О торговых делах английского дипломата Э.Дженкинсона с «Королем Ширвана» (1562-1565 гг.)

И.Костина

В XVI веке между Русским и Сефевидским государствами стали развиваться отношения на обоюдно выгодных условиях. Торговля была источником богатства, не только отдельных купцов, но и самих государей, которые учитывая большую выгоду от торговли, особенно сефевидские шахи и беглярбеки, сами занимались торговлей.

Самыми крупными купцами были шахи, их наместники и феодалы. Торговлю они вели через так называемых шахских купцов, имевшие большие льготы и привилегии перед другими купцами в стране и за ее пределами. Царские и шахские купцы освобождались не только от всяких пошлин, с них не брали даже плату за проезд и кормили бесплатно.

Шахские купцы в большом масштабе ввозили в города Русского государства шелк-сырец, изделия из шелка, драгоценные камни золотые и серебряные изделия, пряности и другие ценные товары. Азербайджанские товары получили широкое распространение в России и потому, что в Сефевидском государстве, особенно в городах Азербайджана, частыми гостями были царские купцы т.н. «Казенная торговля», осуществляемая русскими купцами.

К середине XVI века Ивану IV удалось установить прочные связи во время правления шаха Тахмасиба I (1524-1576) и ширванского беглярбека Абдулла-хана (1548-1565).

После ухода османов из пределов Сефевидского государства, шах Тахмасиб I назначил беглярбеком Ширвана Абдулла-хана Устаджлу. Среди других беглярбеков Ширвана, Абдулла-хан особенно отличался своим умом и способностью государственного деятеля, являлся самостоятельным правителем и в определенной мере проводил независимую политику.

Минуя шахское правительство, Абдулла-хан вел переговоры с представителем «Московской компании» англичанином Э. Дженкинсоном, который одновременно являлся и посланником Ивана Грозного. Следует отметить, что в официальном русском документе беглярбек Ширвана Абдулла-хан именуется, как «Король Ширвана».

Англичане, создав «Московскую компанию» неоднократно пытались установить торговую связь с прикаспийскими областями и со всем Сефевидским государством. Однако, в первое время эти попытки были безуспешны, хотя агент Э.Дженкинсон для осуществления этой цели предпринимал несколько экспедиций.

Автор И.Кулишер в своей работе 1923 г. отмечает: «В результате торгово – дипломатических экспедиций Дженкинсона, который был 4 раза в России, наконец, английской торговой компании была дана новая привилегия, а именно – право беспошлинно торговать с восточными народами, в особенности…в Бухаре и Шемахе».

Уезжая из Москвы, Э. Дженкинсон имел от Ивана Грозного следующие поручения:

1) наладить, укрепить и по возможности расширить торговые связи с Ширваном и всем Сефевидским государством; 2) выяснить обстановку и возможность приобретения союзника для Москвы в лице Ширвана и через него Сефевидов, против Турции.

Поручения в Москве Э. Дженкинсон получил именно к Абдулла-хану, который хотя и был сефевидским наместником, но он во многом, сохранял свою независимость.

Энтони Дженкинсон

Когда 15 марта 1562 года Э.Дженкинсон был на приеме у Московского царя, как он сам об этом пишет, там же находился и ширванский посланник Абдулла-хана Устаджлу. Это был именно ширванский посол. Э.Дженкинсон вспоминает, что, когда он отправился из Шемахи к шаху Тахмасибу I, Абдулла-хан дал ему в провожатые «своего посланника (возвратившегося из России)».

Получив разрешение от Ивана IV, экспедиция англичан во главе с Э.Дженкинсоном выехала из Москвы, имея при себе письменное послание царя. С этой экспедицией выехал на родину и посланник Абдулла-хана. 10 июля экспедиция прибыла в Астрахань, 4 августа – в Дербенд, 6 августа – в Шабран и 18 августа – в Шемаху. Англичане были приняты шемахинским беглярбеком Абдулла-ханом только 20 августа в его летней резиденции, приблизительно в 20 — милях от Шемахи.

Э.Дженкинсон подробно описывает свой приезд в Шемаху к Абдулла-хану, его пышный двор, где он был принят «Королем Ширвана» и оказанный ему прием. В его записях много этнографических сведений об Азербайджане XVI века. Приветствовал англичанина беглярбек Ширвана на родном азербайджанском языке.

Э.Дженкинсону сначала не удалось добиться заключения соглашения с Абдулла-ханом и в ноябре 1562 года он уехал в Казвин к Тахмасибу I, который вначале принял его очень сухо, однако проявил большой интерес к торговым путям, которые связали бы его страну с Россией и Англией, а также и со странами Западной Европы.

Чтобы показать верность только что заключенному мирному договору с Турцией и под предлогом того, что англичане – «кяфиры» (неверные), Тахмасиб I не разрешил им, находиться во владениях Сефевидов и даже обещал на словах турецким купцам в Казвине выдать их султану. Однако он не только не сделал этого, но еще и подарил Э. Дженкинсону «шелковое платье» и в послании своем к Абдулле-хану, велел устроить ему хороший прием.

На обратном пути, в городе Джавате, Э.Дженкинсон вторично встретился с Абдулла-ханом. Здесь англичане снова начали переговоры, которые на этот раз закончились тем, что 14 апреля 1563 г. Абдулла-хан подписал им грамоту на свободную торговлю в своих владениях, со всеми товарами и освобождением от всех пошлин.

В подписанной Абдулла-ханом грамоте для Московской компании говорилось: «Мы, Абдулла-хан, могуществом бога, создателя неба и земли, назначенный и ныне царствующий король Ширвана и Гиркана, единственно по нашему почину и нашей великой доброте, вследствие настойчивого ходатайства и просьбы… Энтони Дженкинсона, посланника, дали и пожаловали…» настоящую грамоту Компании «купцов – предпринимателей из города Лондона в Англии».

Московская компания получила «полную свободу, безопасный пропуск и разрешение приезжать или посылать своих агентов по торговле» в Ширван, «совершать покупки и продажи» с ширванскими купцами и «другими лицами на наличные деньги или в обмен, пребывать и обитать… столько времени, сколько они пожелают, и уезжать, когда им будет угодно, без задержек, помех и препятствий». Члены Компании также освобождаются от пошлин за «товары, которые они будут покупать или продавать в Ширване».

Но о правах ширванских купцов во владениях английской королевы в грамоте Абдулла-хана, не было ни слова. Возвращаясь из Ширвана в Москву, Э.Дженкинсон вез поручение от Абдулла-хана к русскому царю носящее, несомненно, торговый и политический характер. Ширванские посланники вернулись на родину, получив согласие Ивана Грозного.

В XVI веке централизованное Русское государство представляло большую силу в Европе, с ним считались. Абдулла-хан старался завязать дружеские отношения с Иваном IV, чтобы иметь в его лице союзника против Османской Турции. Русский царь также искал союзников на Ближнем Востоке для обороны против агрессии Турции.

Карта составленная Э.Дженкинсоном, с указанием Каспийского моря (1562 г.)

По возвращению Э.Дженкинсона в Москву, русский правитель выразил желание, послать его вторично в Ширван. По рекомендательному письму, Э.Дженкинсон был принят в столице Сефевидов городе Казвине и даже одарен подарками. Как уже было сказано, в заинтересованности Абдулла-хана в сношениях с Москвой, он оказывал покровительство Э.Дженкинсону, как посланнику московского царя.

При содействии ширванского беглярбека Абдулла-хан Устаджлу в Шемахе была учреждена торговая фактория англичан. Сам беглярбек, будучи заинтересованным в вывозе шелка – сырца, поддержал представителя Компании Э.Дженкинсона.

Англичане, получив грамоту на свободную торговлю, стремились развить свою экспансионистскую деятельность в Закавказье, богатство и стратегическое расположение, которого сулили им большие выгоды. Желая, при удобном случае отстранить русских от каспийской торговли, англичане в 1565 году вновь предприняли экспедицию в Ширван, в составе Э.Дженкинсона, А,Китчипа и А.Эдвардса. 11 августа этого года они были приняты Абдулла-ханом, где ему преподнесли разные подарки, в том числе 40 соболей и 40 «красных» лисиц, 4 аршина красного сукна и др.

У англичан была просьба о расширении жалованной им беглярбеком в 1563 году грамоты. В ответ Абдулла – хан велел англичанам все просьбы изложить в письменном виде. Однако это не сбылось, так как через несколько дней Абдулла-хан умер.

Дождавшись назначения нового беглярбека – Араз-хана, англичане ничего не добившись от него, отправились в Казвин. А.Эдвардс отмечает, что Тахмасиб I проявил большой интерес к английскому ввозу и вывозу.

До подписания новой грамоты, шах Тахмасиб I во время приема интересовался русско – английскими торговыми отношениями. Расспрашивал, давно ли англичане торгуют в России, в какой срок можно проехать в Англию через Россию и ряд других вопросов касающихся России, ее богатств и торговли.

Сефевидам были уже известны крупные победы Ивана IV, в сплочении русских земель и присоединения к России огромной территории. С этой целью Сефевиды желали иметь в лице русского царя, могучего союзника против Османской Турции. Вскоре шах Тахмасиб I отправил посольство к Ивану IV для заключения договора, о свободной торговле русских и сефевидских купцов.

Все это способствовало более широкому развитию Волжско- Каспийского пути. Западная Европа, также придавала большое значение этому удобному и выгодному торговому транзиту, который соединял страны, Ближнего и Среднего Востока с Европой. Этот путь сулил огромные выгоды англичанам и другим европейским странам.

Но Российcкое государство само решило использовать эти выгоды торговли. Были установлены ограничения для транзитной торговли англичан. Вскоре Иван Грозный запретил транзитную торговлю по Волжско-Каспийскому пути, не только англичанам, но и другим западноевропейским странам (Швеции, Голландии).

В конце XVI – начале XVII столетия обмен посольствами между Россией и Сефевидским государством, приобрел постоянный характер. Таким образом, экономические и торговые связи между Сефевидами и Россией развивались и в последующий период.

По материалам науч. конференции “Путешествие из современного Азербайджана в историческое государство Ширваншахов”