История азербайджанского фольклора: зачем в могилы клали разбитые зеркала

Б.Абдулла

Одним из самых интересных и архаических жанров азербайджанского устного народного творчества является сынама (примета).

Как известно, в эпоху первобытного мышления люди были бессильны в поисках понимания природы большинства явлений окружающего мира, в своих попытках обобщить свои наблюдения. Причину трудностей и препятствий, с которыми им приходилось сталкиваться в своей жизни, они выискивали в природе, в различных явлениях и предметах окружавшей их среды, усматривая в малейшем сходстве определенную внутреннюю связь, зависимость.

Сынама, отличающиеся обширным и разнообразным тематическим содержанием, обладают весьма богатыми специфическими особенностями.

Например обычай класть в могилу умершего человека зеркала (независимо от пола). Данный обычай принадлежит к числу бытовых особенностей очень и очень древнего происхождения, сохранившихся и на дальнейших исторических этапах развития.

На территории Азербайджана, в могилах, относящихся по времени к VII-IV в. до н. э. находили зеркала, выполненные большей частью в виде бронзовых изделий. Особенно много их было обнаружено таковых в могилах скифов и сарматов. Бронзовые зеркала, найденные в Гахском районе в могилах катакомбового типа, считались учеными частью Албанского культурного наследия.

Несомненно, наиболее значительным и ценным в данном случае фактором является то, что оставленные в могилах зеркала – разбитые. К тому же, исходя из сведений, содержащихся в источниках, эти самые зеркала были разбиты преднамеренно, сознательно.

Существовало мнение о том, что зеркало, отражающее дух, разбивали для того, чтобы обитавший в нем дух вышел бы оттуда, покинул это зеркало, уйдя вслед за своим хозяином. Люди полагали даже, что помещенные вместе с покойником разные предметы, вещи только тогда начинают служить ему, когда их разбивают, ломают, другими словами, уничтожают.

К примеру, согласно верованиям хакасов, принадлежащих к тюркоязычным народам, дух после смерти своего хозяина прибывает в особом в мире — мире духов. В силу этого все то, что будет оставлено в могиле, должно быть испорчено, сломано с тем, чтобы дух вышел из этих самых предметов и покинул бы мир вслед за своим хозяином.

Существовало предположение о том, что люди, с целью предотвращения возвращение духа умершего человека к ним обратно и причинения вреда, разбивали зеркало, выступавшее в качестве символа последнего.

Здесь представляется уместным обратить внимание на следующий фактор. Сновидения, в которых фигурирует покойник, истолковывались людьми в негативном плане. Более того, человек, которому приснилось нечто подобное, впадал в ужас, начинал испытывать неимоверный страх перед этим покойником, который, якобы, теперь явится к нему и заберёт с собой.

В данном случае, чтобы выпутаться из угрожающей ситуации, данный человек пересказывал содержание своего сна, прежде всего воде. Вода же, считалась средством, отражающим дух ещё задолго до появления бронзового зеркала. Выходит, что сон в описываемом случае пересказывается в действительности духу, который в свою очередь избавит хозяина от беды.

Порой бывало и так, что в могиле умершего оставляли лишь осколок разбитого зеркала, другой же хранил у себя один из ближайших родственников покойного. Когда же умирал и он, то этот самый кусок разбитого зеркала помещали уже в его могилу. Этим самым люди будто бы достигали того, что духи умерших родственников узнают и найдут друг друга в мире духов.

Относительно рассматриваемого вопроса привлекает внимание еще одна особенность, правда, несколько отличная от тех, что уже были изложены в связи с разбитым зеркалом.

Так, в одной древней китайской легенде рассказывается о неком мужчине, который, отправляясь в дальнюю дорогу, разбивает зеркало и забирает с собой один из его осколков. Другую его половину оставляет дома, у жены. Проходит некоторое время. Оставшись одна, жена изменяет своему мужу. В этот момент тот осколок разбитого зеркала, что находится у жены, превращается в сороку и летит вслед за мужем этой женщины, извещая его о совершенной измене.

Аналогичных сюжетов среди азербайджанских образцов фольклора нет. У азербайджанцев, помимо выплёскивания воды вслед за человеком, отправляющимся в дальний путь, существует также обычай доставать при этом зеркало. Что же касается сороки, то нужно отметить, что в народе она всегда считалось птицей, приносящей счастье.

В сравнении с современным бытом, зеркало в быту древних людей принадлежало к числу весьма редких предметов. Поверье же относительно важности оставления зеркала в могиле заняло довольно прочное место в азербайджанском быту. Вот почему в случаях отсутствия зеркала люди начинали выискивать различные пути выхода из подобной неблагоприятной ситуации. Это их стремление получило выражение в том, что зеркало стали изображать на надгробии.

Такого рода рисунки встречались в основном на кладбищах Абшерона. Интересно и то, что порой зеркало оказывалось разбитым не только внутри могилы, но и на изображении, нанесенном на надгробии. К примеру, по устному сообщению фольклориста Н.Сеидова, рисунки на надгробиях могил, на древнем Гянджинском кладбище изображали собой сломанные зеркала.

Из всего изложенного следует логический вывод: поскольку зеркало разбивали в случае кончины кого-либо, то его случайная, непреднамеренная поломка также истолковывалась в качестве дурного предзнаменования, как знак предстоящего несчастья.

По книге автора “Азербайджанский обрядовый фольклор и его поэтика”