Азербайджанская традиционная медная посуда для воды (XIX – начало XX вв.)

Аттига Измайлова, Айгюн Мехтиева

В XVIII – XIX веках важное место в домашнем обиходе азербайджанцев занимали посуда и бытовая утварь из меди. Для приготовления и принятия пищи, для хранения воды в основном употреблялась медная посуда. Наряду с этим, из меди изготавливались различные предме- ты бытового обихода – светильники (чыраги), мангалы, шкатулки. Об этом немало свидетельств можно найти в литературе начала XIX века.

Так один из авторов писал, что «самый бедный поселянин имеет у себя медные котлы, кувшины, чашки и другие домашние вещи». Это объясняется высоким уровнем производства медной посуды в Азербайджане. Во всех городах имелись мастерские медников, а главным центром производства медной посуды было село Лагич, продукция которого вывозилась в крупные города — Баку, Тифлис, Дербент, а также в Персию.

Еще в конце XIX века Лагич сохранял свое значение важного центра производства медной посуды. Медные изделия Лагича поставлялись на рынки всего Кавказа, а также Персии и Османской Турции.

Согласно литературным источникам, мастера в Лагиче подразделяли свою продукцию на два вида, в зависимости от сложности работы. Изделия, изготовление которых отличается большей сложностью, назывались «изафа», а более простые – «хара», причем первые соответственно стоили дороже. К классу «изафа» относилась почти вся посуда, предназначенная для воды – гюйюмы, афтафа, сатылы и т.д. Эти сосуды изготовляли из нескольких частей, имевших различную форму.

В Азербайджане, как и других странах Востока, на протяжении тысячелетий было создано и вошло в обиход множество сосудов для воды. Эту посуду можно классифицировать, исходя из функциональных особенностей: 1) сосуды для переноса воды на расстояние (гюйюм); 2) сосуды для хранения и употребления воды (сатыл); 3) сосуды для умывания и для подачи воды на стол (афтафа-ляйян, долча); 4) черпаки и сосуды для питья (тайгулп, джам).

В зависимости от предназначения сосуды для воды имели различную форму, приспособления для слива, рукоятки (или дужки). Украшение сосудов орнаментом также зависело от их практического применения.

Медный кувшин «долча». XIX — начало ХХ вв.

ГЮЙЮМЫ (GÜYÜM)

Это сосуды в форме больших кувшинов с узким длинным горлом и ручкой такого размера, который позволяет закинуть кувшин на плечо. Отметим, что в Азербайджане пользовались главным образом родниковой водой, в меньшей степени колодезной – согласно характеру местности и природным условиям. Поэтому наибольшее распространение имела переноска воды с родников в гюйюмах, причем это считалось женским занятием. Рациональность гюйюмов особенно заметна в горных и предгорных местностях, где женщинам приходилось зачастую двигаться по крутой тропинке, то в гору, то вниз. Узкое и высокое горло гюйюма не позволяло воде расплескаться, а объемная ручка позволяла переложить тяжесть на спину.

Дома воду обычно переливали в другую посуду с широким устьем, более удобную для употребления, например в сатыл. К тому же гюйюмы были очень тяжелые, их неудобно было каждый раз поднимать. Крупные гюйюмы имели общую высоту в 60–70 см, высота горлышка 20–25 см, длина ручки 30–40 см; их изготовляли из трех-четырех частей, соединенных способом пайки и ковки. Делали гюйюмы и меньших размеров, видимо, для девочек, которые с детства приобщались к домашнему труду.

Наряду с этим, были также гюйюмы еще меньшего размера. Эти сосуды не украшались орнаментом, лишь на некоторых из них на тулове прочерчены параллельные линии. Дело в том, что гюйюмы относились к дорогостоящему классу изделий «изафа», а с орнаментом они стоили бы еще дороже. Гюйюмы лудили лишь изредка, по просьбе заказчика; при полевых исследованиях установлено, что их поверхность обрабатывали воском. Считалось, что гюйюм должен иметь натуральный цвет.

Из литературы известны следующие термины для обозначения данного типа сосудов: гюйюм, саханк (səhəng), фарш (farş). Термин «гюйюм» использовался в северной части Азербайджана – Ширване, Гянджинской, Шекинской, Загатальской зонах, а в Карабахе больше употребляется слово «саханк» (иногда санак).

Гравировка на медном сосуде «джам». XIX в.

САТЫЛ (SATıL)

По конструкции и назначению сатыл схож с ведром. Этот сосуд имел широкое устье, тулово его его к середине несколько сужалось, а к основанию опять расширялось. Сатылы использовались для хранения воды и переноса ее на близкое расстояние. Широкое устье позволяло зачерпывать воду кружкой. Использовались сатылы также при купании в бане, для подогрева воды. У устья сатыла распологались петли, в которые продевались концами дужки из толстого медного стержня. Как правило, сатыл имел высоту 32 см и диаметр устья 24 см, но размеры были неодинаковые. Также имелись сатылы малых, «детских» размеров.

Поскольку сатылы обычно ставили в доме на видном месте, носили в баню, т.е. в общественное место, их в отличие от гюйюма украшали, нанося гравировку в форме довольно сложного орнамента на тулове, параллельными полосами. Обычно сверху проводили несколько узких полос растительного орнамента, затем широкая полоса с крупным орнаментом, чаще всего в форме серии бута с растительным орнаментом внутри. В некоторых случаях между бута изображены веточки с цветами. Широкая полоса обычно была заключена в узкие полоски растительного орнамента.

Нередко дужки сатылов украшали параллельными насечками и растительным орнаментом. Концы дужек часто заканчивались змеиными головами. Кроме того, плоская часть петель для дужек, припаянная к тулову сатына, часто имела форму наконечника стрелы, иногда фигурного листа. Сатылы нередко заказывали мастерам. В этом случае сосуд лучше орнаментировался, и на нем указывалось имя владельца. Были и сатылы, на которых указывалось имя мастера. Сатылы имели широкое распространение в Азербайджане в XIX – начале ХХ века, а затем были вытеснены более легкими и дешевыми ведрами.

Медный сосуд для омовения «афтафа». XIX в.
Гравировка на медном сосуде «афтафа». XIX в.

АФТАФА-ЛЯЙЯН, ДОЛЧА (AFTAFA-LƏYƏN, DOLÇA)

В Азербайджане издавна существовал обычай обносить гостей специальным умывальным прибором «афтафа-ляйян», состоящим из кувшина и тазика. Этот обычай связан с тем, что в прошлом при трапезе не пользовались столовыми приборами, еду брали из тарелки руками, и это вызывало необходимость мыть руки перед едой и после еды.

Об этом обычае упоминают путешественники, посещавшие Азербайджан в средние века. Умывальные приборы часто встречаются на миниатюрах XVI века, где изображены сценки застолья. Этот обычай повсеместно бытовал в Азербайджане и в XIX веке, сохранялся он места- ми в селах и в XX веке. Иногда афтафа использова- лась для питья воды.

Афтафа изготовлялась очень изящной формы: сферическое тулово, длинное узкое горлышко, узкий длинный носик, через который вода вытекала тонкой струйкой, не обрызгивая участников трапезы. Афтафа снабжена также красивой куполообразной крышкой и фигурными ручками. Изящной формой отличались и тазики, отвернутые края которых украшались ажурной резьбой и гравированным орнаментом.

Были две две разновидности афтафы: с шарообразным и со сплющенным с двух сторон туловом. И те, и другие украшались гравированным орнаментом различной композиции. Но ряд элементов орнамента повторяется. Так, на некоторых сосудах встречались изображения зайца. Характерны изображения декоративных элементов, связанных с водой, – рыбок, рыбьей чешуи, голов дракона и пр.

Обычно на носике и горлышке сосудов прочерчены продольные линии, показывающие их уже и длиннее, чем на самом деле. Часты изображения двуглавого орла, главным образом на сосудах с уплощенным туловом, что дает основание предполагать их изготовление во второй половине XIX века, когда Азербайджан находился в составе России. Разнообразие орнаментировки и изящество отделки свидетельствует о богатом творческом воображении мастеров, изготовлявших афтафы. Украшение изысканными орнаментами связано с тем, что афтафы использовались среди общества и ставились обычно на видном месте. Следует отметить, что не всегда афтафы использовались в комплекте с тазиками. Видимо, часть их применялась просто для подачи на стол воды или шербета для питья.

Термин «афтафа» употреблялся повсеместно, хотя в литературе XIX века он имеет форму «гаф- тафа», а мастера из Лагича произносили его как «haftafa».

Долча, которую мы относим к третьему типу сосудов, имеет грушевидное тулово, сравнительно широкое горло с треугольной прорезью для слива и одну небольшого объема ручку. Устье слишком узкое для того, чтобы зачерпывать воду. Этот сосуд по форме напоминает русские глиняные кувшины — «жбаны» и появился, видимо, в конце XIX века. По словам мастеров, долча предназначалась для подачи воды на стол. На долчу наносили орнамент, в целом тот же, что и на сатыл, но более изысканной работы.

Медная чаша «джам». XIX- начало ХХ вв.

ТАЙГУЛП, ДЖАМ (TAYQULP, CAM)

В Азербайджане в качестве черпаков использовались мелкие сосуды — кружки, чаши, ковши. Тайгулп – медная кружка с широким устьем и дном, несколько суженная в середине тулова, с фигурной ручкой. Тайгулпы использовали в качестве черпака, для питья воды, иногда в них варили яйца.

Тайгулпы имели сугубо практическое значение, их употребляли только для домашних нужд, поэтому украшению не при- давали особого значения.

Помимо основного, больше литературного названия, тайгулпы имели еще несколько бытовых
обозначений – «текгулп», «бир элли» (təkqulp, bir əlli), что означает «с одной рукояткой». При полевых исследованиях был также зафиксирован термин «гел-гел» (gəl gəl), распространенный в селах Джилов, Джабирли, Набур Шамахинского района. Известен еще словарный термин «парч», но согласно сведениям из различных районов, термин обозначает простую афтафу, которую использовали при омовении.

Джам — небольшая чашка с плоским дном, использовавшаяся как черпак, для питья воды, для еды, иногда для приготовления или разогрева небольшого количества пищи. Джамы были различных размеров, но чаще всего – диаметр устья 15–18 см, донышка – 7-8 см. Орнаменты наносили главным образом с внутренней стороны.

На внутренней стенке обычно широкая полоса растительного орнамента, обрамленная сверху и снизу узкой полосой с простым геометрическим орнаментом. На донышке бывает выгравирован пятилепестковый цветок. Снаружи — лишь узкая полоса орнамента вверху. У небольшой группы джамов внешняя поверхность была покрыта таким же рисунком, как и внутренняя.

Особо следует остановиться на сосудах «гырхачар-джам», что в переводе означает «джам сорока ключей». Отличительной чертой этих джамов из латуни служил полусферический выступ на дне, на котором закреплялась маленькая чашечка. По краю чашечки имелись отверстия, к которым прикрепляли сорок маленьких ключей.

Иногда ключи делали в виде прямоугольных пластинок. Изнутри и снаружи такой джам был сплошь покрыт записями молитв из Корана. На ключах также имелись надписи. Диаметр устья джама 16-18 см, донышка – 8-9 см. Такие джамы считались магическими, из них сорок раз поливали водой во время купания выздоровевших после болезни рожениц — верили, что таким путем человек очищается от последствий болезни. Этот обряд представляет собой отголосок культа воды, существовавшего в Азербайджане в древности.

Авторы выражают благодарность за ценную информацию мастеру–меднику Фараджу Алиеву. По материалам журнала IRS Наследие