Город Шуша в Карабахе по праву считается колыбелью азербайджанской культуры, родиной известных поэтов, писателей, музыкантов и художников, внесших неоценимый вклад в азербайджанскую литературу, музыку и искусство. Здания и дома, в которых жили эти выдающиеся личности, привносят красоту в облик города, придают ему самобытность и колорит.
Например двухэтажный дом Гасым бека Закира находился в квартале Гаджи Юсифли. В имении были старинные ворота и cводчатый проход. На верхнем этаже имелась одна большая зала и две небольшие комнатки. Рабочий кабинет поэта располагался над сводчатым проходом. Перед домом была пристройка, зеленел очаровательный сад. В саду благоухали розы, росли фруктовые деревья. Поэт любил слагать стихи, сидя в саду, там же он встречал гостей и вел беседы.
В квартале Мамайи был двухэтажный дом Мир Мохсуна Навваба. Навваб — прогрессивный общественный деятель Азербайджана XIX века, известный ученый, поэт, музыковед, художник. Обладая энциклопедическими знаниями и редкими способностями, Навваб внес весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство. Его разносторонняя деятельность, научные мысли и исследования нашли отражение более чем в двадцати сочинениях автора. Он также автор многих рисунков и миниатюр.
С именем Навваба связано открытие в Шуше библиотеки и читальни, школ «усули-джедид» – с новым методом обучения. На его самодельной печатной машине издавались и распространялись многие стихи азербайджанских поэтов.
Нижний этаж здания использовался как склад. А на втором этаже имелась просторная зала и две небольшие комнаты. Будучи уникальным каллиграфом, Мир Мохсум Навваб собственноручно разукрашивал комнаты своего дома, отдавая предпочтение растительным орнаментам и изображениям соловьев. Уникальные росписи стен впоследствии были завешаны в ходе ремонта новым владельцем жилья.
В квартале Кочарли жил великий драматург Наджаф бек Везиров. Всего им было написано более двадцати драматургических произведений, много статей и фельетонов, несколько рассказов. В 1896 году Н. Везиров написал первую азербайджанскую трагедию «Горе Фахраддина», в которой создал положительный образ молодого азербайджанского просветителя-помещика, протестующего против феодальных порядков, стремящегося к реформе патриархального уклада жизни, распространению культуры.
Везиров – талантливый продолжатель реалистических традиций великого Мирзы Фатали Ахундова. В его произведениях показаны самые отталкивающие характеры высокомерных помещиков-тунеядцев, стяжателей купцов-самодуров, бесшабашных капиталистов-дельцов.
В квартале Мердинли находился трехэтажный особняк Мешади Эйюба Баки. Он разделял свою обитель с братом — поэтом Мешади Насиром, снискавшим известность под псевдонимом “Ловхи”. Второй этаж особняка на несколько лет арендовала Гамида ханум Джаваншир. На первом же она открыла ткацкую мастерскую. В этой мастерской женщины ткали шерстяные ткани, тем самым зарабатывая себе на жизнь. В этом доме, ее супруг, редактор журнала «Молла Насреддин» Джалил Мамедкулизаде написал свое знаменитое произведение ”Мертвецы» и «Книга моей матери». Сюда наведывались известные писатели и поэты того времени, деятели искусства, вели беседы о дальнейшей судьбе народа.
Позже один из богатых купцов Шуши Мешади Мухаммед выкупил этот дом и сделал ремонт. В годы советской власти в этом здании на верхнем этаже располагался Шушинский районный комитет партии, а на нижнем-Шушинский районный комитет комсомола.
Дом, где родился и жил великий педагог Фирудин бек Кочарли, располагался в квартале Кочарли. Это было двухэтажное здание, на каждом этаже которого было предусмотрено четыре комнаты. Перед домом был разбит живописный сад. В этом доме часто собирались прогрессивные деятели культуры и искусства того времени, вели дискуссии, касающиеся вопросов просвещения и культуры. Впоследствии здание было преобразовано в клуб. Позже к зданию были пристроены еще две стены, создан просторный салон. Таким образом, форма здания полностью преобразилась.
Двухэтажный дом Джаббара Карягдыоглы располагался в квартале Сеидли. Карягдыоглы известен в истории азербайджанской культуры как выдающийся певец, талантливый композитор, видный музыкальный деятель и поэт-лирик. К 1910—1915 годам он был широко известен на Кавказе, в Иране и Средней Азии. Тысячи людей, живущих в Грозном, Владикавказе, Махачкале, Дербенте и в других кавказских городах, стремились попасть на его концерты. Талантом Карягдыоглы восхищались в Тебризе, Тегеране. Стамбуле, Ашхабаде, Бухаре, Самарканде.
На первом этаже его дома в Шуше было четыре комнаты, а на втором — один большой зал и одна комната. Джаббар Карягдыоглы жил в этом доме вместе со своим старшим братом, поэтом, ханенде Мешади Мухаммедом Бюльбюлем и четырьмя другими братьями. Карабахские ханенде часто собирались в этом доме, беседовали о музыкальном искусстве, исполняли мугамы и народные песни.
Дом выдающегося драматурга-просветителя, талантливого прозаика-реалиста, публициста-сатирика, театрального деятеля, музыкальный эрудит, дирижёра, переводчика, учёного и педагога Абдуррагим бека Ахвердиева представлял собой трехэтажное здание в квартале Мамайи. На втором и третьем этаже были предусмотрены четыре комнаты и просторная зала. Стены комнат украшали великолепные картины. В этом доме периодически собирались поэты, писатели и музыканты того времени.
Дом Узеира Гаджибекова в квартале Чолгала располагался неподалеку от дворца Хуршидбану Натаван. Это был двухэтажный особняк, состоящий из нескольких комнат. Фасад здания был обращен на восток. Перед домом был небольшой сад. Гениальный композитор родился в этом доме и прожил здесь четырнадцать лет. Позже из-за отсутствия ухода здание пришло в негодность. Впоследствии здесь был открыт дом-музей великого композитора.
Двухэтажный десятикомнатный дом в квартале Демирчиляр в Шуше принадлежал поэту, просветителю Мухаммеду Ага Муджтагидзаде, перу которого принадлежало знаменитое произведение “Риязул-ашугин”. В этом доме собирались члены литературного собрания «Меджлис-фарамушан», вели беседы об искусстве и поэзии.
В четырехкомнатном доме в квартале Джульфалар родился Сулейман Сани Ахундов. Этому патриоту выпало жить и творить в трёх совершенно разных эпохах, разных социально-политических системах – при царизме, при демократии и при советском режиме. Нижний этаж дома, где жил писатель-драматург, использовался под склад. В этом доме прошло детство писателя, позже, в первые годы советской власти, работая в Шуше, он оставался в своем родовом гнезде.
Дом Ханбике был двухэтажным, входившим в жилой комплекс Хуршидбану Натаван, и находился с правой стороны Дворца ханской дочери. Во времена царского правления здесь размещалась “Николаевская” городская школа, а в первые годы советской власти — “Наримановская”. В этом доме часто проводились литературно-музыкальные вечера, театральные представления. Комедия Джалила Мамедкулизаде “Мертвецы” была поставлена здесь 17 августа 1919 года. Дом Ханбике простоял до 1992 года.
По материалам В.Гулиева, агенства АЗЕРТАДЖ