А.Пашаев
Основными занятиями жителей Ордубада в XIX—начале XX вв. являлись садоводство, виноградство, шелководство и, отчасти, кустарные ремесла. В первой половине XIX в. эти отрасли носили характер меновой торговли и были, в первую очередь, призваны удовлетворять ежедневные потребности горожан.
Бахчеводство и огородничество не играли существенной роли в экономике Ордубада. Бахчевые и огородные культуры выращивались только для собственного потребления, лишь небольшая их часть попадала на местный рынок. Культивируемые в Ордубаде различные сорта арбуза, дыни, огурцов, лука, лобьи (мелкая белая фасоль), стручкового перца, столовой зелени полностью и круглогодично обеспечивали горожан.
Географическое положение и благоприятные природные и климатические условия Ордубада создали необходимые предпосылки для появления здесь с давних пор садоводства и позволили ему занять особое место в развитии этой отрасли хозяйства в Азербайджане. Вместе с тем те же факторы способствовали формированию специфических черт у этого вида занятий местного населения.
Садоводство в Ордубаде имеет древнюю историю. Персидский географ Мухаммад Йазди, рассказывая о повсеместном его развитии здесь в XVII в., сообщает о многочисленных местных садах. Азербайджанский путешественник и географ Зейналабдин Ширвани также рассказывает, что в Ордубаде было множество садов, в которых имелось изобилие прекрасных плодов. В тот период Ордубад на всем Востоке славился своими гранатами.
В XIX в. садоводство, по сравнению с другими отраслями местного хозяйства, занимало важное место в экономике Ордубада. До присоединения к России, садоводство в Ордубаде носило натуральный характер: полученный урожай шел только на удовлетворение потребностей местного населения. Положение изменилось ближе к середине XIX в., когда наблюдалось неуклонное усиление значения Азербайджана в торгово-экономических связях всего Закавказья. Начиная со второй половины XIX в., жители Ордубада стали продавать свою продукцию не только на местном рынке, но и приняли активное участие во внешнеторговых операциях.
По сравнению с другими отраслями хозяйства Ордубада, садоводство давало больше дохода, являясь главным занятием местного населения. Анализ полевых этнографических материалов показал, что собранный урожай частично шел на удовлетворение повседневных нужд ордубадцев, а частью — на обмен на необходимую им продукцию зерноводства, скотоводства и других отраслей сельского хозяйства.
Как отмечали старожилы, значительную часть фруктов сушили и вывозили: «При обмене сушеные фрукты ценятся вдвое дороже свежих. За пуд свежей кураги или персиков получается пуд пшеницы; за пуд свежей алычи — полпуда пшеницы; за пять фунтов сушеных фруктов — фунт немытой шерсти«.
К исходу XIX в. садоводство Ордубада достигло весьма высокого уровня развития. За 30-40 лет, в течение 1830-1860-х годов, площадь под садами увеличилась в исследуемой зоне в 13 раз.
В XIX-начале XX вв. наблюдался также количественный рост садов. Так, если в 1840-1850-е годы в Ордубаде имелось 335 садов, то в 1860-е годы их стало более 470. Благодаря высокому уровню развития садоводства город стал известен не только в самом Азербайджане, но также на всем Кавказе и на Востоке. Все, кто занимался в XIX в. изучением Ордубадской зоны, единодушно отмечали, что местное садоводство занимало одно из ведущих мест в Закавказье.
Расположение Ордубада в горной местности, малое количество пригодной для хлебопашества земли вели к тому, что ее использовали преимущественно под сады, которые в местных условиях давали больший, по сравнению с другими отраслями сельского хозяйства, доход. Этим и объясняется почему местное население предпочитало заниматься садоводством и оно занимало важное место в жизнедеятельности населения. Можно констатировать, что садоводство считалось одним из основных источников получения этих средств.
Как считали в прошлом, кроме садоводства, никакая другая сфера хозяйственной деятельности не могла дать ордубадцам возможности для существования.
В течение многих столетий садоводы Ордубада накопили большой эмпирический опыт в области выведения новых и улучшения существовавших пород плодовых деревьев. Местные садоводы на базе этих дичков сумели создать ценные, урожайные и вкусные сорта, которые в дальнейшем культивировались — например, такие сорта персиков, как терелли, шерелли, салами, созданные на основе местного исходного материала, получили широкую известность.
Анализ собранных этнографических материалов показывает, что к наиболее распространенным видам культивируемых в Ордубаде фруктов принадлели яблоки. Среди фруктов они занимали главное место в ежедневном рационе местного населения: яблоки употребляли в свежем виде, зимой и весной — в сушеном; они входят в состав некоторых кушаний, из них готовили варенье и сок.
Вместе с тем яблоки являлись обязательным атрибутом ряда обрядов и церемоний. Например, когда новобрачная переступала порог дома своего мужа, ее осыпали монетами, конфетами и мелко нарезанными яблоками. Считалось, что это поможет новобрачной принести в дом мужа не только счастье, но и достаток.
На основе собранного полевого этнографического материала установлено, что в прошлом в Ордубаде культивировали до 60-ти сортов яблок. Среди них: мюшки (мускатное, красное), реджеби (по имени собств.), йай алмасы (летнее), дженнет алмасы (райское), гирде ширин (круглое, сладкое), долма алмасы (названо так, потому что этот сорт употребляли при изготовлении национального кушанья — долмы), йер алмасы (земляное), даш алма (крепкое, букв. «каменное»), нефли алма (полезное), джефер алмасы (по имени собств.), гюлаби (розовое), гарайарпаг (чернолистное), шекери (сахарное), дарагы (названо так, потому что напоминает серьги «гребенчатого» типа), экбери (по имени собств.), нюснюсю (по имени одного из окрестных ордубадских селений), зогалбейи (кизиловое), ордубади (ордубадское).
Груша (армуд) также занимала важное место в ежедневном рационе населения. Их употребляли в свежем и сушеном виде, а также при приготовлении алана (сушеные фрукты, начиненные грецкими орехами, пряностями и сахаром). В Ордубаде культивировали до 20-ти сортов груш, в том числе эндирйаны (по имени собств.), хой армуду (по назв. города Хоя в Южном Азербайджане, Иране), билдирчин буду (бедро перепелки), гыш армуду (зимняя), даш армуду (букв, «каменная», крепкая), летензир, пейгембери (груша пророка Мухаммеда), хювюлю (подобная персику), хинди (индийская), крым армуду (крымская), аббаси (по имени собств.), нар армуду (гранатовая).
Культивирование персиков (шафталы) занимали особое место в садоводстве Ордубада. Их выращивали преимущественно в самом городе Ордубаде и селениях Вананд и Ханага. Персики размножали не прививкой, а косточками плода и черенками. Несмотря на это, местные садоводы, опираясь на многовековый опыт, вывели такие сорта, которые произрастают только в Ордубаде и его зоне: терелли, шерелли, салами. Одной из особенностей ордубадских персиков было то, что различные сорта вызревали в разное время: от середины июля до конца декабря. Таким образом, в течение полугода население довольствовалось свежими персиками. Их употребляли как в свежем виде, так и сушеном — для приготовления алана и компота.
Также нужно отметить, что в результате скрещивания с абрикосом в Ордубаде были выведены сорта персиков без пушка (ворса) на кожице: терелли, белый и красный шерелли.
Из других плодов, которые разводили в Ордубаде, следует отметить различные сорта черешни гилас: сары, тара, аг гилас (желтая, черная, белая), эйлис гиласы (эйлисская — по назв. сел. Эйлис в Ордубадской зоне), нюснюс гиласы (по назв. сел. Нюснюс в той же зоне), невресте (ранняя), шпанка; плоды иннаб-унаби; различные сорта сливы — гявалы: албухара (чернослив), назиралы (по имени собств.), тумбул (по назв. селения в зоне Нахчывана), сары алы (желтая), бейлер алы (бекская); разные сорта алычи: йай мелеси (ранняя летняя), реджеби (по имени собств.), теберзе (тебризский), йаз мелеси (весенняя), гейдже (зеленоватая, сладкая, полученная путем прививки); сорта вишни — гиленар или албалы; миндаля: — бадам: кягыз бадамы (букв, «бумажный» — из-за тонкой скорлупы), даш бадам (крепкий); сорта грецкого ореха — гоз: кагызы чувалдыз (букв, «бумажный» — из-за тонкой скорлупы), гыров (с толстой крепкой скорлупой), гирде кяхаты (круглый, с крепкой скорлупой). Имелись также небольшие плантации мелкого ореха — фындыг (лещина).
Плодовые насаждения в самом городе Ордубаде и его окрестностях по занимаемой площади, составу деревьев, способу их посадки делились на две группы: баг (большой сад) и багча (малый сад). Большие были расположены преимущественно вдоль р.Ордубад-чай, в направлении к Аразу, на Ордубадской равнине, частично на равнинах Десте и Джульфинской. Они принадлежали крупным садовладельцам.
Малые сады были разбиты на приусадебных участках; их называли также «хане багча». Урожай малых садов шел в основном на удовлетворение потребностей домовладельца и его семьи. Лишь незначительная его часть предназначалась на продажу. В отличие от больших садов в приусадебных, наряду с плодовыми деревьями, выращивали также виноград, огородные культуры.
Садоводство являлось не только тяжелой и трудоемкой отраслью, оно требовало не только особого внимания и заботы, но и концентрировало в себе несколько видов труда. Во-первых, требовалась соответствующая предварительная обработка земли, предназначенной для закладки сада; во-вторых, сам процесс посадки деревьев предполагал определенные специальные навыки; в-третьих, следовало обладать уменьем ухаживать за деревьями: поливать, формовать, удобрять их, а также собирать и транспортировать урожай.
В Ордубаде практиковали два способа закладки садов: а) посадки плодовых деревьев на новых участках; б) посадки на старых садовых участках, плодородие которых удавалось восстановить.
В прошлом рекультивация участков не требовала особых усилий, ибо заключалась преимущественно в замене засохших деревьев молодыми, в их поливке, удобрении. Для закладки сада на новом участке прилагалось больше стараний: почву предварительно очищали от камней и кустарников, ставили ограду. Для большего плодородия в землю вносили удобрения, рассыпали навоз.
На землях, отведенных для новых насаждений, опытные садоводы в течение нескольких лет сажали предшествующие культуры: говун (дыня), гарпыз (арбуз), лобйа (мелкая белая фасоль), йонджа (клевер). Это позволяло, рационально использовать землю, повысить ее плодородие, обеспечивало потребность плодовых насаждений в воде в первые годы их жизни: предшествующие культуры улучшали структуру почвы и создавали в ней первоначальный запас влаги.
Географические и естественно-климатические условия Ордубада и его зоны позволяли полностью обеспечивать водой возделываемые земли. Существовавшая оросительная система — реки, родники и кяхризы (подземные искусственные самотечные водоводы) обеспечивали полив плодовых садов, посевов, виноградников, огородов и приусадебных участков. Были выработаны определенные правила орошения, согласно, которым регулировались количество и время подачи воды.
Например, считалось целесообразным поливать плодовые сады до восхода солнца и после захода. В этом случае земля лучше и на большую глубину пропитывалась влагой, что позволяло основным корням систематически получать подпитку. Не случайно среди садоводов бытовало выражение: «торпаг суйу джанына чекир» (почва основательно пропитывается водой).
Полив плодовых деревьев, как правило, проводился через систему архов (арык, наземный искусственный самотечный водовод). Для этого от головного арха, питаемого водой от кяхриза, реки или иного источника, отводили дживе арх (малые арыки). По ним вода поступала к каждому дереву, вокруг ствола которого рыли широкую и глубокую яму — гельмедже; в ней накапливалась влага, постепенно впитывавшаяся в почву. Края такой ямы обваловывали землей, создавая тийе (запруд). Вода обычно подавалась в сад, начиная с нижнего конца, поочередно к каждому дереву, и до тех пор, пока запруды не наполнялись до краев.
Садам воду давали пять раз в год. В числе важнейших забот садоводов было увеличение насаждений и их омоложение, создание новых сортов.
Селекционной работой в Ордубадской зоне занимались, как правило, многоопытные пейвасчы (окулировщики), но нередко и сами садовладельцы. На основе народных способ выведения новых сортов растений, местные садоводы удостоверились, что в условиях исследуемой зоны наилучшим методом получения хороших, урожайных, вкусных фруктовых и ягодных сортов является прививка («джалаг»).
Во время этнографических полевых наблюдений было установлено, что в Ордубаде применялись несколько методов окулировки: искене или кель гойма — прививка «долотом», гез пейвасы — прививка глазком; гейдирме пейвас — прививка в расщеп, гюдара пейвас — прививка отводком. Сбор урожая производился вручную или встряхиванием. Различные виды плодов, а иногда один и тот же вид собирали по разному, в зависимости от того, для чего они предназначались.
Сбор яблок местное население именовало «алма денлеме» (сбор вручную). Летние яблоки обычно стряхивали с дерева; осенние же, предназначавшиеся для длительного хранения, собирали вручную, аккуратно, чтобы не побить плоды. Груши, предназначенные для длительного хранения, собирали специальной «ловушкой»—армуд дерен (собиратель груш) — овальной формы доской, с отверстиями в которые вставлялись деревянные колышки. «Ловушка» крепилась вместе с небольшой плетеной корзинкой (себет) на палке длиной 7-8 м. Плетеная корзинка вмещала 7-8 плодов. Такоё приспособление применялось и в других зонах Азербайджана. Его использовали также для сбора плодов с высоко расположенных ветвей.
Грецкий орех обычно стряхивали с дерева, используя также специальное приспособление — золу (крепкую палку из ясеня 6 — 7 м); стоя на толстой ветке, ею сбивали плоды, которые нельзя было достать рукой. Для очистки плодов от мясистой зеленой оболочки их оставляли на 2 — 3 дня на земле, прикрыв свежей травой, после чего они вручную и легко вылущивались из зеленой оболочки. Затем орехи сушили на солнце в течение 2 — 3 недель, и, очистив от скорлупы, собирали в мешки, плетеные корзины и хранили в сухом месте. Для предотвращения чищенных орехов от высыхания и потемнения, помещение, где они находились, периодически проветривали, а сами ядра перебирали.
Среди продукции садоводства Ордубада, предназначенной на вывоз, грецкие орехи занимали особое место. Достаточно отметить, что как ядра, так и орехи в скорлупе можно было хранить в течение достаточно длительного времени и перевозить на любые расстояния.
Персики, черешню, вишню, айву собирали вручную. Для сбора черешни и вишни часто привлекали детей. Шелковицу стряхивали. С этой целью несколько человек держали под деревом развернутый йелеш или йелни палас (простыня из бязи), под теми ветвями, которые тряс забравшийся на них один из участников операции. Ягоды, падавшие при первом и втором стряхивании, шли главным образом на приготовление дошаба (густого вареного тутового сока) и тутового самогона; а ягоды третьего раза—для еды, ибо только они считались вкусными и съедобными.
По материалам книги автора