начале мая для исполнения своих полевых работ.

Овцеводство

Основными промыслами ведения скотоводства как у кочевых, так у оседлых обывателей уезда, является предпочтение самых неприхотливых животных — овец. Недоступность многих горных пастбищ для крупного рогатого скота, в особенности для буйволов, а также необходимость дальних перекочёвок делает овец совершенно незаменимыми. Нужно помнить, что овцы служат источником для удовлетворения собственных потребностей овцеводов в пище и одежде, и что они дают материал для кустарного изготовления различных предметов, имеющих сбыт не только в самом Ленкоранском уезде, но и в других местах Азербайджана.

У местного населения, как выгодное хозяйство, держатся исключительно курдючные овцы туземной породы, дающие большую шерсть, весьма вкусное мясо и сало. Повсеместно в крае вся масса овец сосредоточивается у крупных овцеводов; мелкие же ограничиваются небольшим количеством их, невзирая на численное большинство их.

Особенно богатейшими овцеводами считаются аларцы и орандцы, пиримбельцы и порнаимцы. Зувандйре, аларские, орандские, пиримбельские и порнаимские плоскогорья дают овцам широкий обильный, сытный подножный корм и здоровую родниковую воду для питья, что благоприятно способствует развитию овцеводства в здешнем крае. На сказанных возвышенностях бывает всегда самая суровая снежная зима, которая, покрывая земной покров глубоким снегом, создаёт массовую бескормицу и падёж скота и пшчиняет овцеводам большой материальный ущерб, потому что горцы никогда не запасаются на зиму кормом, что гибельно и пагубно отражается на поголовье.

Овцеводство представляется главным ешшводственным промыслом у туземного населения округа, где разводится во множестве только кшдючная овца, не требующая решительно никакого ухода. Вследствие большой выносливости и физической крепости, она приносит своему хозяину громадную пользу, оставаясь всегда летом и зимой на подножном корму даже в холодные месады во время ягнения. Она доставляет своему хозяину шерсть на сукно, войлок и ковры, деньги на пропитание семьи и на уплату государственных податей и покупку разных необходимых вещей для нужд семьи.

Крупный скот

Для оседлого земледельческого населения долин и предгорий разведение скота не служит самостоятельным источником дохода; поэтому здесь преобладает крупный рогатый скот, являющийся единственным видом рабочего скота, но только у русских переселенцев для сельскохозяйственных работ применяются лошади. Виды крупного рогатого скота следующие: буйволы, буйволицы, быки и коровы. Буйволы и буйволицы встречаются только на низменностях, изобилующих водой, болотами, йстилями и озёрами, обросшими камышами, осокой и кугой.

Буйволы значительно превосходят волов по силе и вьшосливости, но они доступны были только богатым крестьянам вследствие дорогого ухода за ними, отличающимися ужасной обжорливостью и леностью, а потому преобладающим типом рабочего скота в предгорной полосе нужно считать волов, отличающихся большею подвижностью, нежели буйволы; а на низменностях — последних.

Главной породой скота является местная, слабосильная, малорослая, не отличающаяся вдобавок молочностью. По типу местный скот может быть отнесён к мясо-рабочему. Получаемое молоко служит обычно для удовлетворения личных потребностей земледельца и лишь частично поступает на рынок в виде масла и сыра. Корова даёт хорошее масло.

Наилучший сыр получается от овечьего молока, а из козьего и буйволиного молока приготовляется прекрасный катык. Буйволицы обладают большим количеством молока, содержащего в себе много жиру, а потому многие находят более выгодным в хозяйственном отношении именно буйлиц, нежели коров. Русские переселенцы имеют исключительно коров российской породы, дающих каждая в день по два ведра молока.

Сведения были собраны Т.Байрамалибековым в 1894 г.

По материалам книги “Теймур бек Байрамалибеков. Избранные произведения”