Баку для туристов в 1891 г.: от нефтяных фонтанов с камнями до места казни в Диван-хане

В 1891 году в Тифлисе из печати вышел справочник «Баку и его окрестности», как приложение к справочной книге «Кавказ». Составителем справочника был публицист, журналист Георгий Туманов.

Во вступлении книги отмечалось: «Выпуская настоящую книжку, считаем нужным заявить, что она имеет главным образом характер путеводителя по описываемым в ней местностям…»

Источниками для составления справочника послужили несколько исследований, календарей, многие из которых вышли в 1890 году.

Не слишком много места в книге Туманов уделяет достопримечательностям Баку. Учитывая, как составлена книга, акцент делался не на приезжих, интересующихся историей.

«Старая часть города окружена крепостными стенами с рядом ворот (Шемахинских, Тагиевских и пр.). Она расположена на пологом холме, на самой верхушке которого находятся развалины некогда замечательного дворца прежних ширван-шахов. Тут же возвышается древняя шахская мечеть, и недалеко отсюда, в старой части города, высится над набережной и морем оригинальная башня, так назыв. Кизь-кала (Девичья башня),» — пишет журналист.

Он отмечает, что дворец по внешнему виду — мрачно-желтого цвета и имеет арабскую архитектуру.

«Со двора имеется вход в лабиринт комнат шахских жен, но главное, что достойно внимания во дворце, это — передняя со входом, изукрашенным замечательной резьбой, и зал, так назыв. Диван-хане, игравший роль судилища и местной казни (на это указывает надпись на арабском языке над входом в зал),» — отмечает он.

И далее идут подробности: «Последний не что иное, как возвышенная площадка, прикрыта каменным сводом, опирающимся на колонны. В середине зала находится небольшое отверстие, которое закрывалось подвижной колонной. В прежнее время к этому месту подводили преступника и обезглавливали его. Голова падала через отверстие в пропасть, и затем оно вновь задергивалось колонной. По северо-восточной стороне дворца небольшая узкая каменная лестница ведет на плоскую крышу его, откуда открывается вид на город.»

Девичья башня и вид на набережную. Фото 1902 г.

Туманов пишет, что возле дворца находится древняя мечеть, основанная, по надписи, в XI в. (1078 г.).

Судя по описанию журналиста, мечеть находилась не в лучшем состоянии: «В настоящее время она не представляет ничего достопримечательного, в ней не осталось больше ни фресок, ни надписей, ни фигур на стенах и потолке, лишь во дворе сохранилась гробница основателя этой мечети. Как мечеть, так и гробница содержатся весьма опрятно и устланы плетеными из соломы ковриками. Снутри мечети идет лестница наверх, на минарет.»

Далее Туманов переходит к рассказу о «старинной мрачной башне Киз-кала».

«(Она) имеет округлую форму и снутри ее идет крутая, узкая и высокая каменная лестница, ряд ступеней которой чередуются с небольшими перекинутыми деревянными мостиками, построенными сравнительно недавно, лет двадцать назад. Лестница ведет на плоскую крышу, вид с которой на весь город и рейд — грандиозен,» — отмечает он.

Журналист признается, что неизвестно к какому времени принадлежит постройка башни, но упоминает, что она тесно связана с хорошо известной восточной легендой о «злоключениях некой ханской дочери, скрывавшейся здесь от обольщения со стороны своего отца и бросившейся в конце концов с этой башни.»

Он пишет, что при башне имеется продолговатое и столь же древнее и мрачное строение, играющее роль подпорки, и добавляет, что «Киз-кала ныне превращена в маяк.»

Следующая значительная достопримечательность в Баку у Туманова находится на Каспии.

«К числу достопримечательностей нужно отнести еще подводное строение в бакинской бухте, в несколько сот саженей от берега. Стены этого строения опираются на башни, которые выдаются на поверхность воды на несколько футов. Эти выступающие из-под воды верхушки строениея у местных обывателей носят название «баиловых камней». По одним преданиям, «баиловые камни» — остатки древнего города Баила или Сабаила, по другим — остатки существовавшего здесь некогда обширного караван-сарая. Эти руины мусульманского зодчества, принадлежащие к XII или XIII в. ясно свидетельствуют о постепенном понижении берега бухты, вследствие чего они оказались потонувшими в воде,» — рассказывает он.

Не забывает он и о памятнике кн. Цицианову, который требовал сдачи бакинской крепости у Гусейн Кули-хана в начале XIX в., но был обезглавлен. Туманов пишет, что памятник стоит «в виде пирамидообразной колонны на месте его убиения, против крепостных стен, и поставлен в небольшом сквере, в довольно грязной части города, примыкающей к базару.»

Конечно, самой главной достопримечательностью Баку являются фонтаны. Нефтяные фонтаны…

Туманов пишет, что «самой главной достопримечательностью в Баку и его окрестностей являются несомненно нефтяные источники и керосиновые заводы…», добавляя при этом, что нефтяные фонтаны наиболее интересны для туристов, не задающихся при посещении Баку какими-нибудь специальными целями.»

Фото Александра Мишона, сентябрь 1887 года

Дальше журналист «раскрывает тему»: «Фонтаны эти появляются в неопределенные периоды на промыслах. как у города (Биби-Эйбат) так и в особенности поодаль от него, в Балаханах, и представляют собой грандиозное зрелище, особенно ночью, при электрическом освещении. Они бьют с большой силой, в несколько сажен высоты, и дают в сутки несравненно больше, чем американские фонтаны — иногда до 600 тыс. пудов.»

Он предупреждает туристов, что «бакинские фонтаны бывают в иных случаях до такой степени бурны, что выбрасывают камни, нефть же дают в смеси с песком и соленой водой.»

Напоследок, Туманов отмечает, что «к числу нефтяных достопримечательностей Баку и его окрестностей необходимо отнести также морские огни у Баилова мыса и сураханские вечные огни.»