Зима 1956 года выдалась в Талыше с необычно сильными морозами, частыми снегопадами и буранами. Многометровые толщи снега скрыли горные тропы. Связь с Пирассурой — уже известным на весь СССР селом Лерика (Азербайджан), где жил долгожитель Махмуд Эйвазов (1808-1960), была потеряна.
Но тем не менее, в один из мартовских дней, группа горцев пробилась в село, где жил Эйвазов, чтобы донести радостную весть о награждении его Орденом Трудового Красного Знамени. Так правительство высоко оценило трудовую деятельность старейшего колхозника страны.
Тихая Пирассура в тот памятный мартовский день заполнилась горцами из окрестных селений. С большими трудностями пробились в ненастную погоду в село посланцы от райкома партии и райисполкома. Они принесли с собой первые поздравительные телеграммы Эйвазову от Центрального Комитета Компартии Азербайджана, от ЦК ЛКСМ Азербайджана, от Министерств сельского хозяйства СССР и Азербайджанское ССР, профессора-физиолога А.Караева и других.
Писем становилось все больше. Сумка сельского почтальона становилась все тяжелее — он привозил из райцентра кипы писем, адресованные своему старейшему земляку. На помощь Эйвазов призвал внуков и правнуков, но и они не успевали отвечать на все дружеские послания.
Еще предстояло получить орден. За наградой старик приехал в столицу Азербайджана. Весть о пребывании в Баку знаменитого долгожителя быстро облетела город. Почетного гостя узнавали на улицах города старые нефтяники и дети, играющие на приморском бульваре, бакинцы сердечно поздравляли его и приглашали в гости.
20 апреля в Большом зале Верховного Совета Азербайджанской ССР состоялась церемония вручения ордена старейшему жителю среди отмеченных правительственной наградой.
Многочисленные представители общественности столицы Азербайджана присутствовали в зале: ученые, нефтяники, композиторы, певцы, писатели, работники сельского хозяйства и промышленных предприятий, военные, школьники, депутаты, министры. Беспрерывно работали кинокамеры хроникеров, щелкали аппаратами фоторепортеры.
По поручению Президиума Верховного Совета Союза ССР Председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Мирза Ибрагимов вручил Орден Трудового Красного Знамени Махмуду Эйвазову.
Зал долго бурно аплодировал. Все видели, как вручавший награду показал старику два пальца: «Желаю тебе, дорогой наш земляк, прожить две сотни лет!»
Эйвазов приложил руку к груди и чуть наклонил голову в знак сердечной благодарности, и ответил: «Спасибо за доброе пожелание… Но я хочу перешагнуть и за двести!»
Вновь вспыхнули аплодисменты. Подняв над головой руку, растроганный старик благодарил за такое проявление уважения и любви к нему.
Пионеры преподнесли «Большому дедушке» букет живых цветов, повязали ему красный галстук. После такого почета, который был ему оказан, Эйвазов пожелал ответить своим новым друзьям. Он встал и отложил свою палку, с которой не расставался уже много лет, в сторону. Это не осталось незамеченным и вызвало новые рукоплескания. Этим жестом старик как бы хотел сказать, что сердечные слова людей сделали его моложе.
Вечером впервые в своей жизни, Махмуд Эйвазов слушал оперу. В Азербайджанском театре оперы и балета шла опера «Шах Исмаил». Она произвела огромное впечатление на старика. События, развернувшиеся в спектакле, относились к тем далеким временам, когда на азербайджанской земле всем заправляли ханы и беки. Все это было Эйвазову хорошо знакомо. Здесь, в театре, старик как бы встретился со своей молодостью. Музыка, песни, пляска родного народа, мастерски исполняемые артистами, так взволновали старика; что он не мог сдержать слез.
В гостиницу, где остановился Эйвазов, приходили представители нефтяных промыслов, школ, воинских частей, учреждений… Все они приглашали старика в гости, просили встречи с их коллективами.
Но прежде чем разрешать старику утомительные поездки и беседы, его осмотрели врачи. Профессор Эмин Эфендиев и другие долго и внимательно слушали, как бьется сердце пациента, и нашли, что у Эйвазова сердце еще здоровое, не изношенное долгими годами. Профессор Эфендиев заявил обрадованному старику, что с «таким сердцем можно прожить еще десятки лет.»
Эйвазов был несказанно рад не только потому, что он еще раз убедился в своем крепком здоровье, а больше всего потому, что медики выпустили его из клиники. Эйвазов никого так не боялся в жизни, как врачей.
Пожалуй, самое большое удовольствие получал старик от встреч и бесед с детьми. И это было видно, когда он приехал в гости к бакинским школьникам во Дворец пионеров. Дети повели старика по многочисленным комнатам и залам своего Дворца, познакомили его со своим самодеятельным творчеством.
Играла музыка, пели песни. А когда начались танцы, то Эйвазов не удержался и, несказанно удивив и обрадовав всех, стал танцевать. На память о незабываемой встрече, бакинские пионеры подарили ему скульптурную фигуру своей работы, альбом с видами своего города и альбом, который рассказывал о работе Дворца.
21 апреля Махмуд Эйвазов присутствовал в Театре оперы и балета на торжественном заседании, посвященном 86-й годовщине со дня рождения В.Ленина. Почетного гостя пригласили занять место в Президиуме торжественного заседания.
Встречи с нефтяниками и воинами, работниками киностудии и сельского хозяйстра, посещения музеев, исторических мест Баку… Каждый день пребывания в Баку был насыщен незабываемыми впечатлениями.
Наступила пора отъезда домой. Газеты и радио информировали читателей и слушателей о днях пребывания Махмуда Эйвазова в Баку. По дороге в Лерик, в Ленкорани Эйвазова ждали огромные толпы людей. Стихийно возник митинг, на котором выступил и знатный горец. Митинги состоялись и в райцентре, где на дальних подступах к Лерику юные горцы с яркими букетами полевых цветов ждали машину с Эйвазовым. Десятки всадников встречали своего земляка на окраине горного села Пирассура.
К сожалению, Махмуд Эйвазов не дожил до 200 лет. Он скончался в 1960 г., в возрасте 152 лет, согласно данным советского времени.
По материалам книги Н.Паниева, М.Мусаева