Буддийская культура глазами азербайджанских художников 1960-х-1980-х гг.

С.Велиева

Зарубежная тематика, и в частности тема стран Востока, занимает важное место в изобразительном искусстве Азербайджана ХХ века. 1950-1980-е годы – время, когда художники Азербайджана совершали многочисленные творческие командировки, бывали в странах Европы, Азии и Африки, всюду наблюдали образ жизни, быт и нравы местных народов, нелегкий труд простых людей, красоту и своеобразие природы.

1950-1980-е годы являются временем расцвета изобразительного искусства Азербайджана. В эти годы художники Азербайджана создали лучшие свои произведения, многие из которых в дальнейшем составили основу золотого фонда изобразительного искусства республики.

В восточной тематике азербайджанских художников особо выделяются страны с буддийской культурой – Китай, Монголия, Япония, Непал. Н.Гасымов, Н.Абдуррахманов, Э.Рзакулиев, Дж.Муфидзаде и другие художники побывали в этих странах и создали замечательные композиции, изображая не только жизнь и быт местных народов, но и живописные пейзажи, ярко и насыщенно передающие красоту первозданной природы.

Н.Абдурахманов

Среди них был и Н.Гасымов, еще в молодости посетивший Китай. Будучи молодым художником, Надир Гасымов посетил Китай в 1960 году и создал серию картин, в которую входят 19 произведений.

Можно сказать, что все эти работы созданы на одном дыхании, в том же 1960 году, за исключением одной, написанной год спустя. Это полотно “Великая Китайская Стена” (1961), изображающее одно из чудес света, один из немногих рукотворных объектов на Земле, непосредственно наблюдаемых из космоса. Величие Китайской стены художник передал, избрав такую перспективу, при которой одна из башен находится почти прямо перед зрителем, а изгибающаяся линия стены уходит далеко вдаль, к заснеженным горным вершинам.

Безусловно, создание таких композиций указывает на наличие устойчивых культурных взаимоотношений и их исторических корней. Эту идею в историко-философском аспекте развивает и Т.Байрамов, отметивший, в частности, влияние уйгурской художественной традиции на становление Тебризской миниатюрной школы, особенно при монгольских Ильханах.

Впервые Н.Абдурахманов посетил Китай в 1968 году. До этого он имел опыт посещения всего лишь одной страны – в 1958 году ему довелось провести целый месяц в Корее. Корейская серия художника включает не менее десятка картин и, по мнению искусствоведов, оказала заметное влияние на его изобразительный язык.

Что касается Китая, то почти все его работы посвященные этой стране относятся к графическому искусству. Они выполнены либо акварелью, либо пастелью, либо в смешанной технике. Китайская серия Н.Абдурахманова интересна не только своей графической декларацией, но и сюжетно-тематической направленностью. По сути, она делится на две равные части – Шанхай и все остальное. Уже во время первого посещения Китая в 1968 году Шанхай поразил художника своей городской средой. Это впечатление было настолько сильным, что Н.Абдурахманов возвращается к городскому пейзажу Шанхая спустя четверть века – в 1992 году.

Зарубежная тематика Народного художника Эльбека Рзакулиева (1926-2007) впечатляет своим широким диапазоном. Художник побывал во многих частях света – от Мексики до Японии. Результатом этих поездок стали многочисленные графические и живописные работы, весьма красочно и своеобразно передаю-щие характерные особенности разных регионов и культур.

Стоит отметить, что Э.Рзакулиев устраивал персональные выставки после каждого своего путешествия, открывая для себя неизведанные страны и культуры, что из года в год привлекало к его творчеству все больше и больше внимания. Уголки старого города, жизнь и быт простых жителей, портреты интересных людей занимают основу зарубежной тематики Э.Рзакулиева.

Э.Рзагулиев

Восточные страны – неотъемлемая часть его зарубежной тематики. Он побывал в ряде арабских стран, в Турции и Индии. Весьма плодотворной оказалась поездка в Непал – страну, расположенную между Индией и Китаем и впитавшую в себя культуру обеих держав. Художник побывал в Непале в начале 1980-х годов, когда и создал наиболее запоминавшиеся картины по Непальской серии.

Написанные по большей части акварелью, эти работы в реалистических тонах передают всю полноту и красочность местных традиций, создают реальное представление о жизни, роде деятельности и культуре простых непальцев. На них запечатлены повседневные сцены – пестрые базары, где идет оживленный торг дарами этого восточного края, шумные улицы дневного Катманду, ремесленники за работой, бегущие полуголыми детишки и женщины в сари и, наконец, храмы.

Конечно же, внимание художника привлекли и статуи Будды – их в стране оказалось очень много. Одна из акварельных работ Э. Рзакулиева так и называется – «Большой Будда». Художник изобразил одну из достопримечательностей этой таинственной земли – статую Большого Будды, расположенную перед фасадом крупного здания-храма и вдоль лестничной террасы, ведущей куда-то вдаль.

В композиции видны и люди, однако их внимание приковано не Буддой, а чем-то другим, скорее, житейскими заботами. Суетливость, озабоченность людей вовсе не отражается в облике просветленного мудреца. Свободный от мирских страстей, Будда сидит в традиционной позе – поджав ноги и спокойно положив руки на колени. Бесстрастное и умиротворенное, лишенное эмоций лицо мудреца словно внушает доверие и покорность.

Э.Рзагулиев

В колористическом решении преобладают желто-коричневые тона, характерные для городской среды стран Востока. Увлеченный восточными культурами, художник даже сделал заметку в верхнем левом углу местной графикой. Вероятно, в этом ему помог кто-то из местных знакомых.

Показ жизни стран, где распространена буддийская культура, оставил заметный след в зарубежной темати-ке изобразительного искусства Азербайджана, несмотря на то, что эти страны не были самыми популярными среди отечественных художников.

Рассматривая данную тематику на примере творчества Э. Рзакулиева, можно сделать некоторые выводы. Общие тематические особенности, характерные для других регионов Востока, проявляют себя и в показе этой культуры. Это изображение простых людей, мотивов городской жизни, историко-архитектурных памятников. Этому соответствует и выбранный колорит, в целом являющийся общим для Востока, хотя и с небольшими вариациями, в зависимости от конкретного региона и композиции.

По материалам журнала «Манускрипт»