Возникновение на территории Азербайджана каменных надгробий в виде коня в эпоху средневековья не случайное, локальное и кратковременное явление. Эти надгробия появились когда уже давно велась борьба с идолопоклонничеством посредством Ислама.
Факт появления таких надгробий в эту эпоху свидетельствует о живучести древнего языческого символизма коня в мировоззрении населения территории Азербайджана.
Доисламскому формированию символизма коня способствовало то, что конь издавна давал своему обладателю пищу, одежду, силу, богатство, преимущество в скорости и преодолении больших расстояний. Конь спасал жизнь, олицетворял доблесть воина, отвагу охотника и являлся атрибутом власти. Культивирование символа коня у кочевников продолжилось и после принятия Ислама. Этот древний культ привел к широкому распространению надгробных памятников в виде коня у многих тюркских народов.
Самые ранние изображения диких, а позже и одомашненных коней в Азербайджане были обнаружены среди петроглифов Гобустана и датированы эпохой энеолита и ранней бронзы (V-III тыс. до н.э.). В этих петроглифах пока еще не наблюдалось особое культивирование и мистификация образа коня. В петроглифах Гобустана конь был отражением значимого атрибута охотников.
Ранние свидетельства культивирования символа коня появились в эпоху железа (I тыс. до н.э) и были связаны с тем, что в это время конь превратился в важный атрибут воина — защищающего, приносящего победу, власть, богатство и свободу. К этому времени относятся и ранние ритуальные захоронения коня вместе с умершим хозяином в курганах.
По мнению Геродота, который затрагивал эту тему в своих трудах, смысл захоронения коня был в том, чтобы конь служил захороненному и в загробном мире, а также, чтобы благополучно доехать до своего дальнего места предназначения.
Военно-политические контакты и перманентные оседания скифских племен на Южном Кавказе, привели к еще большему распространению культа коня в этом регионе. Конь стал неотъемлемым атрибутом воина, а его изображения постоянно присутствовали на золотых предметах могильного инвентаря.
Дальнейшее культивирование образа коня, превращение его в важный символ религиозно-идеологических верований наблюдалось в античную эпоху. Обожествление природных начал и стихий, мифологизация важнейших процессов и явлений жизни природы и общества выражались посредством различных зооморфных символов. Одним из них был символ быстрого коня, олицетворявшего стихию дождя, его силу и скорость.
В Авесте (собрание священных текстов зороастрийцев, которые жили и на территории Азербайджана), божество дождя – Тиштрия представлено в виде белой лошади, приносящая на землю влагу и дождь. На культовых зороастрийских сосудах для жертвоприношений также изображались скульптурные виды коня. Нахождение многочисленных акваманилов в виде коня в могильном инвентаре этого времени свидетельствует о значимости и роли этого животного и его символа в религии и идеологии этой эпохи. Акваманилы с протомой лошади использовались в ритуалах вызывания дождя и жертвоприношениях земле и воде.
В процессе погребения эти акваманилы оставляли в могиле, рядом с захороненным, чтобы он мог совершать свои обряды и в потусторонней жизни.
Культ лошади, широко распространенный у скифов, хуннов а позже – у хазаров и огузов, продолжил распространяться и в раннем средневековье. Важная роль коня в жизни не ограничивалась лишь потребностями в военной мобильности, которую обеспечивали конные воины. Основным видом хозяйства, дающим пропитание местным племенам было животноводство.
Природно-климатические и географические особенности территории Южного Кавказа обусловили появление здесь отгонного животноводства, при котором, с наступлением лета и высыханием трав на низменностях, стада животных отгонялись на высокогорные пастбища.
С наступлением осени стада кочевали обратно на свои зимние стойбища. Всю эту сложную работу по выпасу больших стад животных, пастухи не могли выполнять без помощи быстроходных коней. Таким образом, наряду с военной функцией, конь был важным элементом хозяйственной жизни местных кочевников.
Роль коня в военной и хозяйственной жизни еще более усилилась в средние века. Постоянные межплеменные войны за пастбища и природные ресурсы еще более увеличили роль коня, который превратился в мужской символ свободы, героизма и высокого социального и имущественного статуса. Именно эти факторы и предопределили появление многочисленных надгробных памятников в виде каменных статуй коней на территории Азербайджана.
Каменный конь, вечно стоящий над могилой символизировал героизм, удаль, высокий социальный и имущественный статус своего хозяина, ушедшего в иной мир. «Окаменевший» конь вечно ожидал своего хозяина, «намекая» на его присутствие и возможность его возвращения.
Символизм коня охватывал множество этнокультурных и религиозно-идеологических нарративов, среди которых большое значение имели символические образы, воспетые в мифах и народных эпосах. Одним из важных народных нарративов, постулирующих особую роль и значение коня в приобретении его хозяином героических качеств, является старинный азербайджанский эпос «Кероглу» («Сын слепого»). В этом эпосе любимый быстроходный конь Гыр-ат (Черный конь) помогает главному герою эпоса проявить воинскую доблесть и отвагу, спасает от врагов, молниеносно воссоединяет его с любимой, предупреждает об опасности и т.д.
Мистическая родословная коня «Гыр-ат» в эпосе — «объясняет» волшебную способность коня в мгновение ока доставлять своего хозяина к желанной и недоступной цели.
Таким образом, в средневековом народном эпосе конь обозначен как мистическое транспортное средство, быстро доставляющее человека к месту назначения/мечте. Способность коня переносить человека через пространство и время, экстраполировалась и на мистический переход после смерти в иной/загробный мир.
Формированию культа коня, и распространению его памятников на могилах способствовал не только фактор высокой скорости передвижения коня. Вместе с тем, конь был атрибутом имущественного статуса его хозяина. Конь был очень дорогим животным и присутствие его памятника на могиле однозначно воспринималось как знак материальной обеспеченности социальной избранности захороненного.
Эти факторы повлияли на формирование традиции установки каменных памятников коня на средневековых могилах. Такие памятники в огромном количестве были обнаружены в таких регионах Азербайджана как Карабах (Кельбаджар, Лачин, Геранбой, Барда), Ширван, Нахчыван, Мугань, Шамкир, Товуз, а также, в регионах компактного проживания азербайджанцев на территории современных Грузии и Армении.
Каждому из этих регионов присущи свои стилистические особенности могильных памятников в виде лошади. При всем стилистическом многообразии, можно выделить два основных типа изображения лошади: Первый и наиболее ранний тип изображал коня с раздельно сдвоенными передними и задними ногами. Такое стилистическое решения привело к тому, что со временем, у большинства таких памятников ноги были отломаны.
Второй тип изображал коня, ноги которого лишь слегка прорисованы на цельной каменной глыбе. Передние и задние ноги таких памятников не выделялись из общего силуэта фигуры коня. Памятники, в которых ноги животного не были отделены от общей каменной массы надгробия, лучше сохранились. Абсолютное большинство каменных могильных памятников с лошадьми изображали оседланных коней, ждущих своего хозяина. В таких надгробиях роскошное конское седло, богатая сбруя и украшения коня свидетельствовали о высоком социальном статусе захороненного.
На таких могильных памятниках арабским письмом писались имена захороненного, дата его смерти, коранические тексты, отрывки из стихов классиков Восточной поэзии и различные эпитафии. На некоторых могильных памятниках в виде коня имелись изображения племенной тамги, указывающей на этническое происхождение захороненного.
По материалам Т.Ибрагимова, Национальной Академии Наук Азербайджана
Из истории азербайджанского фольклора: приметы и поверья о лошадях |
Карабахские лошади на картинах и рисунках азербайджанских художников (ФОТО) |
Бакинские лошади на снимках 1880-1990-х годов (ФОТО) |